Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Монашество

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ

Один из старейших петербургских монастырей - Свято-Троице-Сергиева Приморская пустынь - стоит на самом берегу Финского залива, возле Стрельны. Когда-то место это было шумным, суетливым: проезжая на дачи, петербургская знать не упускала случая завернуть в монастырь. Преодолеть это неподобающее для монастыря состояние смог только свт. Игнатий (Брянчанинов) - самый знаменитый из местных настоятелей. Сейчас в Пустыни тихо, и близость Финского залива только подчеркивает эту тишину: кажется, что воды его боятся нарушить монашеское безмолвие.

- Что ж, природа ведь тоже может участвовать в богослужении, - говорил мне иеромонах Авель (Филиппенко), водя меня по храму во имя св. прп. Сергия Радонежского, главной церкви Троице-Сергиевской пустыни. - Вот, взгляните: напротив алтаря у нас небольшое круглое окошко. В Пасхальные дни на вечерних службах солнце отсюда падает прямо в раскрытые Царские врата, и алтарь сияет в его лучах. Потом, с приближением лета, свет меняется, и тогда солнечные лучи освещают ковчег с частицей мощей преподобного Сергия. Выходит, солнце может сослужить нам, нужно только пустить его в церковь.

Отец Авель - ризничий Пустыни, и по своему послушанию обязан заботиться о сохранности всей церковной утвари - облачений, подсвечников, икон… Кому, как не ему знать, какие святыни есть сейчас в монастыре? А осталось их от прежних лет немного: лишь рака с частицами мощей различных святых; ее подарил Пустыни известный православный писатель и путешественник Н.А. Муравьев. Не так давно петербургская таможня подарила монастырю конфискованную у кого-то икону Божией Матери "Знамение". Случилось это в день св. вмч. Пантелеимона, и теперь в монастыре в этот день совершается крестный ход с подаренной иконой.

При советской власти обитель была буквально втоптана в землю: храмы ее не просто разрушались - они сносились до основания, а обломки их дробили в порошок и рассеивали по всей округе… В прежние времена Пустынь славилась своим кладбищем - одним из самых красивых в Европе. Здесь хоронили петербургскую знать, и родственники покойных не скупились на богатые надгробья. В советское время всю эту погребальную роскошь вывезли отсюда и поставили в Александро-Невской Лавре, на обозрение туристам, а разоренные могилы залили асфальтом, чтобы воспитанникам милицейской школы было где отрабатывать строевой шаг. Сейчас кладбище потихоньку восстанавливается. Поставлено новое, очень красивое надгробье над могилой князя Горчакова, одноклассника Пушкина, замечательного русского дипломата: постарались потомки князя, живущие за границей. А вот простой деревянный крест возле алтаря Сергиевской церкви. Здесь лежит отец Михаил Прудников, - но мало кому сейчас известно имя этого скромного праведника. Однажды к отцу Иоанну Кронштадтскому пришел моряк, капитан дальнего плавания, - вся грудь у него была увешана медалями. В толпе кто-то случайно толкнул моряка, одна из медалей сорвалась у него с груди и упала. Иоанн Кронштадский тут же промолвил: "Не поднимайте, отец Михаил, она вам больше не понадобится: вы будете священником!" Так, по благословению св. прав. Иоанна, капитан Прудников стал иереем Михаилом. По свидетельствам современников, о. Михаил был настоящим старцем и отличался истинной прозорливостью. Могила его, как и все прочие, была снесена, но уже в наше время. Разглядывая старые фотографии, настоятель Пустыни, игумен Николай (Парамонов), нашел групповой портрет монахов, стоящих возле какого-то креста. С помощью компьютера изображение очистили и смогли прочесть на кресте надпись: "Михаил Прудников". Поставили на этом месте деревянный крест, но о. Николаю очень хотелось найти портрет батюшки, и он часто молился, чтобы Бог помог ему в этом. И молитва была услышана. Однажды в Пустынь пришла дальняя родственница о. Михаила, принесла фотографию и сказала, что ее прислал сам батюшка: "Явился мне во сне и велел мне идти в Пустынь. Я, говорит, там у оградки лежу, - отдай фотографию настоятелю!"

Вот и еще одна славная могила: в храме прп. Сергия покоится схимонах Михаил (Чихачев) - ближайший друг святителя Игнатия (Брянчанинова). Скромный этот инок всю свою монашескую жизнь нес очень тяжелое послушание: пел на клиросе. От постоянного стояния кости ног у него были деформированы: насельники Пустыни смогли воочию в этом убедиться, когда приводили в порядок его разоренную могилу. Знающие об этом паломники заказывают панихиды по схимонаху Михаилу, просят его исцелить их больные ноги и по вере получают просимое. Лет шесть тому назад был такой случай: в Пустынь пришел человек на костылях. Услышав о случаях исцеления, он оставил костыли и, несмотря на протесты родных, пополз к могиле о. Михаила. После усиленной, со слезами, молитвы он смог подняться на ноги и самостоятельно отправился домой. Его костыли отныне хранятся в Пустыни, как память об этом чудесном случае.

- Но не надо думать, что у нас тут сплошные чудеса, - замечает о. Авель, - Жизнь наша тихая, простая… Дело Божие совершается в тишине. У нас все происходит по часам, по распорядку, и так день за днем, без видимых изменений… Но только в этой тишине душа и начинает жить. Вдруг начинаешь всем существом чувствовать, что душа - безсмертна, что молитва - это мостик к вечной жизни. Умом я все это понимал давно, но ощутить душой смог только здесь. Так было со мной, когда я начал заниматься Иисусовой молитвой. Однажды накануне Пасхи мы убирали мусор на территории; я работал вместе со всеми и, как мог, творил молитву. И вдруг - не знаю, как объяснить, - это было не видение, и даже не мысль… Просто мне каким-то образом открылось, что Господь Своим Умом все объемлет и все содержит, а моя умная молитва тонкой ниточкой связывает меня с бездной Ума Божьего… Это и словами-то очень трудно передать, а внешне и вовсе ни в чем не проявилось: я как работал, так и продолжал работать, все длилось доли секунды… Расскажу лучше о нашей братии. Игумен о. Николай прежде преподавал в Духовной Академии; он первым и высказал мысль о восстановлении Пустыни. Несколько позже пришли сюда отец Варлаам, наш благочинный, и отец Михей, который при двух трапезах служит - в алтаре, при Трапезе Господней, и на кухне, заботясь о телесной пище. Тогда же пришел и отец Герман, духовник Пустыни; при пострижении ему дано было имя в честь св. Германа Аляскинского, бывшего насельником нашей Пустыни. Есть у нас отец Силуан, который заведует хозяйственной частью монастыря, а в миру он был завхозом в трамвайно-троллейбусном парке. Он часто говорит: "Сам не пойму, как это Божия благодать позволила мне прижиться в монастыре? В миру я был настолько далек от такой жизни, что даже подумать странно…" Отец Харитон, один из старейших насельников Пустыни, поет на клиросе, отец Онуфрий несет послушание библиотекаря… Вот, пожалуй, и все ядро нашей братии. Я сперва был прихожанином обители. Работал я тогда шофером. Однажды зимой ехал куда-то по работе и заблудился. Начал разворачиваться, попал в снежную целину и застрял. Смеркается, помощи ждать не откуда. И тут вспомнилось мне, как игумен о. Николай посоветовал однажды: "Как будет тяжело, читайте "Царю Небесный" - Дух Святой вам поможет. Так я и поступил, - и хотя читал молитву в отчаянии, без особой веры, но помощь Божия не замедлила. Этот-то случай и вдохновил меня пойти в монастырь. С тех пор восемь лет прошло; я закончил семинарию, сейчас учусь в Академии… Часто можно услышать, что монахом быть тяжело: труды, посты, бдения - для современного городского человека непривычно и чуждо. Что же тут возразишь? Это правда; я тоже долго не мог приспособиться к такой жизни. Но в конце концов привыкаешь ко всему, а Господь всегда найдет, чем утешить Своих трудников. Важнее другое: если изначально нет в человеке любви к уединению; если в душе нет терпения, нет способности долго, смиренно ждать благодатные дары Господа, - тогда жизнь монастырская становится нестерпимо тяжелой. И еще: как говорят опытные иноки, в монастырь надо идти, когда душа твоя не может удовлетвориться ничем тварным. Земное богатство, женская красота - все это несовершенные радости, и многие души остро чувствуют это. Более высокие души знают, что и наука, искусство - эти высшие радости мирской жизни - тоже несут на себе печать несовершенства. Есть одна совершенная радость - общение с Господом. Если вы это чувствуете всей душой, значит вам открыта дорога в монастырь, и не нужно бояться никаких трудностей: Сам Господь зовет вас к Себе в услужение.

Алексей БАКУЛИН