Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

…не поле перейти

КРЕСТЬЯНКА АННА

История народа - его корни, а обруби их, и древо жизни и духа народного усохнет. История народа - его исповедь, воплощенная и запечатленная в судьбах отдельных людей. И сегодня мы расскажем о русской крестьянке Анне Павловне Зайчиковой, прихожанке храма св.ап.Иоанна Богослова в г.Иваново. В свои 93 года Анна Павловна по-прежнему глава боголюбивого рода Зайчиковых, состоящего из пятерых детей, десяти внуков и двенадцати правнуков.

Аннушке было три года, когда она лишилась матери, а еще через три года умер отец. Примерно в это же время произошла революция. Так маленькая Анна осталась круглой сиротой в осиротевшей стране. Кругом царили голод и смятение, и девочке пришлось скитаться из дома в дом. Приютов тогда не было, и выжила она благодаря милости и теплоте людских сердец. "Раньше-то народ был не такой, как сейчас, - жалостливый. Раньше, знаете, как жалели сирот! Так жалели - как своих…", - говорит Анна Павловна.

В селе Никольское Ивановской области, где воспитывалась сиротка, находился Николо-Шартомский монастырь. И вот Аннушка, не имея возможности посещать школу, чтению и письму училась в храме - по иконам и церковным книгам. В монастыре научилась она смирению и послушанию и обрела крепкую, необоримую веру, которая давала силы жить и благодарить Бога за все. По совету добрых людей шестнадцатилетняя Анна вышла замуж, и обрела свой дом и свою семью. Правда, семья, в которую попала девушка, была неверующей, и Аннушка с болью в сердце смотрела, как свекровь избавлялась от икон. Но еще больнее и страшнее было, когда закрывали и грабили монастырь, - ведь Анна "всю жизнь к Николаю Угоднику ходила". Разрушение веры, уничтожение храмов в годы советской власти стало национальной трагедией: многие люди плакали, тайком спасали иконы, но возражать не смели.

А Аннушка даже в тревожные годы сталинских гонений не боялась вступать в пререкание с властями, проявляя то крестьянскую хозяйскую лукавинку - упрек, то отчаянную отвагу человека, которому правда дороже жизни. "Где правда, там - сила", - утешала она себя словами русской поговорки. А произошло вот что. Когда муж Анны Павловны погиб на фронте, по какой-то чудовищной ошибке или по наговору, ее объявили фронтовичкой-шпионкой и упрятали в застенки НКВД. Целый месяц Анну изматывали ночными допросами, заставляли сознаться, а в чем - она так и не поняла. Долго терпела она, но даже железному терпению безответной крестьянки пришел конец: "Вы что, желаете, чтобы я донага разделась?! Так у меня нет шва здесь. Если бы я служила в армии, то половина меня в армии бы была, а половина - детей растила. Умучили вы меня! Что я вам плохого сделала? Вас судить надо бы, а не меня!" Казалось, трибунал был неизбежен. Однако Господь заступился за сироту, и Анна Павловна не только избежала суда, но в том же году получила положенную ей по закону квартиру. Но горечь обиды за несправедливое осуждение осталась, ведь она, как и миллионы русских баб, относилась к тем скромным труженицам тыла, на которых держалось хозяйство и ковалась будущая Победа.

Анна Павловна вспоминает: "Я на ферме работала дояркой, да еще зерно возила… мужики-то все ушли на войну. Я по тыще с лишком трудодней зарабатывала. Иные целыми семьями столько не зарабатывали. Но меня с детьми некому защищать было. А молодые бабы бывало говорили: "Мы так работать не будем. Нам надо детей растить". А у меня что, не дети что ли?! У меня их пятеро… Слез реки тогда пролила". И все же именно труд и взаимовыручка помогли людям пережить войну. Да и после войны горя хватало - почти все мужчины погибли на фронте.

Сиротство Анны Павловны перешло во вдовство, но она никогда не забывала Бога, и Господь не оставил ее - не только простые люди, но и святые помогали Аннушке нести тяготы вдовьей доли. Вот что Анна Павловна рассказывает о своей встрече с Николаем Угодником - заступником сирот и вдовиц. Возвращалась она как-то из города в свое село - 50 км пешком: "У Красного моста иду. Гляжу - стоит человек. Пальто на нем короткое, в руке посох, сам старенький. Оробела я. А домой надо идти: дети дома одни, маленькие. Сама думаю: "Где я его видела?" Решилась, подошла, а он и говорит: "Что, матушка, боишься?" - "Да нет, дедушка, не боюсь я. У меня дети одни дома-то, я за них волнуюсь…" - "Не волнуйся, я у тебя сейчас был. Иди потихоньку - тебя никто не тронет. А дети у тебя не одни: дома-то у тебя иконки". Тут я замешкалась, глаза опустила, а когда подняла - старец исчез. "Мне бы надо поклониться ему", - спохватилась я".

С тех пор всю жизнь Анна Павловна бьет поклоны Николаю Угоднику перед старинной церковной иконою. Как батюшка Николай с малолетства взрастил и воспитал сироту, так и в зрелые годы милостию не оставил.

Анна Павловна - простая русская женщина, не заканчивала институтов, сама жизнь, долгая, суровая, была ей школой. Она постигла, пожалуй, главные жизненные дисциплины - мудрость, смирение и душевную щедрость. Мы спросили ее:

- Скажите, ради чего живут люди?

- Господь нас создал, и очень хорошо. И благодарите вы Его за это, что Он такую жизнь нам дал. Он нам все дал - одеты, обуты - а мы, пустышки, не благодарим Бога, ленимся… Язык не ворочается молитвы читать.

- А что главное надо воспитывать в детях?

- Чтоб в храм ходили, в Бога верили да себя вели бы как добрые люди, как положено: в доброте - сила. Ведь доброта от Любви, а Любовь - от Бога.

Беседовали иеродиакон Тимофей, Александра Барышникова