Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Стоит лишь вымолвить слово "улыбка", и каждый тут же представляет себе милое, приветливое лицо с несказанным выражением здоровья и доброжелательности. Искра счастья - для себя и других. Пусть хотя бы немного облегчения, утешения, а может быть, даже любви… Так бывает порою. Но так бывает далеко не всегда.
Улыбка "играет" не только вокруг рта; она "играет" на всем лице и особенно в глазах, из которых она лучится. Когда улыбается лишь рот, а глаза остаются серьезными или застывают, нам становится как-то неуютно и даже жутко. Когда же улыбаются одни глаза, то мы нередко наслаждаемся скрытым, сдерживаемым юмором. Но мертвые, с закрытыми глазами, улыбаются лишь чуть-чуть - выражая общее для них блаженное успокоение.
Поэтому улыбка не так уж и проста и не всегда говорит о счастье. Существуют безчисленные разновидности улыбки. Стоит принять во внимание, что преобладает в улыбке - собственное здоровье или доброжелательность к другому. Здоровье переносит акцент на дражайшее "я" улыбающегося: он подразумевает самого себя, дела у него идут хорошо, чувствует он себя уютно. Доброжелательность, напротив, переносит акцент на отношение к другому; тогда улыбка подразумевает "тебя", ближнего.
"Я-улыбка" чаще всего самодовольна, отвергающа, безсердечна и несимпатична. Она может совершенно по-детски, наивно означать: "Я здоров и наслаждаюсь, что мне до других?" Или самодовольно: "Все во мне и на мне превосходно". Или заносчиво и высокомерно: "Чего стоят остальные по сравнению с моим совершенством?" Далее улыбка может стать даже насмешливой и язвительной: "Что, кто-то осмеливается сравнивать себя со мной?" или - презрительной: "И вы тут, низменные создания?"; разочарованной, обиженной и т.д. И когда эта обиженная, презрительная ирония обращается против "верхов", она становится саркастичной и богохульной": "Эти там, наверху", или "Тот там, на небесах". Пропитанная затаенной злобой, рассеивая черные лучи ненависти, зависти, неутоленного чувства мести, улыбка становится инфернальной и сатанинской - судорожная гримаса неудавшегося самообожествления… Так самоутверждающееся "хорошее здоровье", не связанное с сердечной доброжелательностью, из-за примитивного эгоизма скатывается в ад, чтобы улыбаться еще и из ада…
"Улыбка тебе", напротив, улыбка сердечной симпатии во всех своих оттенках, от наивно-чувственного желания до навеянной потусторонним миром жертвенной, духовной любви, улыбающейся из дали неверному возлюбленному на счастье. Бывает улыбка целомудренной скромности: "Я - цветок в саду" и улыбка безстыдной навязчивости. Бывает улыбка дразнящего кокетства и улыбка святой тайны; улыбка вопроса, изнемогающей тоски, пробудившейся ревности, прощения, утешения, благодарности… улыбка блаженного просветления и улыбка счастливой матери. Бывают случаи, когда уродливое лицо спасает улыбка, а самое прекрасное искажает и компрометирует. Неисчерпаемое богатство выражения.
Но истинная улыбка всегда вызвана вполне конкретными условиями. Улыбка - это выражение, продиктованное чувством "да", и это "да" должно светиться полно, живо и искренно. Неискренняя улыбка - всегда фальшива и отвратительна: она отравлена изнутри и обезсилена отрицанием "нет". Настоящая улыбка должна быть полноценной - внешне, светясь на лице, и внутри - лучась от души. Ясность и искренность образует ее душевное благоухание. Человек в своей улыбке должен быть весь на виду, подобно ребенку, вести себя чистосердечно и свободно. Только тогда он предстает как "дитя сердца", и его улыбка действует чарующе. Легкая, светлая нить протягивается тогда от человека к человеку; возникает взаимное расположение душ, а по мере того как улыбка становится сердечнее и ласковее - дружба и любовь.
Такая улыбка может и вправду стать орудием Бога на земле.
Иван ИЛЬИН († 1954)