Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

«ЗА ВТОРОЮ ПЕРШПЕКТИВОЮ»

Именно здесь 24 мая 1750 года был заложен каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. И фасадом он своим напоминает московские храмы в стиле барокко, что вносит ласковый русский акцент в европейское каменное лицо Петербурга. В 1762 году угодник Божий свт.Тихон Задонский, бывший тогда викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, освятил первый придел свв.Кира и Иоанна, после чего были освящены в разное время еще шесть приделов. О том, что пришлось пережить храму за свою многолетнюю историю и чем он живет сейчас, о своем приходе к вере, рассказывает настоятель храма, протоиерей Андрей ДЬЯКОНОВ.

- Разными путями приводит Господь людей к вере, в Церковь. Настоятелем храма Благовещения на Васильевском острове я был назначен в 1995 году, а ведь еще в середине 70-х, когда работал на заводе Козицкого, ни за что в это бы не поверил, скажи мне кто-нибудь о том. Каждый день я ходил мимо этого храма на работу, и он производил на меня очень удручающее впечатление. На церковной ограде в те времена были наварены металлические щиты, крашенные в черный цвет, и они почти скрывали церковь. К тому же на храме не было крестов, отчего он выглядел неестественно. И, как уродливые наросты, торчали из здания разные трубы и вентиляционные камеры - прямо из окон, из купола, - змеями выползали на улицу. А заводчане, как узнал я позже, называли подкупольное пространство чердаком.

Историческая справка:

25 марта 1936 года нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе и нарком обороны Советского Союза Ворошилов направили Калинину секретное письмо: "Особое конструкторское бюро ВОТИ в Ленинграде должно в настоящий момент производить сборку объектов оборонного значения, строить специальный цех нерационально, поэтому просим передать ОКБ церковь Благовещения на Васильевском острове, которая вполне подходит для этой цели".

О том, что еще 2 февраля 1936 года церковная община обращалась с ходатайством о разрешении возобновления богослужений - в письме ни слова. 28 марта церковь была "ликвидирована".

О.Андрей: - Вот тогда-то в истории Благовещенского храма и наступили черные дни. В помещении первого этажа были размещены все инженерные коммуникации: в Сретенском приделе - теплоцентр, душевые и туалеты, в Благовещенском алтаре - электрощитовая и водораспределительный узел. На пол кладется асфальт для размещения станочного парка, а в необходимых местах делаются бетонные подушки. Храм, как паутиной, начинает окутываться массой проводов, кабелей, систем заземления. В наружные стены врезываются огромные куски арматуры для устройства подъемников, металлических лестниц и вентиляционных воздуховодов. Центральный купол разгораживают тремя уровнями перекрытий, настилают дощатые полы, для чего пробивают борозды в стенах, покрытых живописью, а само пространство Храма разделяют на множество кабинетов.

- Отец Андрей, в советское время вы работали на заводе. Расскажите, как Вы пришли к Церкви?

- Помню, как в конце далеких теперь 70-х годов, у меня и моих друзей появился интерес к религии и истории России. Собираясь вечерами, мы могли подолгу спорить и размышлять о смысле жизни, осознавая, что тот вульгарный материализм, навязываемый нам, был ложным. И если кто-то узнавал что-то новое из жизни духовной, то взахлеб рассказывал, а остальные слушали, затаив дыхание. Помню, как один из наших друзей от кого-то услышал и пересказал нам, как во время войны немцы бомбили один из монастырей, но бомбы летели мимо. Разве тогда мы могли это осознать, имея материалистическое представление о мире? Вот так в один прекрасный день мы все вместе, а нас было человек пять-шесть, и решили пойти в Лавру, через мост: мы жили на Малой Охте. Зашли, а сами не знаем ничего: как вести себя, как креститься, куда свечку поставить. Узнавали все постепенно. А в тот первый раз просто вдруг почувствовали, что именно в храме Божием можно получить то, чего нигде больше не получишь. Нас тогда в храме коснулась благодать… Многие жалуются, что не понимают церковнославянский язык. Мы тоже тогда не все поняли, но это было неважно, нам достаточно было самой церковной атмосферы. Тогда я впервые подумал, что хочу не просто посещать храм как прихожанин, но сам участвовать в богослужении. Конечно, не все из моих друзей выбрали церковное поприще, но, главное, все сохранили веру.

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем я поступил в семинарию. Будучи студентом, в 1982 году был назначен псаломщиком в Смоленскую церковь при Смоленском кладбище. И опять мой путь лежал мимо тогда еще закрытой Благовещенской церкви. Потом я был переведен в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, тот самый, порог которого впервые переступил еще подростком. Здесь и был рукоположен в священники.

- Ранее Благовещенская церковь являлась самым большим по числу престолов храмом города. Сколько престолов в храме ныне?

- Два - Крестовоздвиженский и Ильинский. Потому и богослужения совершаются только здесь, на втором этаже. Но мы хотим воссоздать храм в его историческом виде. Уберем все перегородки, восстановим настенную живопись, снесем склады, которые тянутся по всему фасаду и закрывают его. Тогда храм снова станет виден, а то сейчас он будто упрятан в глубине домов.

- Историческая храмовая территория была довольно обширна. Будет ли она возвращена приходу?

- Территория была действительно большая - от Малого проспекта до здания школы около 2,5 га. Недаром во всех официальных документах и исторических справках храм именовался "Благовещенский ансамбль". Да, мы поднимали этот вопрос. Весь бывший Благовещенский приход, кроме храма и часовни, включал в себя несколько зданий, которые в настоящее время приходу не принадлежат, а ведь построены они были на церковные деньги… На наши обращения к городским властям о возврате этих зданий пришел ответ, что все они являются социально-значимыми объектами и передаче приходу не подлежат. Но мы надеемся, что, с благословения Владыки, сможем положительно решить вопрос по восстановлению исторического облика Благовещенского ансамбля.

- Это вопрос отдаленной перспективы, а как обстоят дела в настоящее время?

- Уже сделано немало. На церковной территории (после многочисленных судебных тяжб) снесены уродливые заводские строения, закрывавшие храм. Настало время заняться благоустройством этой территории и церковной ограды, правда, денег на это пока нет.

Еще в 1998 году, делая пробные расчистки, мы почти на всех стенах храма обнаружили большие фрагменты живописи: и на библейские сюжеты, и на церковные праздники. Все эти плафоны и панно обрамлены орнаментом. Есть сюжеты, посвященные престольному празднику главного алтаря верхнего храма - Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня: на южной стене - обретение Креста Господня в 326 году св.равноап.царицей Еленою, на северной - возвращение Животворящего Креста Господня из персидского плена. А вот на западной стене сохранился лишь фрагмент Несения Креста. Большая часть изображения утрачена, поскольку в 30-е годы прошлого столетия на Горнем месте Зачатьевского придела был пробит дверной проем.

Силами прихода закончена работа по восстановлению центрального купола, воссоздана полностью утраченная орнаментальная живопись. После снятия лесов и демонтажа последнего перекрытия ее необходимо будет только совместить с фрагментами настенной живописи XIX века. А в центральной части Крестовоздвиженского придела восстановлен плафон с довольно редким для храмовой росписи библейским сюжетом: Ной приносит благодарственную жертву Богу после всемирного потопа, - об этом свидетельствует характерное изображение радуги.

Страстное Благовещение

- Батюшка, в этом году Благовещение выпало на Страстную неделю. С одной стороны - скорбь и самые суровые дни Великого поста, с другой - радость от благой вести, которую принес Ангел Господень Деве Марии о рождении Спасителя мира.

- Да, в этом году праздник Благовещения совпал с Великой средой на Страстной Седмице. В это время мы переживаем последние дни и часы земной жизни Спасителя. Но здесь нет никакого противоречия, ведь благая весть о том, что Господь грядет родиться в мир, принесенная Архангелом Гавриилом Божией Матери, - это и есть начало нашего спасения. И на Страстной неделе уже совершается само спасение, ибо это дни, часы и мгновения, когда Господь страдает за весь мир и искупает нас своей кровью. Эти дни - самые спасительные, и они только усиливают значение Благовещения. И для нашего храма, для которого Благовещение - престольный праздник, этот день - вторая Пасха.

- Как следует вести себя верующему в этот день, есть ли послабление поста?

- На Страстной неделе послаблений от поста не бывает. Но богослужение в день Благовещения совершается праздничным чином.

Как вести себя в этот день? Прежде всего - пойти в храм и молиться, и радоваться столь великому празднику. А особенностей каких-либо нет. Разве что такое соединение скорби о страстях Господних и радости от Благой Вести о Грядущем рождения Спасителя в мир заставляет задуматься о том, что духовные истины, спасение рода человеческого - вне времени и не зависят от дней недели. Это превыше всего, это - вечное.

На месте сухом и высоком

Отца Андрея позвали неотложные храмовые дела, и в наступившей тишине стали отчетливо слышны доносящиеся с улицы радостные крики ребятишек. Прямо у стен храма раскинулся парк, его так и называют Благовещенским, и кроме узких дорожек-аллеек, петляющих меж деревьев, здесь уютно расположилась детская площадка с горками, грибками-песочницами, качелями. Подумалось: как хорошо дети играют, будто под охраной храма Божиего. Наша беседа продолжилась с помощником отца настоятеля - Николаем Тихоновичем Первушовым. Он пояснил:

- Именно здесь муниципалы проводили все увеселительные мероприятия, в том числе и новогодние гуляния с аттракционами, катаниями на лошадях, праздничным действом вокруг елки и раздачей подарков детворе. Оно бы и ничего, только веселье это проходило из года в год на месте бывшего кладбища, да еще во время богослужений.

Историческая справка:

С 1738 года при церкви (еще первой, деревянной), "на месте сухом и высоком", по доношению комиссии о Санкт-Петербургских строениях, было основано кладбище. Оно было достаточно привилегированным: за предоставление места требовалось внести не менее десяти рублей "на церковное строение", а, кроме того, выложить кирпичом склеп. На кладбище, среди прочих, были погребены: знаменитый путешественник-исследователь и автор "Описания земли Камчатки" С.Крашенинников, академик А.Нартов - создатель оригинальных токарных станков, основатель механических мастерских в СПб Академии Наук.

- Вот и пришлось нам все это разъяснять представителям муниципального округа. Слава Богу, мы были услышаны и поняты. Решено, что светские гуляния проводились здесь в последний раз.

О.Андрей: - Всех вас, дорогие читатели газеты "Православный Санкт-Петербург", мы поздравляем с наступающим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и всегда рады видеть вас в нашем храме.

Адрес: 199004 СПб, Васильевский остров, 8-я линия, 67. Тел: (812)328-29-22; 328-29-71.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА