Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДЫХАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

протоиерей Вячеслав ХАРИНОВАпостолы установили Великий пост в сорок дней в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся сорок дней в пустыне, отсюда и пришедшее к нам от греков название Великого поста - Четыредесятница. Был он учрежден одновременно с основанием Церкви и призван содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. И все же немало вопросов возникает у современного человека по поводу того, как надо поститься, что значит поститься. На них отвечает настоятель церкви во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ.

† † †

- Люди, недавно пришедшие к Богу, тяжело переносят пост. Как объяснить им, что пост - это время радости, а постящийся человек - отнюдь не страдалец, уныло жующий капустный лист…

- Пост - одна из форм благоговения перед Творцом, Его величием и святостью. А ощущение, что ты - творение Его, ощущение присутствия Бога в твоей жизни - всегда приносит радость. Поэтому мы намеренно и с радостью отказываемся от некоторых удовольствий и благ для того именно, чтобы благоговейно почтить Того, Кто призвал нас к жизни и дал эти блага и радости.

Пост - это еще и духовные упражнения… Помню, приходит ко мне как-то пожилая женщина, сетует: "Батюшка, никак не могу собраться, прийти на исповедь…" Я спрашиваю: "И не причащались, наверное, давно?" - "Да, уже три года, - отвечает она. - Понимаете, у меня никак не получается поститься как положено: то съем что-то скоромное, то на какой-нибудь праздник попаду…"

И это беда многих людей в наше время: верующие уделяют слишком большое внимание рациону питания, подменяя им смысл поста, строгость и сложность его настолько поглощает их, что они подчас забывают важность других духовных упражнений поста: регулярной молитвы - частной и общественной, а значит, и частое посещение храма, участие в главных таинствах Церкви Христовой - Причащения и Покаяния, которые пробуждают нашу совесть, главный механизм трезвения. А без этого пост теряет смысл.

- Значит, если вдруг человек оступился, лучше прийти покаяться и со спокойной совестью продолжать пост, а не ждать, когда он закончится, и потом уже идти в церковь?

- Конечно. Более того, нельзя сводить пост только к составлению постного рыбно-овощного меню. Такое формальное исполнение обряда обычно заканчивается тем, что мы теряем всякую радость и смысл духовно переживаемого во время поста, впадаем в уныние. Ведь трудно найти человека, по-настоящему строго постящегося, который скажет: "А я люблю поститься, мне пост легко дается". Замечательно сказал один мой собрат-священнослужитель - это стало уже просто крылатой фразой, - когда ему после окончания поста предложили за трапезой что-то постное: "Да вы что! Да я же во время поста каждую ночь во сне курицу жарил!.." Конечно, нам физически не всегда легко от постовой пищи, но если сосредоточиваться только на пище - будет плохо и духовно.

- В связи с этим такой вопрос: как во время поста оставаться добрым? Бывает, что человек нагрубит, а потом извиняется, мол, это не я, это пост виноват.

- Ни в посту, ни вне его грубость или хамство недопустимы, и особенно по отношению к подчиненным, подобное греховное отношение к ближнему называется любоначалием… В таких случаях надобно читать молитву Ефрема Сирина, которая содержит в себе весь смысл поста. И, заметьте, в ней ни слова не сказано о еде, ибо пост - не диета, но добровольный, из любви ко Господу и приобщению к Его страданиям, отказ от излишеств. Действительно, как, например, поститься самоедам, живущим на Крайнем Севере, которые практически круглый год питаются жиром и сырым мясом? Ничего другого у них попросту нет.

- И как же они постятся? фото Л.Ивановой

- Российские просветители Севера посвятили им свои труды и наставления… А едят самоеды то же мясо, но ограничивая себя в количестве. Воздерживаются от развлечений и плотских утех…

Пост - это еще и упражнение для наших эмоций: мы очень от многого стараемся отказаться, терпим какие-то лишения, но должны следить за своим эмоциональным состоянием. И наши эмоции в это время должны быть связаны не с эстетическими, а прежде всего с морально-этическими переживаниями. Вспомним последнее и главное прошение молитвы Ефрема Сирина, в котором он просит Бога даровать ему зреть собственные прегрешения и не осуждать брата своего. Ведь он не просит даровать ему, скажем, восторг переживания от музыкальных или художественных произведений… Нет, его помыслы направлены на морально-этическую сторону бытия. И это нам надо помнить.

- Быть может, людям малоцерковным стоит постепенно входить в пост: поначалу отказаться от каких-либо лакомств и просмотра веселых телепередач, например?

- Почему нет? Когда я одному американскому мальчику объяснил смысл поста, он воскликнул: "Я все понял! Во время поста я откажусь от кока-колы". Да, это звучит несерьезно, не по-нашему, не по-православному, но для этого мальчика, выросшего на других культурных ценностях, - это большая жертва. А путь ко Господу начинается с малого, главное сделать первый шаг. Не можешь выдержать пост по всем правилам - делай это постепенно. В первый год откажись от сладкого и мяса, от просмотра телепередач увеселительных. Дальше будет легче. Не надо изнурять себя, если пост не по силам, Господь для этой жизни дал нам одно тело, надо о нем заботиться, как о храме своей души. А мы сначала гробим его неразумными действиями, а потом чиним и латаем.

- Батюшка, я слышала такую историю. Женщина, добросовестно соблюдавшая пост, дня за два до его окончания попала на чей-то юбилей и соблазнилась пирожным, сказав себе: "Я хорошо постилась, и если теперь в награду съем одно пирожное, то тем самым ведь не предам Тебя, Господи?" Съела и тут же почувствовала, как что-то вползло ей в ухо. С этого дня ее мучили страшные головные боли. Она считает, что это бес вошел в нее, как наказание за нарушение поста.

- На самом деле, бес вошел в нее не тогда, когда она съела то злополучное пирожное, а гораздо раньше: когда она возгордилась своим строгим постом и посчитала, что имеет право на награду за соблюдения поста.

- Батюшка, если у человека заболевание, которое по рекомендации врача дозволяет послабление поста, нужно ли каждый раз вновь и вновь брать у батюшки на это благословение?

- Обязательно, и не только на какие-то послабления, но и на сам пост. Надо прийти к своему духовнику и заранее обговорить все - свою болезнь, приезд гостей, далеких от Церкви, грядущий юбилей или иное торжество. Я в таких случаях советую сделать изысканный, но постный стол. Ведь сейчас есть постные масла и майонезы, можно сделать прекрасный салат с крабовыми палочками. Как-то я даже видел постный торт - он был бисквитный, а вместо масла использован ароматический маргарин; не знаю, насколько это вкусно, но выглядел он, как настоящий…

Отдельно скажу о женщинах, ждущих ребенка. Будущим мамам обязательно надо есть творог и другие продукты, содержащие кальций, необходимый при построении косточек младенца. В остальном - соблюдать пост, как все. Мы, священники, на опыте своих матушек и детей знаем, что пост не вредит здоровью мам и малышей.

И не надо бояться строгости батюшки, ибо строгость священника должна быть только по отношению к самому себе. Батюшка не имеет каких-либо льгот и преимуществ, но только особое право любить свою паству и помогать каждому, вверенному его попечению человеку. Батюшка всегда вас выслушает и подскажет, как лучше сделать, какой силы должен быть пост (ведь у кого-то язва желудка, кто-то недавно перенес операцию и т.д.), чтобы он не сломил вас и не отвратил от Церкви. Испытав поражение - не выдержав суровости поста, сорвавшись, человек может решить, что не соответствует высокому церковному идеалу, и отпасть от матери-Церкви. Поэтому ничего не надо решать самому, но с радостью подчиняться воле Церкви через благословение священника.

- А можно ли есть в пост грибы? Ученые доказали, что это скорее животное, а не растение. И можно ли есть соевое мясо: не будет ли это самообманом и лицемерием? Да, соя - растение, но ей придан вкус мяса.

- Животные имеют кровь, в грибах крови нет, стало быть, можно со спокойной совестью использовать их как постную пищу - вкусную и питательную. Что касается соевого мяса… Я так понимаю, это дорогое удовольствие, и коли у человека есть деньги, и он задается подобными вопросами, не лучше ли купить рыбу, овощи? Есть соевое мясо совершенно не грешно, хотя, доля вкусового обмана может быть. Кстати, мясной белок можно заменить бобовыми, мясо само по себе не является необходимым продуктом питания.

Но пост - воздержание не только в пище, это еще и отказ от удовольствий телесных. Вопрос этот стоит очень остро: женщины часто жалуются, что неверующий муж не желает понимать их целомудренного воздержания. Что тут сказать? Главное, чтобы пост не стал причиной разрушения семьи. Господу это не нужно, ибо брак - это Таинство, семья - это малая церковь.

- Есть мнение, что зачатый в пост ребенок может родиться больным физически или духовно в наказание за грех родителей.

- Нет закономерности, что все зачатые в посту младенцы сплошь больные и ущербные. Хотя, конечно, нравственное несовершенство взрослых, согрешивших в пост, может отразиться на слабом и беззащитном ребенке… Я очень люблю детей, у нас с женой их пятеро, и сама мысль о том, что дети должны страдать оттого, что родители не соблюли целомудрие, - для меня невыносимо тяжела. Но коль народ это приметил, возможно, есть в этом доля правды. Но несравнимо большим злом будет, если мать постарается избавиться от зачатого в пост ребенка, якобы спасая его от кары за их с мужем грех невоздержания. Впрочем, я думаю, что редкий мужчина не поймет свою жену, если она ему расскажет о всех возможных напастях и бедах, сопутствующих любому нравственному несовершенству и греховным состояниям человека.

- Последний вопрос: если человек слаб духом и не может выдержать весь Великий пост, но по всем правилам постится в Страстную седмицу, - засчитается ли это ему как соблюдение поста?

- Видите ли, к Страстной седмице надо себя еще подготовить, и подготовка эта идет на протяжении всего Великого поста. Заметьте, Великий пост насчитывает отнюдь не сорок дней, то есть сорок дней в нем без Страстной седмицы, которая сверх того. Почему? Сорок - библейское число испытания, приуготовления. Не случайно сорок дней - это тот срок, что пребывал Спаситель в пустыне, искушаемый сатаной. Страстная же седмица, - наособицу. Эта неделя, особенно Великая пятница, - та духовная глубина, на которую мы спускаемся лишь один раз в году. На эту глубину надо спуститься, "спрыгнуть" на нее невозможно, ее надо выстрадать, испытав себя Четыредесятницей, иначе не ощутишь радости и нужности восхождения, не прочувствуешь во всей полноте радости Христова Воскресения. Соблюдая пост, изо дня в день, шаг за шагом, мы мистически переживаем события, происходившие две тысячи лет тому назад. Мы сопричастны происходящему, мы сострадаем Господу нашему Иисусу Христу, и Он каждый год воскресает в наших сердцах и душах. И Церковь призывает к переживанию этой радости всех: постившихся и непостившихся.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА