Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОЖУЕМ?..

Когда смотришь на иконы святых мучеников, вглядываешься в изображения угодников Божиих, невольно поражаешься духовной красоте их лиц, претворенных Божией благодатью в лики, из которых ушло все суетное, наносное, случайное. Даже разбирая старинные фотографии, мы удивляемся, сколько достоинства, благородства, правды и любви запечатлено на портретах наших прабабушек и прадедушек. Отчего так помельчали потомки, почему столь заметно изменились люди и духовно, и физически? "Не плоть, а дух растлился в наши дни", - ответил за нас русский поэт. Я желал бы обратить свою речь к подрастающему поколению, которое тоже, без сомнения, очень хочет быть красивым, и побеседовать с ними о жевательной резинке.

У французов есть хорошее слово "моветон", которое переводится на русский выражением "дурной тон". Привычка жевать жвачку обличает нас именно в незнании правил приличия, в принадлежности к людям "дурного тона", хотя сейчас, пожалуй, добрая треть человечества может быть отнесена к этой категории.

Нет спору, что упомянутая страстишка вредит пищеварению и расстраивает деятельность желудка. Мы поговорим о вещах еще более важных. В самом деле, отчего люди жуют жвачку? Наверное, не потому, что они голодны. Ответ написан в глазах того человека, который исповедует "жвачную философию".Когда у нас вхолостую работают челюсти и язык, из глаз уходит осмысленное выражение, они тускнеют и вовсе готовы закрыться, как это случается у коров и коз, занятых своим обычным делом. Лицо жующего человека нельзя назвать ни одухотворенным, ни вдохновенным; скорее ему присуще выражение самодовольства и самоуверенности.

Жующий человек поневоле сосредоточивает не только мускульные, но и нервные, и даже душевные усилия на жвачке. И умственная, и моральная скудость возрастает вместе с желваками, которые все более делают похожими нашего героя на профессионального американского хоккеиста. Некоторые при жевании умудряются открывать рот, чавкать, пускать пузыри, которые, лопаясь, облепляют нос и губы и делают нас куда менее симпатичными, чем знаменитых розовых поросят из известной сказки.

А самое главное, жующий жвачку не может молиться. Это вещи несовместимые. Ибо Царство Небесное не пища и питие, а тем паче не безсмысленная жвачка, которая не питает ни телесно, ни духовно. И если вы не можете тотчас отстать от этого силоса, то, по крайней мере, не жуйте на уроках, что является признаком полного пренебрежения к учителю и учению. Почаще заглядывайте в зеркало, чтобы воочию убедиться во всей неприглядности для окружающих этого процесса. Я бы на вашем месте не жевал и в присутствии мамы, которая, как тихий ангел, печалится, видя перед собой не милое личико своего ребенка, а неведомого зверюшку.

Иерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г.Москва

"Православный Санкт-Петербург" № 8(50), август 1996 г.