Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ

У острога. С.В. Иванов (1864-1910)Однажды мне довелось наблюдать такую сцену. В полупустой церкви молилась молодая девушка; едва она поднялась с колен, как мужчина в помятом плаще подошел к ней и что-то сказал. Ни секунды не раздумывая, девушка вытащила кошелек и отдала ему все его небогатое содержимое… Дальше действие развивалось стремительно. Дама средних лет, стоявшая поодаль, с сочувственным видом ринулась к девушке с наставлением: "Да разве вы не видите, кому даете деньги? Он же вам что-то наврал, а сейчас пойдет и немедленно все пропьет!"

- Ну и что? - спокойно ответила та. И дама ошарашено замолчала…

Увы, как часто мы привносим свои "разумные" мерки в мир духовный, заповеданный Спасителем. Нам кажется, что мы отвечаем за судьбу милостыни, что давать "кому попало" - даже безнравственно! Кстати, по статистике так полагает подавляющее большинство людей с высшим образованием, которые обычно выступают за "цивилизованные" формы милосердия. Но не так полагает Отец наш Небесный. Ведь Он - "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных" (Мф.5,45). Веди Он - "благ и к неблагодарным и злым" (Лк.6,35). Мы слишком умны, чтобы всем сердцем принять евангельские заповеди. Хотя, поддавшись порыву жалости, еще можем иногда подать инвалиду, или человеку явно больному, собирающему деньги на лечение, или бедно, но опрятно одетой старушке в чистеньком белом платочке. Подавать же этому грязному бомжу с мутными глазами, или здоровому на вид лентяю, или прикидывающейся беженкой оборванной женщине? Увольте! Это же в высшей степени неразумно!.. Но только мы забываем, что "мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1Кор.3,19). И, наконец, откуда мы знаем, что за жизнь была у того, кто сегодня стал бомжем, потерявшим человеческий облик. И здоров ли действительно тот, кого мы считаем лентяем? И прикидывается ли только эта женщина беженкой. Ведь стоять с протянутой рукой на глазах у всех - ох, как непросто!.. Стыд глаза застит. А беда - в любой момент - может случиться с каждым из нас. И, возможно, окинув нас таким же торопливым, презрительным взглядом, каким ныне окидываем мы просящих подаяния, - мимо равнодушно пройдут другие… "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", - повелел Господь (Мф.7,12).

В Нагорной же проповеди находим слова Спасителя, непосредственно относящиеся к милостыне: "Всякому, просящему у тебя, давай…" (Лк.6,30). Всякому! - без рассуждений. Человеческая логика загнана в тупик. А все очень просто.

Оценивая, кто достоин подаяния, а кто нет, мы невольно начинаем судить других. А разве сами - никогда не просим у Господа того, без чего, по здравом рассуждении, могли бы обойтись, - или того, о чем не было бы нужды просить, прояви мы сами в нужный срок больше усердия или трудолюбия? Половина болезней, бед, неудач, вытекают просто из нашего нерадения, - не говоря уже о более серьезных грехах. Но со всеми с ними мы приходим к Христу - и также просим Его помощи, как просят у нас ее те, кого мы считаем недостойными подаяния. Но если Господь, по Своему великому неизреченному милосердию, не судит, а снисходя к нашей немощи, помощь Свою нам посылает, - то какое же право имеем мы судить своих братьев и сестер?

Оно обозначает снисходительную любовь, радушное расположение, желание добра на деле, прощение, пощаду.

Ведь милостыня, милосердие - они от слова "милость". И любой христианин знает, что если Господь оставляет ему грехи, - то только по Своей безграничной милости, а не по его заслугам. Прощение безрассудно именно тем, что всегда изливается в большой мере на тех, кто его меньше всего заслужил. Ведь оно диктуется не рассудком, а любовью - вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. И от чистого сердца творящий милостыню, так же, как прощающий, - попадает в мир неотмирной разумности, полный благодати и истины. Ибо, по слову Святого апостола Петра, все заповеди заключается в том, чтобы возлюбить ближнего своего, как самого себя (Рим.13,9).

А потому - "не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте и дастся вам…" (Лк.6,37-38).

И "блаженны милостивые, ибо помилованы будут" (Мф.5,7).

С.Николаева

"Православный Санкт-Петербург" №15, сентябрь 1993 г.