Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Загляни в себя

ЗЛОПАМЯТСТВО

Все в мире взаимосвязано - до этого еще в древности люди додумались. А духовно мудрые поняли, что судьбы мира в конечном счете определяются в результате вселенской борьбы добра и зла. Одолевает где-то зло - и мрачнеют судьбы людские, и текут слезы, и льется кровь. Побеждает добро - и вновь зеленеют всходы, заживают раны, разглаживаются морщины, и старик с улыбкой берет на руки ребенка, чистые глаза которого широко раскрыты на весь Божий мир. Он сердцем чувствует добро, а что такое зло - пока не знает, оттого и счастлив.

Зато мы, взрослые, нет-нет да и вспомним какое-либо зло наших давних и недавних дней. Чаще вспоминаем зло, причиненное нам, и редко - то, которое причинили кому-то сами. И чужое зло распухает у нас в душе, заливает ее тягучей и желчной темнотой, а свое зло выглядит незначительным, пустяковым и вполне простительным делом - с кем, мол, не бывает!

В словаре В.И.Даля находим: "Быть злопамятным, предаваться злопамятству - долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным".

Святой Иоанн Лествичник учил: "Памятозлобие есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов, отвращение от образа оправдания, (Богом определенного: прости и прощено будет), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: остави, якоже и мы?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло".

Развернутое и подробное толкование содержится в поучении о злопамятстве св. Аввы Дорофея. Он различает многие оттенки этой страсти и, соответственно, несколько стадий борьбы с нею. Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова нанесет обиду, то в возмущенной душе резко оживет и прежнее зло. Бывает и так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное и жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии нашего бывшего обидчика. Насколько разнообразно хамелеонство злопамятности! И насколько богатой должна быть душа, чтобы успешно преодолеть все эти искушения!

Чаще всего человека даже не безпокоит то, что он злопамятен. Иные утешаются тем, что совсем не мстительны. Другие "зла не держат", но при случае рады кольнуть, вставить шпильку, бросить камешек в огород: "А помнишь?…" И воображает в этот миг говорящий, что поступает правильно, восстанавливая "баланс справедливости на Земле". Какое заблуждение! Как можно светить, когда душа в потемках и вместо добра стремится на деле к злу!

Но так уж ли это плохо - помнить зло, например, в назидание детям, в воспитательных целях?

В ответ на это можно, в свою очередь, спросить: а почему мы так прочно и ярко помним зло, причиненное нам, и так слабо, бледно - то зло, которое сами кому-либо причинили? Допустим, мы раскаялись и считаем, что Бог нас простил. Тогда почему в гордыне своей исключаем возможность глубокого покаяния согрешающего против нас? Или претендуем на роль Господа?

А если подойти к вопросу с другой стороны, то не лучше ли в качестве назидания и воспитания вооружиться любовью и использовать добрые примеры?

Но несмотря на всю тяжесть греха памятозлобия, есть и прямые указания на то, когда в виде исключения разрешается и даже рекомендуется гневаться и злопамятствовать. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: "Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей". А в подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: "Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его". Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов - иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Короче говоря, злопамятство губительно, а память о зле - спасительна.

Читать и логически рассуждать о поучениях святых отцов легко, куда труднее сердцем применить их духовный опыт, особенно в нетипичных ситуациях, которыми так богата наша жизнь. Допустим, однажды нанесенная человеку обида прощена и забыта, обидчик тоже прощен и раскаялся, а последствия той обиды продолжают жить самостоятельно и сеять зло другим. Например, отец доверил сына своему другу-учителю, а тот дурно повлиял на ребенка, и теперь выросший сын отравляет жизнь многим людям. Отец может простить друга, но, как говорится, злой "процесс пошел". Как тут быть? Получается, что прощение греха - одно, а самостоятельная жизнь греха - совсем иное? Да и вообще, что значит "простить грех"? Может быть, точнее говорить о прощении вины? Грех, даже единожды совершенный, - не возмущает ли духовную гармонию Вселенной навеки и непоправимо? А если так, то где же надежда, где спасение?

Только что изложенное рассуждение и вопросы - свидетельство убогости и ограниченности человеческой логики, абстрактного умствования, формальной науки. А когда наука и логика заходят в тупик, надо обратиться к Священному Писанию.

Да, каждый отдельный факт зла имеет как бы три ступени: предвестие зла, само злодеяние (или зломыслие) и его последствия: камень зла уже утопили, а круги еще расходятся. Бог милостив: если камень зла утоплен безвозвратно, то что ж - и круги разойдутся, затухая, и гладь эфира духовной гармонии снова восстановится по благодати Божией. А если зло снова станет барахтаться, не желая тонуть, от него пойдут большие волны, долго не затухающие, а в некоторых случаях и усиливающиеся. И дело это уже не человеческое, а Божье.

В завершение - слова Ефрема Сирина: "Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в душе страха Божия и памяти о дне кончины. Помни последняя и престани враждовати (Сир. 28,6). Памятуй о смерти и не возносись; ибо еще немного, и сведен будешь во гроб, и какую пользу принесут тебе злые дела?"

И.ПОЗДНЯКОВ, капитан I ранга

"Православный Санкт-Петербург" № 22, 1994 г.