Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ

ить не по лжи" - эти слова, сказанные Александром Исаевичем Солженицыным более двадцати лет назад, остаются жизненным кредо великого русского писателя. Вот уже почти полвека он обращается с вдохновенным и художественно совершенным словом правды к российским людям. Бог даровал ему долголетие, непривычное для истории русской литературы. И мы от всей души молим и воспеваем ныне: Многая лета!

Для короткой публикации мы выбрали слово А.И.Солженицына о раскаянии русского народа. Он произнес его в 1974 году, и до сих пор все сказанное тогда справедливо.

† † †

Линия добра и зла в мире не разделяет партии на тех, кто прав или виноват; и не разделяет нации - кто всегда прав или всегда виноват. И людей даже так не разделяет. Линия разделения добра и зла проходит по сердцу каждого человека. В разное время, при разных обстоятельствах, и человек, и какая-то группа людей, и целое общественное движение, и целая нация то занимает более светлое высокое положение, то наоборот, опускается во мрак.

И вот я ставлю вопрос: возможно ли говорить о раскаянии наций. Можно ли это чувство отдельного человека перенести на нацию? Возможно ли говорить о грехе, который совершила целая нация?

Конечно, никогда не бывает, чтобы все члены данной нации совершили какое-то преступление, или проступок, или грех. А с другой стороны, в каком-то смысле в памяти истории, в человеческой памяти и в национальной памяти, именно так запечатлевается…

Как можно выразить национальное раскаяние, кто это может сделать? Не вся же нация одним голосом это выразит. Очевидно, в некоторых случаях это доступно литературе, искусству, публицистике, политическим деятелям. А кроме того, раскаяние всегда открыто передо всеми в делах, в уступках.

Есть два антипода раскаяния, с которыми мы встречаемся в России. Одно из них не признает никаких пятен в прошлом - ни за коммунизмом, ни за русским национализмом. Все, что в нашей стране сделано плохого, все это характеризуется как хорошее. Есть другой антипод раскаяния - очень сейчас распространено это в советской общественности и в так называемой третьей эмиграции. Это - обвинять Россию и даже поносить Россию - без чувства совиновности, без признания собственной доли в этой вине.

Постановка вопроса в понимании русской истории, новейшей, теперь такова: как понять - революция была следствием нравственной порчи народа, или наоборот - нравственная порча народа - следствие революции? Вот так стоит сейчас проблема. В чем была роль русских в 17 году - в том ли, что они принесли миру большевизм, или первые приняли его на свои плечи?

…Ныне мы, русские, не во славе сияющей несемся по небу, но сидим потерянные на обугленном духовном пепелище. И если не вернем себе дара раскаяния, то погибнет и наша страна, и увлечет за собою весь мир…

В сегодняшней разгромленной, раздавленной, ошеломленной и развращаемой России - тем видней: вне духовной укрепы от Православия нам на ноги не встать. Если мы не безсловесное стадо - нужна же нам достойная основа нашего единства.

Преданно и настойчиво нам, русским, следует держаться за духовный дар Православия - уж видно, что из наших последних, теряемых даров.

Именно Православность, а не имперская державность создала русский культурный тип. Православие, сохраняемое в наших сердцах, обычаях и поступках, укрепит тот духовный смысл, который объединяет русских выше соображений племенных. Если в предстоящие десятилетия мы будем еще, еще терять и объем населения, и территории, и даже государственность - то одно нетленное и останется у нас: православная вера и источаемое из нее высокое мирочувствие…

Только через полосу раскаяния множества лиц могут быть очищены русский воздух, русская почва, и тогда сумеет расти новая здоровая национальная жизнь. По слою лживому, неверному, закоренелому - чистого вырастить нельзя.

"Православный Санкт-Петербург" №12(78), декабрь 1998 г.