Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Уже в инженерном училище кадеты Брянчанинов и Чихачев получили прозвище "товарищи-монахи". Уже тогда они поддерживали один другого в стремлении уйти от житейских соблазнов, в прилежании к Таинствам Церкви, - каждое воскресенье оба друга исповедовались и причащались и часто обращались за духовными советами к старцам Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры.
Михаил Чихачев, благодаря родственным связям и собственным способностям, так же, как и Брянчанинов, пользовался особым покровительством Государя Николая Павловича. И ему так же, как и его другу, пришлось испытать немало противодействия при подаче прошения об отставке со службы. Но Господь судил "товарищам-монахам" многолетнее совместное пребывание в "союзе святейшей дружбы". Они вновь соединились после трехлетнего расставания в 1829 году в Площанской пустыни Орловской губернии, потом вместе подвизались в Оптиной пустыни и Кирилло-Новоезерском монастыре. Старец Лев (Наголкин) благословил их на отшельничество вдвоем, - так они и жили в уединении, строгом молчании, богомыслии и молитве первые три года послушничества. В 1831 году Дмитрий Брянчанинов был пострижен в малую схиму с именем Игнатий и вскоре назначен игуменом Лопотова монастыря близ Вологды. Здесь он сам облек своего друга Михаила Васильевича в рясофор и руководил в его духовной жизни уже как настоятель и духовник. Чихачев же со своей стороны проявлял сердечную заботу о друге. Когда он увидел, что и без того слабое здоровье о. Игнатия совсем расстраивается сырым климатом болотистой местности, на которой находился монастырь, он поехал в Петербург хлопотать о перемещении друга в более здоровую местность. Чихачев был принят митр. Филаретом (Дроздовым) и получил заверение в том, что о. Игнатий будет переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь.
Но Господу было угодно поставить святых иноков на иное поприще служения. Государь Император Николай Павлович изволил приблизить бывших своих воспитанников к северной столице, призвав их к восстановлению Сергиевой пустыни. Первой заботой настоятеля по внутреннему духовному благоустроению обители было постановление во всем строгого порядка согласно монастырскому уставу. Главным помощником в этом деле был о. Михаил Чихачев - знаток Устава, превосходный певец и чтец. И во всех скорбях отца Игнатия за 23 года управления его друг был сотаинником, сомолитвенником. "Молитвою соединяемся воедино. Это единение превыше земных ощущений, тут что-то небесное, тут предвкушение будущей жизни, в которой человеков будет соединять Дух", - писал еп. Игнатий. И письма его к Чихачеву из Ставрополя, а потом из Бабаек свидетельствуют о духовном родстве сверх слов и разговоров. По взаимному решению Чихачев, посетивший своего друга-святителя в Бабайках, остался до конца дней в Сергиевой пустыни. Здесь с благословения свт. Игнатия он в 1860 г. принял схиму с именем Михаил. И потом в течение семи лет о. Михаил нес послушание "корреспондента" (по словам епископа Игнатия) - докладывал своему другу о делах в монастыре и епархии, а также о духовных чадах владыки. "Спаси Господи за всю любовь твою ко мне грешному", - писал по поводу этих докладов преосвященный Игнатий, а свои письма неизменно заканчивал словами: "испрашивающий твоих молитв недостойный епископ Игнатий". О. Михаил Чихачев не достиг высоких иерархических степеней и к ним не стремился. Ему всю жизнь нравилось тихое, незаметное положение, он всегда старался стушеваться при своем друге и устранял от себя всякое покушение разглашать что-либо о каких бы то ни было его особых духовных дарах. Одно было явно всем видевшим и знавшим его - истинное смирение подвижника Сергиевой пустыни.
Схимонах Михаил отошел ко Господу 16 января 1873 года, пережив своего друга на шесть лет. Ныне честные мощи схимонаха Михаила обретены и открыты для поклонения во вновь возрождающейся Приморской Троице-Сергиевой пустыни.
Помяни, Господи, во Царствии Твоем раба Твоего схимонаха Михаила и его святыми молитвами помилуй нас.
Л. САМАРИНА
"Православный Санкт-Петербург" № 4 (46), апрель 1996 г.