Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ОЖИДАНИЕ

День был наполнен теплом и солнцем. В зеленых холмах деревьев, стоящих на берегу Тихвинки, тонули постройки, остатки монастырской стены. А над ними возносились огромные купола Успенской церкви. Отсюда, с другого берега, от церкви Всех Святых, серо-стальные купола походили на дирижабли. Казалось, что они медленно выплывают сейчас в наполненное ликующим светом небо.

1.

Тихвинская икона Божией Матери… Словно чистый свет, возникает она над Россией в евангельски-простом пейзаже. Озеро… Рыбацкие лодки… Окруженный неземным сиянием образ, плывущий в небе над Ладогой.

Считается, что икону написал евангелист Лука еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время икона находилась в Антиохии, затем попала в Иерусалим, позже ее перевезли в Константинополь. В VIII веке, спасая образ от иконоборцев, его замуровали вместе с горящей лампадой в стене Пантократорской обители. Через шестьдесят лет, когда извлекли ее из тайника, увидели, что огонек в лампаде по-прежнему горит. Словно и не было шестидесяти лет борьбы с еретиками.

За семьдесят лет до падения Константинополя икона исчезла из Византии, и в том же году ее, "плывущую по воздусем", увидели над Ладогой. Сопровождаемая толпами богомольцев, икона проследовала до берега Тих- винки и опустилась на землю. Здесь и начали рубить для нее часовню. До ночи успели подготовить бревна. Но каково же было удивление, когда утром обнаружили, что и икона, и приготовленные бревна находятся уже на другом берегу Тихвинки. Там и поставили церковь, вокруг которой вырос монастырь, долгое время именовавшийся Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы…

2.

Летопись Тихвинского Успенского монастыря оборвалась в восемнадцатом году. Монастырь закрыли, помещения его заселили различными учреждениями. В Крестовоздвиженском соборе разместилось пожарное депо, в Братском корпусе - общество слепых, в Казначейском - квартиры. В Успенском соборе долгое время размещалась тюрьма. Сама Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери тогда безследно исчезла. Говорят, что во время войны видели ее в Псково-Печерском монастыре. Некоторые утверждают, будто в 1944 году икона находилась в Рижском кафедральном соборе. Полагают, что сейчас икона находится в США у некоего мистера Гарклова, который получил ее в наследство от своего отца - православного священника. Рассказывают, что мистер Гарклов сулился вернуть святыню в Россию, если будет восстановлен ее дом - Тих- винский монастырь.

Вполне вероятно, что нет никакого мистера, собирающегося облагодетельствовать Россию возвращением святыни, но сами разговоры эти не случайны. Чудесно появление иконы в России, таинственно и чудесно исчезновение ее, когда ворвалась в монастырь сатанинская мерзость запустения. Икона всегда странствовала, переносясь с одного места на другое, свободно пересекая границы между государствами и континентами.

И разве не промыслительно, что восстановление монастыря началось еще в семидесятые года, когда основные строения были переданы местному краеведческому музею. Кое-что музею удалось восстановить… Ну, а на Пасху прошлого года открылся монастырь. Уже по-настоящему.

Постановлением Священного Синода настоятелем назначен игумен Александр (Гордеев). Батюшка - местный житель. Очень символичное совпадение! В 1510 году известняк для строительства Успенской церкви возили из деревни Сенно. Из деревни Сенно и отец Александр. Сам он офицер. Когда вышел в отставку, работал сотрудником музея "Исаакиевский собор", потом ушел в Валаамский монастырь, где и принял постриг.

Монастырю пока вернули только надвратную церковь "Крылечко" и поварской корпус. Сам игумен живет в ризнице. Здесь и библиотека монастыря, и кузница. Когда я первый раз увидел на службе всю монастырскую братию, защемило сердце. Никак не соответствовала его численность размерам монастыря. Но шла служба - неторопливо, обстоятельно. И хотя порою в слова молитв врывалось доносящееся с улицы завывание музыки, стоящие в церкви, казалось, не слышали ее. Торжественно-сосредоточенными были лица молящихся.

- Мы очень просили, для начала, хотя бы с собаками вход на территорию монастыря запретить. Хотя бы музыку на время службы выключить… - посетовал после службы отец Александр. - Нет, говорят, никак невозможно сделать такое. Нельзя стеснять свободу людям. Хоть бы про кладбище вспомнили…

От того, что сорвали с могил надгробные камни и перетащили в другое место, кладбище не перестало быть кладбищем. Но и про разухабистую музыку, и про кладбище отец Александр говорил без раздражения. И все время улыбался - яркому солнцу, моим вопросам, мальчишке, пристроившемуся к нам и время от времени встревавшему в разговор со своими рассказами. И слушая старенького игумена, я вспоминал слова, сказанные о нем соминским священником отцом Геннадием: "Бог дал, что у него нет памяти на зло…"

3

Уже вернувшись в Санкт-Петербург, я долго не мог разобраться со своими впечатлениями. Мне запали в душу и монахи, и послушники, и игумен Александр, и благодатность самого этого места, конечно же, чувствовалась. Но все же, главным было ощущение какого-то словно бы разлитого и в людях, и в ликующем солнечном свете, и в монастырских строениях, ожидания. Ожидания чуда нового возвращения Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, одной из главнейших святынь Православной России. В ожидании этого чуда и собирается в поруганном монастыре братия… В ожидании этого чуда мучительно трудно и всегда, почти каждый день, пусть и маленьким, но чудом, восстанавливается монастырь - очищается дом к прибытию Хозяйки его…

Николай КОНЯЕВ

"Православный Санкт-Петербург" № 8(50), август 1996 г.