Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Сего дня

ПРАВОСЛАВИЕ И ЕВРЕИ

равославие на Святой Земле" - так называется программа из восьми кинофильмов, над которой уже несколько лет работает живущий в Иерусалиме кинорежиссер Александр Слободской. Эти фильмы снимаются по заказу Русской Духовной Миссии. Российские зрители особо отметили киноленту "Благодатный огонь". В этом фильме А.И.Слободскому удалось добиться эффекта присутствия в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в Великую субботу для всех зрителей.

В нашем разговоре с Александром мы коснулись трудной, но требующей взвешенного нелицемерного обсуждения и правильного понимания темы: "Православие и евреи".

- Существует предсказание, что в конце времен произойдет массовое обращение евреев в христианство. Можно ли сказать, что нечто подобное происходит в наши дни?

- Это можно было видеть в России в 70-е годы. Тогда много евреев пришли в Церковь. Я и сам крестился в те годы, многие мои друзья тоже приняли крещение. Сейчас, пожалуй, происходят лишь одиночные обращения. Отголоски волны многолетней давности давно исчезли.

- Касается ли Православие сердец евреев, живущих на Святой Земле?

- Да, они принимают крещение, но такие случаи крайне редки - в основном среди тех, кто приезжает из России. Местные жители относятся к христианству, мягко говоря, настороженно. А те, кто симпатизирует Православию, понимает его очень уж по-сектантски. Здесь существует такое понятие - мессианские евреи. Они принимают Христа как Мессию, говорят о мистической избранности еврейского народа. Но, к примеру, когда я однажды из любопытства зашел на их собрание, перед входом перекрестившись, на меня посмотрели, мягко говоря, подозрительно.

- Принятие христианства преследуется в Израиле?

- На уровне гражданских законов этого нет ни в коей мере. Но все же лучше не распространяться о том, что ты христианин, тем более православный. Поэтому приходится жить так, как жили первые христиане, как жили православные в Советском Союзе в 70-е годы. Мы не заявляем о своей вере на каждом шагу, предпочитая духовное общение в узком кругу близких друзей.

- Какие православные приходы есть в Иерусалиме?

- Есть Русская Духовная Миссия, при которой действуют два храма - зимний Троицкий собор и летняя церковь в честь мученицы царицы Александры. Большой приход в Яффе, храм пророка Илии в Хайфе, Горний монастырь в Эйн-Кареме. Также есть приходы, принадлежащие Русской Православной Церкви за границей. Эти храмы наполняются прихожанами, которые некогда уехали из России.

- Обсуждается ли на приходах вопрос о месте евреев в Православии? Как вы лично для себя решили этот вопрос?

- Прежде всего я обсудил этот вопрос с соседями по квартире. Они тоже православные евреи, родом из России. Ни у кого из нас не возникало искушения посетить синагогу. Думаю, что воцерковленный человек, будь он евреем, не поступит иначе. А вот некоторые крещеные, но невоцерковленные евреи из России легко поддаются этому искушению.

Но есть и другая сторона. Когда я впервые приехал в Израиль, я почувствовал, что здесь живет мой народ, даже несмотря на то, что, если бы религиозные евреи-фанатики узнали о моей вере, могли бы и камнями закидать. Повторюсь - это мой народ, и я скорблю о его ослеплении. Можно сказать, что даже на физическом уровне я ощущаю отторжение от иудейской традиции. Христианство и иудаизм - два несовместимых мира. Недаром, по иудейским правилам, если иудей переходит в христианство, по нему читается "кадиш" - заупокойная молитва. И я постоянно чувствую это коренное противоречие - близость по крови и разделение в духе. Невозможно соединить несоединимое. Недаром все попытки это сделать потерпели крах.

- Есть ли среди православных евреев миссионеры?

- Миссионерская работа имеет успех только на уровне личных отношений. Например, когда мы начали снимать первый фильм, наш оператор был некрещеным. Полтора года назад он крестился. Хорошо знаю католического миссионера, который проповедует в Иерусалиме, и очень успешно. А православные особенно не стремятся к широкой проповеди.

- Каковы отношения православных евреев с православными других национальностей?

- Что меня особенно потрясло на Святой Земле, так это простота греческого Православия, простота отношений между отцом и паствой, между архиереями и священниками, отсутствие напыщенности и официоза. Такие же слова я бы сказал и в адрес арабского Православия. На Святой Земле вообще всякая сусальность выглядит фальшиво. Здесь ощущаешь вселенскость Православия. Когда я снимал "Сошествие Благодатного Огня", слышал от самых разных людей, в том числе и приехавших из России, одни и те же слова: "Весь мир бы обнял. Всех любишь без различия. Это чудо являет нам свидетельство, что Господь любит весь мир, всех людей".

- Но каждого по-своему. Как вы объясните речение Апостола Павла: "Весь Израиль спасется"?

- Я не имею богословского образования, но тем не менее могу сказать, что история еврейского народа - это великое чудо и великая тайна. Как мог сохраняться этот народ в рассеянии и без государства на протяжении столетий? Зачем это было нужно? Сколько народов с мощной государственной и военной силой исчезло с лица земли? Значит, Бог зачем-то хранит еврейский народ…

К сожалению, роль еврейских революционеров в истории России страшна. Видимо, поэтому так обострен в России "еврейский вопрос". Но в Израиле я с удивлением узнал, что религиозные отцы-евреи проклинали своих сыновей, совершавших революции и вставших у власти в России. Православные евреи всегда чувствовали свою внутреннюю вину за русскую трагедию.

Я считаю, что сегодня самый честный для евреев выход - прекратить влезать в чужие дела и перебираться на свою землю. Если не хочешь уезжать, то надо быть поскромнее, не нужно никого поучать, не надо никому помогать в благоустройстве жизни. Если тебя снедает дух безпокойства, если ты имеешь грандиозные планы, не надо воплощать их на плечах чужого народа - поезжай к себе, к своему народу.

Надо сказать, что многотысячная эмиграция из России в Израиль - тоже Промысл Божий. Так или иначе, люди, выросшие в России, исподволь воспитывались на православных идеалах, потому что вся русская культура и язык восходят к Православию. Евреи из России невольно несут дух примирения, и Израиль в последние годы внутренне изменился. Может быть, настанут времена, когда еврейский народ начнет в Израиле обращаться ко Христу. Не будем торопить события - все должно созреть.

- Вы скучаете по России, по Санкт-Петербургу?

- Конечно, здесь мои корни, здесь живут мои родители, здесь осталось много друзей. Хотя бы раз в год я приезжаю в Россию.

- Помолитесь за нас у Гроба Господня…

- Все пять лет моей жизни в Иерусалиме я вспоминаю всех моих русских друзей у святынь Господних. Молитва может преодолевать расстояния. Я воспринимаю это как обязанность. Чувствую, что мы едины, где бы ни жили, если верны Православию.

Вопрошала Людмила ИЛЬЮНИНА

"Православный Санкт-Петербург" №11(77), ноябрь 1998 г.