Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
По своей немощи мы слишком привязываемся к "своему" батюшке - а он, как правило, "не отвечает взаимностью", а то и строгое внушение сделает, или, как нам кажется, не проявит к нашей персоне должного внимания, - сразу обида, досада на батюшку. Иногда, собираясь посоветоваться со священником по какому-то делу, мы идем к нему, уже имея в душе собственное готовое решение, и страстно желаем навести его на нужный нам ответ. И если слышим иное - недовольны и разочарованы: "пойду к другому батюшке". Вот так мы и грешим - своеволием. Ведь это Господь посылает на нашем пути того или иного человека, промыслительно влияя на нашу жизнь, и к каждой нашей встрече с батюшкой, на котором присутствует благодать священства, надо подходить особенно трепетно и доверчиво, но никак не страстно.
А ведь бывают и такие нелепые случаи, когда люди в своих умствованиях и страстях пытаются поучать священника, и даже во время исповеди! Иные подчас склонны подозревать батюшку (прости, Господи!)… в дурном влиянии, в наведении порчи. До чего доходит помраченный разум! А потом эти люди удивляются, откуда на них или их ближних столько напастей, и опять-таки обвиняют, конечно, другого. Так возникает опаснейший порочный круг, когда человек впадает в духовную болезнь прелести, и без покаяния и смирения, без напряженной борьбы со своеволием из этой ямы не выбраться.
Да и как можно враждовать в душе со священником, монахом? Тяжек труд их постоянной молитвы за нас, за весь мир - мы их "духовные нахлебники", если можно так выразиться. Нам не обижаться, а тоже молиться за них надо. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: "Как это можно осуждать священника? Лучше весь мир осудить, чем одно духовное лицо".
Да, иногда священник с виду строг, холоден. Прекрасно! Есть повод задуматься: а заслужил ли я иного отношения? Вот, стою, перебираю свои обиды на батюшку, - а сам каков? Много думаю - а много ли делаю? Много и умно говорю - а слушаю ли других? Не оборачивается ли все это праздномыслием и словоблудием? Ведь строгость батюшки - это и есть любовь христианская, а не слащавое потакание нашим прихотям. В книге своих проповедей архимандрит Рафаил (Карелин) говорит о том, что "есть любовь душевная - она основана на сопереживании, симпатии, в ней может быть много эмоций, горячности. Много ласки к несчастным и нежности. Духовная любовь не смешивает зла с добром, она любит в человеке добро, но не принимает зла, в ней нет аффектации и чувственности, мало заметна внешняя ласка, требовательна и потому иногда кажется мирским людям даже жесткой".
Думается, что и батюшке тоже тяжело от слишком тесного человеческого общения. Он сам определяет меру своего участия в нашей жизни, участия духовного, а не страстно-земного. Нам, мирянам, полагаю, недоступны многие тонкие грани совмещения в сердце священника привязанностей человеческих - и любви ради Христа. Но сердце наше хорошо это чувствует, когда оно очищено покаянием и смирением.
Никита ПОЗДНЯКОВ
"Православный Санкт-Петербург" № 7(73), июль 1998 г.