Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рубрика

ВЫСТАВКА «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

О первой всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари

В последние годы мы успели полюбить православные выставки, проходящие в нашем городе. Но мало кто знает, что первая православная выставка прошла еще до революции в Санкт-Петербурге в феврале-апреле 1904 года, в Таврическом дворце. Выставку устроило состоящее под покровительством Их императорских Величеств "Общество попечения об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного дома". В пользу этого общества был первоначально предназначен весь чистый доход с выставки. Но началась Русско-японская война, и организационный комитет постановил отчислить 20% прибыли на военные нужды.

На рубеже ХIХ - ХХ вв. монастыри, церковные организации, мастерские начали принимать участие в различных выставках, в т.ч. международных, но специальной выставки, посвященной церковной жизни в России, не было. Задачей выставки в Таврическом дворце было ознакомление посетителей с характером работ, производимых в монастырях и мастерских, работающих на благо Церкви. Выставка задумывалась как первая, а стала единственной в дореволюционной России. Драматические события, всколыхнувшие нашу страну в начале века, не позволили продолжить это благое дело.

Экспозиция состояла из нескольких разделов: монастырских работ, церковной утвари и живописи, исторического и торгово-промышленного. К участию в выставке приглашались все русские монастыри, и многие откликнулись: выставка собрала 78 монастырей. Большую часть составляли женские обители, но представительна была и группа мужских монастырей: Валаамский, Свято-Троицкий Александра Свирского, Артемиево-Веркольский, Глинская пустынь, Почаевская Лавра и др. Многие русские монастыри в то время имели свои иконописные и ремесленные мастерские, занимались хлебопашеством, держали скот, разводили рыбу, одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников. На выставке они представили живописные работы инокинь и всевозможные женские рукоделия: церковные вещи, шитые шелком и золотом, вышивки, ковры и т.д. Мужские монастыри представили изделия мастерских и отдельных иноков: киоты, резные кресты, изделия из кипариса, кожи, бронзы, кости.

В разделе церковной утвари приняли участие более 40 экспонентов, в т.ч. несколько выдающихся русских фирм - производителей церковной утвари и всех предметов, относящихся к внутреннему благолепию храмов. В историческом разделе были представлены коллекции старинных предметов (церковная утварь, иконы, кресты, переплеты книг и шитье).

Обычно на открытие выставок, как и сейчас, приглашались высокопоставленные особы. Так было и в этот раз. Выставку открыла одна из самых известных Августейших благотворительниц - Великая княгиня Мария Павловна, супруга Великого князя Владимира Александровича. Сам Великий князь дважды посетил выставку, осмотрел разделы, приобрел восковые свечи, получил в подарок икону. Выставка работала довольно продолжительное время (полтора месяца), и ежедневно ее посещали священники, представители царствующего дома, члены Священного Синода, прихожане.

Разнообразной была культурная программа выставки. В нее входили, главным образом, концерты духовной музыки в исполнении церковных хоров, а также концерты известных музыкантов. Интересный факт: 1 апреля демонстрировался фильм о Саровских торжествах по случаю канонизации св. прп. Серафима Саровского.

Выставку нельзя было назвать общедоступной, т.к. входную плату сделали довольно высокой - 50 коп.; дети и учащиеся платили половину суммы. Многие из монастырей пожертвовали экспонаты с выставки в пользу "Общества попечения об улучшении быта питомцев Воспитательного дома".

Следует сказать, что в те времена специальных выставочных комплексов не было, поэтому выставки устраивали в любых более или менее приспособленных помещениях - манежах, казармах, общественных зданиях. Светлые обширные залы Таврического дворца использовались для этой цели с 1899 года.

Большое внимание уделялось внешнему убранству различных отделов и павильонов. Выставка монастырских работ была устроена с фантазией и вкусом. У самого входа была сооружена красивая декорация, представляющая древнюю монастырскую стену с башенкой, воротами и калитками. Пройдя в ворота, посетитель видел большой лик Милостивого Спаса, написанного на фронтоне церковки XVII века, которая приютилась в глубине обширного зала. В церковке располагался исторический раздел. Устроены там были 3 кельи: первых веков христианства - простая пещера с истертыми, едва различимыми образами, полками покоробленных массивных рукописных книг, с примитивной утварью; и современная келья - уютная и светлая.

Участники выставки получили награды: почетные дипломы (Grand prix), большие и малые золотые медали, большие и малые серебряные медали, бронзовые медали, похвальные отзывы. По разделу монастырских работ почетные дипломы (Grand prix) получили Ново-Тихвинский Горно-уральский женский монастырь и Балашовский Покровский женский монастырь, по разделу церковной утвари, живописи, церковных предметов - Московская Синодальная типография, Московский Епархиальный свечной завод, Торгово-промышленное товарищество П.И. Оловяшникова с сыновьями и др.

Большую серебряную медаль получил Спасо-Преображенский Валаамский монастырь "за тщательно исполненные и разнообразные работы". Пресса писала, что "монастырь отличился художественной резьбой по дереву. Выставленный большого размера киот для образа один стоит того, чтобы побывать на выставке. Работа поистине дивная…"

Московская Синодальная типография Высшую награду Grand prix получила за художественное печатание, изящные переплеты, серебряные украшения для Евангелия и Апостола и редкое собрание старопечатных книг в типографской библиотеке.

Высшую награду Grand prix получил художник и иконописец Василий Павлович Гурьянов. Первоначальное образование он получил в Мстерской слободе, работал по реставрации древней иконописи в Н.Новгороде, в храмах Москвы, участвовал в реставрации икон московского Успенского собора (1896 г.). Известный иконописец и реставратор по заказу Его Императорского Величества удостоился написать иконы, украсившие в 1903 году раку и сень над мощами преподобного Серафима Саровского, а позднее в 1906 году в Успенском соборе Саровской пустыни отреставрировал 150 икон. На выставке им была представлена богатая коллекция работ. 12 икон из этого собрания приобрела Императрица Александра Федоровна.

Наряду с этими выдающимися произведениями на выставке демонстрировались и образцы массового производства. Товарищество метахромотипии и церковной живописи "Сидорские" получило золотую медаль за художественную работу на холсте, стекле и дереве. Новый типографский способ изготовления икон соединил дешевизну в цене с верным исполнением икон по образцам. На выставке был установлен редкой работы фаянсовый иконостас Товарищества Кузнецова. Фаянсовые иконостасы в это время приобретают мировую известность, экспонируются на выставках в Париже, Москве, Нижнем Новгороде как образцы национальной культуры.

Награды получили все участники и помощники устройства этой удивительной выставки. Всего было присуждено 235 наград.

Как сказал один русский историк: "Нравственность поддерживается памятью о прошлом". Первой всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в феврале 2004 года исполняется 100 лет. Это замечательное событие нельзя забывать тем более, что оно имеет прямой отзвук в современной России. Десятки монастырей большими трудами восстают из руин, возрождают свои традиционные монастырские ремесла, и некоторые из них также участвуют в православных выставках. Знаменательно, что первая в современной России православная выставка также прошла в Санкт-Петербурге в 1995 году. В следующем 2004 году выставка "Православная Русь" пройдет уже в десятый раз. За годы проведения она неизмеримо выросла как количественно, так и качественно, но главное, что утвердился на ней истинно православный дух, объединяющий участников, гостей и устроителей этого важного для всего нашего общества благого дела.

Елена ПОЛЯКОВА