Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КОРАБЛЬ МОЛИТВЫ В МОРЕ СВЕТА

На вопросы нашего корреспондента отвечает настоятель Николо-Богоявленского собора протоиерей Богдан СОЙКО

- Отец Богдан, у меня с Николо-Богоявленским собором связано одно очень дорогое для меня воспоминание. Однажды мне, совершенно случайно, довелось зайти сюда именно в тот момент, когда здесь начинался молебен о спасении моряков подводной лодки "Курск". Тогда еще никто не знал, чем кончится эта трагедия в Баренцевом море; возможно, кто-то из подводников был в ту минуту еще жив. Храм был полон, люди молились единым дыханием; я не помню другой такой горячей, и главное - единодушной молитвы. Вся Россия так молилась в эти дни. И у меня к вам, батюшка, такой - не очень простой, наверное, - вопрос: как вы считаете, почему Господь не исполнил нашу молитву?

- О гибели "Курска" мне в первую очередь хотелось бы сказать вот что: Господь напомнил современной России о Страшном суде. Это и был своего рода страшный суд: Божие определение о всем современном российском обществе. Мы не можем знать пути Божии, но мы видим ясно: пережитая трагедия заставила людей по-новому воспринять Евангельскую весть, по-новому почувствовать Христа, взглянуть на Новый Завет не как на исторический документ большей или меньшей значимости, а как на живое, вечно звучащее Слово, обращенное непосредственно к нам.

Да, конечно, мы все молились, мы все надеялись на помощь Божию - даже в тех трудных обстоятельствах… И они даром не прошли - эти молитвы. Мы верим, что по нашим молитвам Господь укрепил души моряков перед смертным часом, и своим единодушным обращением к Богу мы помогли отходящим в вечность подводникам. У Бога мертвых нет, у Бога все живы. Живы и те, кто погиб на "Курске", и для них наша общая молитва до сих пор важна и ощутима. Но мы помогли не только им. Не в меньшей степени - и это тоже очень важно! - мы помогли сами себе. Вы говорите: "Молилась вся Россия". И это правда. А теперь подумайте, как редко Россия встает на общую, единодушную, горячую молитву. Но как важно постоянно иметь такое ощущение Божьего присутствия в нашей жизни, как важно постоянно иметь такую обращенность к Богу! Так уж мы устроены, что начинаем звонить в колокола лишь тогда, когда случается какая-то беда. Выходит, что моряки "Курска" своей гибелью подвигли Россию хоть на несколько дней обернуться к Богу всею душой. Необходимо, чтобы человек обратился сам, чтобы он очистился молитвой, чтобы он проявил силу своей воли, и тогда Господь пошлет все необходимое в этой жизни и в жизни будущего века.

- А все-таки, батюшка, известны ли вам случаи, когда Господь помогал нашим морякам еще в этой жизни? Возможно, это случалось по молитвам святителя Николая, который всегда был помощникам по морю плавающих?

- Я думаю, что всему нашему Военно-Морскому флоту святитель Николай всегда помогает. Рассказы о его помощи можно услышать и от тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, и от тех, кто нес службу в мирное время… Ведь оно не такое уж и мирное было: та же война, только "холодная", и флот в ней играл очень большую роль… И сейчас, когда мы освящаем военные корабли или гражданские суда, мы стараемся, чтобы на борту у них обязательно имелся образ святителя Христова Николая. Я могу вспомнить такой случай: корабль "Петр Великий" уходил из Санкт-Петербурга в поход, но из-за мелководья долго не мог отойти от причала. В конце концов корабль благополучно отчалил и вышел в открытое море, но и там едва не случилась беда: над ним постоянно летали иностранные военные самолеты, и один из них едва не врезался в наш корабль. Но мы молились, чтобы святитель Николай благословил наших моряков: до отплытия здесь, в Никольском соборе, были освящены флаг и гюйс "Петра Великого", а перед отплытием в присутствии всего командного состава был отслужен молебен о благополучном плавании. И вскоре я получил телеграмму от командира корабля с благодарностью за наши молитвы: и сам командир, и весь экипаж верили, что именно благодаря заступничеству святителя Николая не произошло то страшное, что уже готово было произойти.

Святитель Николай очень часто помогает и детям. В нашем храме есть детская воскресная школа, и дети, которые в ней занимаются, очень почитают Чудотворца Николая, очень любят петь тропарь: "Правило веры и образ кротости…" Нынешним летом произошел такой случай: две девочки из нашей школы направлялись в один из лагерей отдыха под Петербургом. Доехали до места на электричке, а дальше люди подсказали им, куда идти. Но девочки все перепутали, пошли в противоположную сторону и незаметно для себя оказались в лесу. А надо сказать, что всю дорогу они пели "Правило веры и образ кротости". И вот, когда они уже начали понимать, что идут не туда, навстречу им вышел старичок, - поздоровался и сказал: "Детки, вам нужно вернуться обратно: тогда вы найдете то место, которое ищите". Они по детскому своему характеру тут же повернулись и, не поблагодарив, побежали назад, но как только начали снова петь "Правило веры и образ кротости", как им захотелось еще раз увидеть этого старичка. Они обернулись, но уже никого не было. Так, что примеров помощи святителя нам, современным людям, очень много. Икона чудотворца Николая есть в каждом доме, а это значит, что он сам живет рядом с теми, кто молится ему, и слышит все наши молитвы так, как если бы находился в одной комнате с нами. Мы должны быть сугубо благодарны ему и за то, что он как участник Первого вселенского собора был одним из тех, кто принимал Символ веры. Чудотворец Николай очень милостивый, очень добрый, очень кроткий, но вместе с тем очень строгий святой - это тоже нельзя забывать.

- Ваш храм один из самых любимых петербуржцами…

- Действительно, наш храм издавна любим многими моряками, кораблестроителями, конструкторами, военачальниками - в особенности теми, кто командует Военно-Морским флотом… Могу сказать, что командующие всех российских флотов и сам главнокомандующий не раз бывали в нашем соборе. Иногда они все вместе встречаются здесь на богослужении, иногда приходят сюда, чтобы молитвенно отметить какие-то памятные даты, но мы всегда принимаем их с большой радостью и любовью… Здесь бывают и люди науки, и искусства: храм открыт для всех, кто нуждается в помощи, кто надеется на милость Божию и помощь святителя Николая.

- Часто в вашем соборе можно видеть иностранных туристов. Вам приходилось когда-нибудь замечать у них настоящий интерес к храму - не как к туристической достопримечательности, а именно как к храму Божиему?

- Что ж, наш собор - замечательный образец русской храмовой архитектуры середины XVIII века, и поэтому он всегда будет для туристов весьма привлекательным местом… Наши священнослужители стараются все показать, объяснить и помочь иностранным гостям. Конечно, интерес у туристов бывает самый разный, но главное, что люди уходят из храма уже не безразличными. Они - я знаю это - чувствуют какую-то благодарность, чувствуют, как что-то изменилось в их душе. Ведь Бог уже посетил их тем, что дал возможность прикоснуться к этой красоте, прикоснуться к православию и хотя бы отчасти ощутить все величие души нашего народа.

- Как известно, Николо-Богоявленский собор делится на верхний и нижний храмы. В каком из этих храмов вам больше нравится служить? И чем они отличаются друг от друга по духу своему?

- По духу своему они ничем не отличаются, а для меня приятно служить в любом храме: нижний он, верхний, или это маленькая часовня. Мне важно, какое именно богослужение я совершаю. Если, например, это Божественная литургия, то я все время отдаю себе отчет, что Господь милостию Своею вручил мне, недостойному, совершать величайшее таинство, а перед величием милости Божией значения не имеет, в каком месте оно совершается: домовая ли это церковь, или маленький деревенский храм, или наш собор. Хотя, конечно, разница в архитектуре, в акустических возможностях помещения не может не обращать на себя внимание… Скажем, акустика в нашем нижнем храме несколько хуже, чем в верхнем. Но все же это внешние обстоятельства, а они не играют никакой роли, если священник думает о том, что именно он совершает: таинство крещения, таинство венчания, таинство евхаристии или просто молебен…

- Ваш верхний храм называется Богоявленским, и я хочу задать вам такой богословский вопрос: почему у праздника Богоявления, в отличие от всех прочих двунадесятых праздников, два названия: и Крещение, и Богоявление? В этом, видимо, заключен какой-то особый смысл?

- Праздник Богоявление имеет не два названия, а три. Он именуется и Богоявлением, и Крещением, и Просвещением. Изначально, до IV века, праздник Крещения и праздник Рождества Христова праздновались в один день. И сейчас так называемые "дохалкидонские церкви" (Армянская, Коптская, Малабарская) празднуют и Рождество, и Крещение в один день, по новому стилю 6 января. Почему так происходит? Богоявление есть явление Христа народу, а оно, как считали прежде, случилось дважды: в день Его Рождества и в тот день, когда Ему исполнилось 30 лет, и Он по Ветхозаветному закону получил право проповедовать Слово Божие. Однако, после IV века решено было считать Богоявлением лишь день Крещения Господня, когда людям открылась полнота Лиц Святой Троицы. Просвещением же этот праздник назван потому, что через Крещение Христа Спасителя, через Богоявление Святой Троицы людям открылся свет Божественной правды. Светом божественным просвещается каждый из нас. Мы видим, что без просвещения духовного наше общество до сих пор терпит всевозможные беды. Законотворчеством эти беды преодолены быть не могут: тут требуется еще и нравственное - если хотите, религиозно-нравственное - отношение к тому, что совершается в нашем государстве. Необходимо, чтобы люди обратили внимание на то внутреннее око, которое открывается в душе у каждого. В Евангелии сказано, что светильник телу есть око. Здесь говорится и о глазе физическом, который воспринимает физический свет, но и об оке духовном, для которого источником света является Бог. Это внутреннее око есть совесть человеческая. От того, как оно воспринимает Божественный свет, зависит наше духовное состояние. И если духовное око - совесть - не просветлено, то и все тело - как человеческое, так и государственное - не будет иметь света. Поэтому я желаю и редакции "Православного Санкт-Петербурга" и всем, кто читает вашу газету, помощи Божией, желаю обращенности к Богу и желаю, чтобы свет Христовой правды просветил бы ваш ум, сердце, и направил бы вашу волю к Богу, к тем радостям, которые нам Господь посылает через Веру, Надежду и Любовь.

Записал Алексей БАКУЛИН