Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

НЕ ПО НАШЕМУ ХОТЕНИЮ, А ПО БОЖИЕМУ ИЗВОЛЕНИЮ

Великоросс! Какая высота
В одном именовании твоем!
Но помни: ты без Бога- сирота.
Ужели и теперь не сознаем?
Великоросс! Сорви с себя ярмо,
Заморский хлам, личины, бубенцы!
Доколь плутать? Иди стезёй прямой,
Которой шли и деды, и отцы.
Великоросс! Хулу и грязь сотри,
Охальников своих перешагни!
Пусть ад кругом! Россия - Третий Рим!
И соль земли, и свет! Молись! Храни!
Великоросс! Куда еще нас бить?
От головы до пят - сплошная боль!
Решай, не медли, быть или не быть?
Кто на тебя, когда Господь с тобой?
Иеромонах Роман (МАТЮШИН)

Прошли выборы в Госдуму РФ. Избиратели проголосовали за своих избранников, выбирая их из калейдоскопа имен и разномастных партий и союзов. Страсти улеглись, но у многих возникает вопрос: - Почему православные не создают свою мощную партию, не идут в Госдуму, не изберут, наконец, православного Президента страны, мол, тогда бы ситуация в стране изменилась к лучшему? Ведь в России большинство населения причисляет себя к православным. На эти вопросы отвечает настоятель Песочинской церкви во имя прп.Серафима Саровского, протоиерей Игорь ФИЛИН.

- У меня есть кое-какие соображения по этому поводу, но сразу оговорюсь, что они не являются точкой зрения Церкви. Это всего лишь мои рассуждения на тему… Мне видится, что сегодня общество наше не готово к тому, чтобы у нас была православная партия. Хотя попытки ее создания существуют. И в нынешних выборах участвовало несколько партий, декларирующих себя как православные, что еще не значит, что они по существу таковыми являются. Я сталкивался с несколькими политическими деятелями или функционерами партийных групп, которые объявляли себя православными, и убеждался, что даже если они и искренни в своей вере и в отношении к Православной Церкви, то сами или нецерковные, или малоцерковные, а потому в них очень много страстей. Политическая жизнь и политическая борьба - вещи сложные, и если твои страсти еще не умирились, я уж не говорю о безстрастии - это удел преподобных отцов, - то ты и будешь поступать страстно, а значит, будешь ошибаться.

Я видел, как вполне добрые намерения оборачивались делами, которые трудно вяжутся с христианским образом жизни. Потому что политика начинена страстями, а вера у большинства - поверхностная. Сегодня я не вижу партии, которая была бы глубоко церковной, православной. Есть партии и общественно-политические движения - более-менее воцерковленые, но нужно смотреть на лидеров. Что делает, как ведет себя глава, - такова и партия.

Наблюдал по телевидению двух политических деятелей, которые заявляли, что они православные. Оба показали себя совершенно необразованными в религиозном отношении людьми: не знали элементарных вещей, которые знает любой рядовой прихожанин. Вывод: если они и ходят в церковь, то просто постоять да свечку поставить. Вероятно, ввиду того, что они занимаются общественно-политической деятельностью, у них нет времени, чтобы серьезно помолиться и покаяться. А может быть, и не считают это необходимым, полагая, что достаточно того, что они признают веру и считают, что Россия должна быть православной страной. Но коль они внутри себя остаются людьми малоцерковными, то и говорить о создании православной партии - преждевременно.

Еще один нюанс. Многие, отождествляя духовенство с Церковью, считают, что священноначалие, а стало быть, Церковь, должны участвовать в создании такой партии. Это неправильно. Церковь не должна вмешиваться в политику. Но Церковь - это не только Патриарх, епископы, священники и монахи. Церковь - это вся полнота церковная. И кого в ней больше? Мирян. Так вот, миряне могут заниматься созданием партий, брать благословение у своих духовников на политическую деятельность. А батюшки должны помогать советом, а главное - молиться об этих людях и стараться, чтобы те, уйдя в политику с головой, не потеряли духовную жизнь, чтобы они достойно представляли Православие.

- Значит, реально, чтобы в Госдуме были православные депутаты?

- Не только реально… Это необходимо! Если не будет у нас в Госдуме и правительстве православных людей, то наша Церковь опять попадет в атеистическое или еще худшее окружение, и мы вновь будем задвинуты на край общественной жизни, как это уже было при советской власти. Да, политической деятельностью православные люди обязаны заниматься, но это должны быть те, у кого на это есть разум, силы и талант, данный от Бога. При этом необходимо помнить, что политическая борьба не есть цель жизни. Один из зарубежных иерархов эмиграции середины XX века говорил, что земное Отечество - лишь подножие Небесного Отечества, поэтому опасно задержаться здесь, надо стремиться туда.

А у нас как бывает? Радуемся, что вот у нас возрождается вера, что мы вернулись в Православную Церковь, заново открыли историю своего народа, мы любим его и любим свое Отечество, и… забываем про Бога. Получается, что Православие - это лишь религиозно-политическое движение, которое должно создать сильную могучую православную Россию. А Бог обязан нам в этом помогать.

Ничего подобного! Для Бога никакая святыня не является самодавлеющей: Господь попустил, чтобы в православной России были сокрушены все святыни. Почему? Потому, что главная святыня для Бога - душа человека. А когда душа забывает Бога, тогда все остальные святыни - ничто. И чудотворные иконы, и святые мощи угодников Божиих - все это великие святыни, но они только для того даются нам Богом, чтобы душа наша спаслась. Ибо сказал Господь: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф.16,26).

Поэтому когда православные русские люди, знающие свою историю, любящие свой народ, стремятся к тому, чтобы у нас было сильное православное государство, с тем, чтобы оно внушало уважение другим народам и через это уважение наша вера становилась примером для подражания, но при этом стремятся и к Царствию Небесному - тогда все нормально. Но если про Бога и Царство Небесное забывают - ничего не получится. Вспомним конец XIX - начало XX века. В России расцвет - политический, экономический, культурный, готова реформа об общем образовании… могучая Россия. И что?.. Могущество вселяло уверенность в свои силы, и люди отошли от Бога, забыли веру…

Сегодня большинство находится в весьма юном духовном возрасте. Поэтому всякие хитрецы пытаются эксплуатировать православную идею в корыстных целях, спекулируя на религиозных и духовно-нравственных национальных ценностях народа. И православный, церковный народ превращается во мнении такого человека в электорат, слово-то какое совершенно безобразное, не русское.

Однако, у нас, слава Богу, много талантливых людей, которые потихоньку, но воцерковляются. И в нынешнем правительстве есть православные люди, или такие, что стараются жить по-православному. Другое дело, что немало людей, не искушенных в политике, имеющих поверхностное представление о том, чем занимается государство и как им управлять, но повторяющих вслед за Жириновским, мол, сделайте меня президентом, и все будут иметь отдельную квартиру, машину и т.д. Но это же смешно! Так же смешно думать, что если во главе нашего государства встанет православный человек, он все изменит в мгновение ока.

фото А.Дроздовского- Люди надеются, что такому президенту будет помогать Церковь.

- Кто будет помогать? Патриарх, приходской батюшка, у которого он крестился, духовник?.. Люди уповают на помощь Церкви, но Церковь - это народ. Хорошо, допустим, произошло чудо - появилось православное правительство, а что делать с чиновниками, которые ныне находятся у власти, за кем стоит множество людей, избравших их? Все эти демократы, коммунисты, либералы… - это тоже часть нашего народа. В Церковь-то ходят хорошо если 10%. Допустим, они захватят власть… и что? Вводить диктатуру Православной Церкви? Получается, что у нас "новые большевики" будут, но уже в религиозном смысле… Готовы мы к этому?

Конечно, православные должны участвовать в общественной и политической жизни… но главная задача Церкви - не социальная, общественная и политическая жизнь, а спасение душ. Ведь если народ будет спасаться, если люди будут узнавать Христа, воцерковляться, - будет в лучшую сторону меняться общество и государство. А там, может быть, Господь действительно Своей милостию совершит чудо, и у нас будет православный правитель.

Но нельзя принудительными действиями заставить общество стать лучше. Ведь и заповеди Христа обращены не к обществу, даже не к Церкви, они обращены к личности, к конкретному человеку - к вам, ко мне. И в этом отношении мне безразлично, в каком обществе я умру - рабовладельческом, феодальном, социалистическом, капиталистическом или в православной империи. Я могу неминуемо погибнуть, или благополучно спастись при любом строе, все будет зависеть от того, как я жил… Разве в советское время не было праведников? Полторы тысячи прославленных новомучеников и исповедников! А сколько их погибло на самом деле?! Каково было жить в атеистическом обществе и оставаться христианином? Любое общество может родить святого, если в нем есть христиане. И обидно видеть, когда искреннее желание правды, честности начинает принимать искаженные формы - политической борьбы, общественных противостояний. Христос нигде не декларировал требований изменения общества, и первые христиане не устраивали революций, чтобы освободиться и создать христианское государство. Ведь могли бы в той же Иудее, в Римской империи, или еще где-то собраться христиане и сказать: "Мы хотим христианской автономии. Мы будем устраивать жизнь по христианским правилам, не так, как вы живете, язычники проклятые…" Но этого не было.

Господь говорит: "Вы соль земли". Соль. И задача наша не собраться вместе и лечь в пачку соли, а осолить общество, в котором находимся. Та же священная Римская империя стала христианским государством не сразу, а по мере того, как христианами становились ее жители. Со временем их стало достаточно много, и они жили свято, что и привлекало других людей… Задача Церкви - помочь человеку стать христианином, чтобы он устремил ум свой в Царствие Небесное, а тогда он будет обустраивать и земную жизнь. А наша задача - учиться любить. Иоанн Богослов говорил, что, если ты не любишь людей, а говоришь, что любишь Бога, - ты лжец. Невозможно любить Бога, Которого ты не видишь, если ты видишь человека и не любишь его. А вот когда у нас появляется действительно Божественная любовь, мы уже не хотим уничтожения политических противников, ибо думаем о спасении души. Это не призыв к пассивности, я придерживаюсь мнения И.Ильина, высказанного в статье "О возможности противления злу насилием". Но это - следствие христианского образа жизни, а не цель. Прежде, чем избавиться от не устраивающей власти, надо иметь, чем ее заменить. Готовы православные к такой ответственности перед Богом, людьми и страной - взять власть?

В отношении же чаяния о православном государстве… Естественно желать всем блага, стремиться самому к Богоподобию и надеяться, что и другие будут к этому стремиться, но наивно думать, что все можно изменить уже сегодня, тем более насильственными мерами. Христос никого не заставлял, это - неправославно! Православная Церковь насильственно не крестила, не навязывала свою веру и заповеди. Она предлагала!

Напомню историю воина-египтянина Пахомия Великого. Однажды египетское войско остановилось в одном селении. Войско - это всегда бедствие для населения, но Пахомий был поражен готовностью жителей послужить: они поили, кормили воинов, давали кров и ухаживали за ранеными. Он поинтересовался, почему они такие. Те ответили: "Мы христиане". И Пахомий принял решение: "Если останусь жив, вернусь и буду христианином". В дальнейшим он стал создателем многочисленных общежитных монастырей.

Вот и мы должны жить и действовать так, чтобы, видя наши добрые дела, прославили Отца нашего, сущего на Небесах.

Записала Ирина РУБЦОВА