Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рубрика

«УДАРИТЬ В КОЛОКОЛ В ЦАРЬГРАДЕ!»

И своды древние Софии
В возобновленной Византии
Вновь осенит Христов алтарь…

Ф.И.Тютчев

550 лет назад завершилась одна из самых великих эпох в истории человечества - эпоха, когда над миром возвышалась громада тысячелетней Православной Империи, Византии, чьей столицей был самый блистательный из всех городов мира - Константинополь, Царь-Город. В пору могущества Царьграда ни одно дело в мире не решалось без оглядки на православного монарха, византийского императора; короли не начинали войны, купцы не прокладывали новые торговые пути, мыслители не писали новые книги, не подумав прежде: а что скажут об этом в Константинополе?

550 лет тому назад этот Второй Рим, Константинополь, - пал. Армия турецкого султана Мехмеда II Завоевателя ворвалась на его улицы, разрушая церкви, убивая мирных жителей, сжигая целые кварталы. На белом коне Мехмед въехал в Софийский собор - величайший православный храм мира - и приказал превратить его в мечеть. Православная Византийская империя прекратила свое существование.

Тысячу лет стояла Византия, пережив падение своего старшего брата - Рима, пережив рождение и смерть империи Карла Великого, пережив стремительный взлет, расцвет и страшный конец Киевской Руси… Государства появлялись и исчезали - Византия жила, по-прежнему могучая, по-прежнему диктующая миру свою волю; в сравнении с ней любая держава казалась не более, чем мошкой-однодневкой.

Державное бытие Византии не было безоблачным: непрерывные войны на границах, перевороты, заговоры, бунты… Но стояла Империя, и никому в голову не приходило, что она когда-нибудь может пасть. Целый век терзала ее тело ожесточенная гражданская война: еретики-иконоборцы, прорвавшиеся к власти, пытались подавить православное сопротивление. Божией милостью, православие в Византии победило, и Восточный гигант не обессилел в этой страшной вековой бойне; более того, в нем нашлось еще сил, чтобы передать свет Православия новой державе, страшной для христианского мира языческой Киевской Руси.

Надо хорошо понимать, что представляла из себя Русь накануне крещения. Огромная, могучая и грозная страна, только что с легкостью разгромившая всесильный Хазарский каганат, не раз успешно воевавшая с Империей, день ото дня набирающая новые силы, ведомая решительным, жестоким, развращенным князем, поощряющим наиболее страшные языческие обряды… Поистине, бич Божий готовился всей христианской Европе. Нельзя, конечно, всю славу крещения Руси приписывать Византии; как говорил Иван Грозный: "Русские не от греков веру приняли, но от Бога" - и это правда… А все же и умалять роль Царьграда в таком великом и славном деле не приходится. Могущество Империи клонилось к закату, но это еще мало кто понимал, величие и слава Царьграда еще ослепляли и притягивали к себе; исполненная земной мощи Византия была в глазах окружающих ее народов достойным хранителем святыни Вселенского Православия.

И хотя закат неотвратимо приближался, Константинополь еще не растратил своих сил. В XIII веке он был захвачен католиками-крестоносцами, разрушен, разграблен, величайшие святыни христианства были или растащены по рыцарским замкам или попросту втоптаны в грязь, но Империя поднялась, и Царьград возродился. Да, в ту пору ему приходилось тяжело, да, врагов было больше, чем друзей, но как знать пути Божии? Быть может, к Империи вернулось бы все прежнее величие, если бы только - если бы только Константинопольские владыки остались верными своей главной задаче: быть хранителями Православия!..

Но этого не случилось. В погоне за земным могуществом византийские владыки согласились пойти на сговор с папским престолом. Создана была так называемая уния. В храме Святой Софии начали поминать Римского папу. Население Империи, не согласившееся перекрещиваться в католики, отшатнулось от своих вождей. Через духовное тело Царьграда протянулась трещина, и никто не кинулся заделывать ее. Дом же, разделившийся сам в себе, не устоит, - что и случилось, когда войска Мехмеда II подошли к стенам Константинополя.

Многим известна красивая легенда о священнике, который служил литургию в Святой Софии, а к храму уже рвались турецкие воины. Двери величайшего православного собора рухнули, турки устремились к алтарю, и в этот момент священник, взяв Чашу со Святыми Дарами, прошел сквозь штукатурку и кирпичи внутрь стены и остался там; и до сих пор, если приложить ухо к стене мечети Айя-София, можно услышать, как молится он об освобождении Царьграда. Печально, но это - только легенда. Святая София в день своего падения была униатским храмом. Православные царьградцы не молились там уже несколько лет, проходили мимо громады собора, как мимо зачумленного места - быстрей, быстрей, чтобы и глаза не глядели на этот позор!.. Падение Святой Софии произошло гораздо раньше того момента, когда копыта белого султанского коня ступили на ее мозаичный пол.

В обмен на унию папа от щедрот своих выделил на защиту Константинополя несколько отрядов генуэзских воинов. Когда турки осаждали стены Царьграда, именно эти генуэзцы первыми дрогнули и побежали, а в образовавшуюся брешь хлынули мехмедовские воины. Последнего византийского императора звали Константином. Он храбро сражался и умер, как герой. Константином началось (святой равноапостольный Константин, римский император, основатель Константинополя) - Константином и кончилось.

Но как только Второй Рим пал, взоры всего мира устремились на Третий Рим, на Москву, на царство Иоанна III - полного сил и великих замыслов русского монарха, в чьих землях, удаленных от морей, терзаемых татарскими набегами, уже угадывался зародыш будущей великой империи, наследницы почившей Византии.

Первым о Москве - Третьем Риме - заговорил, как ни странно, Римский папа. Папский престол в очередной раз решил затеять войну с турками, но… Хорошо бы задавить Османскую империю чужими руками!.. И вот к Иоанну Васильевичу едут послы из Рима, сватают ему толстую, засидевшуюся в девках царевну Софью Палеолог, и внушают потихоньку: "Ты - наследник Византии, ты - царь Третьего Рима!.. Иди же и выручай свое наследство: бей турок!" Большой веры в то, что дикие московиты побьют мощных турок - нет, но пусть начнут! Пусть война вспыхнет, тогда можно будет ударить по Османам из-за угла!.. Таков был план папы, но план этот провалился. Для Иоанна III Константинополь был так же недостижим, как планета Марс; царь отлично понимал, что у него есть куда более насущные задачи.

Вторая встреча Третьего Рима с плененным Вторым состоялась только при Петре I. Ища выхода к морю, юный царь естественным образом обратил взоры к Азову, к Крыму. Утвердившись там, он получил бы твердый плацдарм для удара по турецкой столице. Истамбул снова стал бы Царьградом. На первый взгляд, это был самый простой и естественный для России путь. Война против Турции, и разбойничьего, работоргового Крыма сулила немалые выгоды Петру и не предполагала слишком тяжких ратных трудов: Азов брала старая стрелецкая, необученная европейским премудростям армия - и успешно взяла и удержала его. Первые русские корабли привели турок в ужас. И все же Петр предпочел путь на Север, против сверхмощной Швеции, в отличие от Турции, не докучавшей России набегами. Чтобы одолеть шведского военного гиганта, требовалось невероятное напряжение сил всей страны, - но и тогда успех не был гарантирован. И все же Петр выбрал северное направление. Точно так же, как Иоанн III, он встал спиной к Царьграду.

Зато мощный рывок в южном направлении был совершен в последующие годы. Яркие победы Миниха при Анне Иоанновне были погублены бездарной дипломатией, но вскоре Потемкин с Суворовым и Ушаковым быстро все наверстали. Порта была не способна противостоять ни суворовской армии, ни ушаковскому флоту. От Царьграда нас отделяло несколько шагов. И вновь русский трон остался равнодушен к этой возможности. Екатерине Великой вполне хватало Крыма, а Павел был готов идти даже в Индию, но только не в лежащий под боком Константинополь. Александр I, разгромив Наполеона и повелевая всей Европой, отказался помочь греческим повстанцам, не захотел ввести войска в Грецию и оттуда - на Босфор и Дарданеллы. Младший брат его, Николай I, старался дружить с Турцией, лишь осторожно давая ей понять, кто в этой дружбе главный.

Итак, Романовы до самой середины XIX века старались не трогать Константинополь, словно боялись чего-то, словно не верили в геополитические выгоды обладания Царьградом, словно не стремились освободить единоверцев от турецкого ига… Мы, конечно, вольны осуждать русских царей, приписывать им и трусость и равнодушие, но не кажется ли вам, что столь единодушное нежелание выходить в Царьград у столь различных монархов (Екатерина, Павел, Александр, Николай, не говоря уже о всех предшествующих им) должно бы навести нас на определенные мысли. Видимо, сломить турецкую империю ("больного человека" - как ее тогда называли) было не так уж сложно, а порою даже и очень легко, но за спиной у больного стояли здоровые, и они не замедлили бы сказать свое слово. Запад во все времена внимательно следил за продвижением России на Босфор, и был готов на что угодно, лишь бы не дать этому движению дойти до цели. Война за Царьград обернулась бы для России войной со всем миром.

Так и случилось в ходе Крымской войны. Едва Николай I решил заговорить с Турцией на языке пушек, как тотчас на защиту дряхлой Порты выступила, забыв о своих внутренних противоречиях, вся Европа. Даже прежние союзники, в надежности которых русский царь нимало не сомневался, повернулись против нас. Можно сколько угодно смеяться над отсталостью николаевской России, проигравшей Крымскую компанию, но не забудем, что русские в ту пору стояли в одиночку против всего мира. Стояли упорно, героически, и не пали, не удрали с поля боя, а с честью отступили - до поры до времени.

Итак, с одной стороны, Россия, с другой - весь мир, а между ними - Царьград. Вспомним же: Россия - Третий Рим, Царьград - Второй Рим, а Европа, Запад - Первый Рим. Кому угодно, пусть тот делает вывод из такой расстановки сил. Мы же, не углубляясь в мистические лабиринты, скажем только: Россия с Балтикой на Севере и с Босфором на Юге берет Европу в клещи. Подобно тому, как Англия, захватив Гибралтар, замкнула всю Атлантику, Россия, выйдя на Босфор, замкнула бы Запад. А тогда… Как сказал поэт: "Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет в тяжелых, нежных наших лапах?"

Запад это отлично знает и напрягает все свои силы, чтобы оттянуть этот момент. Вот потому-то славный Балканский поход Царя-Освободителя завершился ничем, потому и Царю-Мученику, чьи подданные уже заготовили крест для Святой Софии, пришлось вместо Византийской короны надеть терновый венец. Запад ни перед чем не остановится, лишь бы не дать России выйти к Дарданеллам; он заключит союз с кем угодно: с мусульманами, с язычниками, с прямыми сатанистами, лишь бы Россия осталась с одной - Северной - рукой, без второй - Южной.

Сейчас, когда Южное направление наглухо забаррикадировано от России и самостийной Украиной (Киев - ключ к Царьграду), и независимой Грузией, и ваххабитами, кажется, что возврата к Константинопольской идее нет. Но каких только удивительных поворотов ни знала история… Кто знает, не к нам ли обращены слова, сказанные 150 лет назад:

"Вставай же Русь! Уж близок час!
Вставай, Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!..
О, Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Алексей БАКУЛИН