Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЖИВОЕ ДЫХАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ

Девятый раз собирается в Петербурге всероссийская выставка "Православная Русь". Вспомните, сколько всего изменилось за эти девять лет, сколько различных начинаний прекратились, едва успев начаться… А выставка живет, и более того - с каждым годом все ширится, набирает силы, вовлекает в сферу своего притяжения все новых и новых участников. Интерес к "Православной Руси" так велик, что организаторы ее приняли решение проводить ее дважды в год; и теперь выставка вернется в наш город в апрельские Пасхальные дни 2004 года. Как сказал на открытии выставки 18 октября митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Владимир: "Наш верующий народ эту выставку принял, полюбил ее. Как приятно было мне, подходя к зданию Михайловского манежа, видеть, что возле входа уже образовалась длинная очередь. Сейчас такое редко где увидишь, а эта очередь ясно показывает интерес народа к нашей замечательной выставке".

Очередь и в самом деле выстраивалась порою от Михайловского манежа едва ли не до Невского проспекта. Невзирая на почти зимний холод, петербуржцы терпеливо выстаивали положенное время, надеясь полностью вознаградить себя, окунувшись в атмосферу выставки.

По многочисленным признаниям посетителей, выставка "Православная Русь" привлекает их прежде всего возможностью общения. Общения - с православной Русью: со своими братьями и сестрами из разных уголков страны; с прославленными пастырями, с учеными, журналистами, писателями, общения со святыней. Да, со святыней, ибо посещение выставки могло быть настоящим паломничеством: Старо-Ладожский Никольский монастырь привез в золотом ковчеге частицу мощей святителя Николая Мирликийского - очередь желающих приложиться к ней тянулась через весь Манеж. Впервые многие петербуржцы познакомились с великим греческим святителем нового времени - Нектарием Эгинским: познакомились, также приложившись к частице его мощей. Паломников ждали иконы с частицами мощей свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Луки (Войно-Ясенского), сщмц. Елисаветы, прижизненный портрет-икона прп. Серафима Саровского, мироточивая икона свт. Иоасафа Белгородского… Присутствие этих и еще многих других святынь на время сделало Михайловский манеж настоящим центром духовной жизни Петербурга.

За несколько часов пребывания на выставке можно было одним взглядом охватить всю картину современной жизни Православной Руси. Игумен Тихвинского Успенского монастыря о. Евфимий (Шаморин) рассказывал о том, как его обитель готовится к возвращению Тихвинского образа Пресвятой Богородицы. Жители Кронштадта делились своими планами о создании мемориального комплекса, посвященного памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. Архимандрит Тихон (Плотников), настоятель Антониево-Сийского мужского монастыря (Архангельская епархия), поведал о жизни этой замечательной, но малоизвестной обители. Издатели православной литературы знакомили всех желающих с книжными новинками. Нельзя не вспомнить и о беседе главного редактора нашей газеты А.Г. Ракова с читателями, на которой он, в частности, представил собравшимся свою новую книгу из серии "Записки редактора" - "Заветные узелки. Время странствования".

Все это - официальные, запланированные мероприятия, проходившие в конференц-зале; но не менее важными были и встречи непосредственно у стендов, когда каждый из посетителей мог поговорить с интересующим его участником выставки. Оживленные беседы велись у стенда Свято-Амвросиевской Шамординской пустыни, у стенда Толгского монастыря, где покоятся мощи свт. Игнатия (Брянчанинова) и у стенда Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), впервые участвующего в работе выставки и потому привлекавшего всеобщее внимание.

Вообще новичков в Михайловском манеже было немало: в этом году, в отличие от всех предыдущих, он был заполнен целиком. По словам директора выставки "Православная Русь" Анны Владимировны Балашовой, количество петербургских участников выставки увеличилось по сравнению с предыдущим годом в два раза, и гораздо больше стало гостей из других епархий; были здесь представители Белоруссии, Украины, посланцы от 35 православных монастырей.

Среди новых мероприятий выставки нельзя не отметить церемонию награждения лауреатов премии "Лучшая православная книга России". Решение о проведении этого конкурса было принято на выставке "Православная Русь" осенью 2002 года. Инициативу поддержал издательский совет Московской патриархии. Возглавил работу Виктор Федорович Стародубцев (Издательский совет русской православной церкви). На конкурс было заявлено 62 книги 26 издательств. Премия имеет пять основных номинаций: "Учебная литература", "Детская литература", "Святоотеческие труды", "Событие года" и "Лучший автор года". Победители были определены 21 октября на заседании традиционного круглого стола, который собрал всех православных издателей. Среди победителей хотелось бы особо отметить внушительный труд издательства "Сибирская Благозвонница" - книги из серии "Букварь школьника. (Начала познания вещей божественных и человеческих)". Книги эти представляют собой краткий свод богословия, истории церкви, происхождения религий, апологетики, и предназначены как для учащихся духовных учебных заведений, так и для всех, занимающихся самообразованием. Впрочем, более подробный рассказ о конкурсе и его победителях - тема для особого разговора.

Заканчивая наш краткий обзор, нам очень хотелось бы остановиться на обстоятельстве, отмеченном в выступлении на открытии выставки начальника отдела по связям с религиозными объединениями администрации СПб Любовью Александровной Мусиенко. Девятая выставка "Православная Русь" проходила в то время, когда в стране так болезненно и непросто решается вопрос о введении в школах предмета "Основы православной культуры". Фактически спор идет о том, признать ли Православие важнейшим элементом культуры всей нашей страны или отнести его в разряд второстепенных этнографических особенностей великоросской народности. На проходившей в рамках выставки встрече митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с журналистами именно этот вопрос стал главной темой для разговора. Владыка с сожалением отметил, что журналисты в целом заняли крайне негативную позицию по отношению к введению нового школьного предмета и выразил надежду, что выставка "Православная Русь" - это серьезный аргумент в пользу церковного взгляда на проблему. Выставочная неделя успевает собрать такое количество серьезных научных, творческих и общественных сил, вызывает такой - не ослабевающий с годами - интерес многих сотен петербуржцев, что всякий непредвзятый взгляд увидит: православная культура по-прежнему остается главной движущей силой в духовной жизни России.

Алексей БАКУЛИН