Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2 ноября 2003 года — 8 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Снычева)

фото А.Дроздовского ПАМЯТИ ВЛАДЫКИ ИОАННА
Кроткий лик Митрополита
Вечно будет нам сиять.
Та душа, что с Богом слита,
Источает Благодать.
Ирэна СЕРГЕЕВА

АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ

На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли Русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, безстрашно обличали грехи и пороки. Вот и на исходе XX века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашел своего пророка в смиренном митрополите Санкт-Петербуржском и Ладожском Иоанне.

† † †

"Вы счастливые. Владыка Иоанн - Архиерей Божией милостью, вы его слушайте", - писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди, беседы, статьи, книги, обращения к народу пронизывала искренняя, из глубины души идущая боль и тревога о дорогой его сердцу России. В статье "Плач по Руси Великой" он писал: "Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, - глядя, как калечат и мучают Святую Русь - избранницу Твою, подножие Престола Твоего… Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России!" Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник - о.Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне, памятуя древнюю славу России, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом".

Глубокая молитва ко Господу и печалование за свою паству было главным, архипастырским его служением. "Я плакал пред Богом навзрыд, просил Его защитить невинных и возбудить мужество у людей, - писал он в дневнике. - Господи, - умолял я Благость Божию, - не дай ради Твоих страданий посмеяться врагу над нами. Покажи, что Ты и теперь… защищаешь взыскивающих к Тебе".

Как правящий архиерей он прежде всего стремился, проповедуя, указать своей пастве путь к спасению в благодатной жизни Церкви, в ее Таинствах. В одной из проповедей на праздник Покрова Божией Матери он говорил: "Какие же камни должны лечь во главу храма нашего спасения? Прежде всего - это молитва к Богу и Таинства, которые имеет в недрах своих Святая Церковь: крещения, миропомазания, покаяния, святой евхаристии… Присовокупим к этому добрые дела - и получим все необходимое для спасения".

Главным назначением и призванием России в XX веке, в эпоху великих гонений, страданий и смут, Владыка считал исповедническое стояние русского народа в вере православной. "Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим. Сохранение полноты и целостности апостольского, святоотеческого Православия - первейший долг Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере… поддадимся соблазнам - утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!" - писал он в одном из посланий.

Большое внимание Архипастырь уделял духовному просвещению нашего города. Он отредактировал и издал книги свт.Феофана Затворника: "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?", "Ключи разумения". Благодаря ему вновь увидели свет богословские творения прп.Ефрема Сирина и других.

После долгих лет вынужденного молчания Русская Православная Церковь в лице Владыки Иоанна заговорила в полный голос о самых важных вопросах и проблемах жизни России. Выступления и статьи митрополита Иоанна сняли табу с различных вопросов, десятилетиями умалчиваемых, открыли для многих Православие как великую духовную и нравственную силу возрождения России. Владыка неустанно стремился к воцерковлению нашего народа.

В эти годы под видом "обретенных свобод" в нашем обществе началось соблазнение людей "золотым тельцом", культом наживы: страну захлестнула волна сектантства, оккультизма и откровенного колдовства. Появились многочисленные западные проповедники, лжеучителя, сеющие ереси и расколы. Фактически началась религиозная война. Именно Владыка Иоанн указал на опасность, которая постоянно угрожала Православию и России со стороны агрессивного Запада, когда так называемый "цивилизованный мир" стремится завладеть душой нашего народа, вытесняя из его духовной жизни веру в Бога, желая поработить грехом сребролюбия.

На вопросы, как спасти народ и страну от этого зла, Владыка отвечал: "У нас есть единственный путь спасения - путь объединения вокруг наших вековых святынь, возрождения русской соборности и державности, духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить Святую Русь".

Как истинный архиерей Божий Владыка выступил в защиту Православия от опасной ереси XX века - экуменизма: "…желание "уравнять в правах" Русскую Православную Церковь с какой-нибудь протестантской сектой - не что иное, как попытка втянуть Россию в гибельный процесс духовной деградации, который превратил Запад в бездушное и обезверившееся "общество потребления!"

Трудами и усердием Владыки Иоанна число действующих храмов в СПб епархии увеличилось в три раза. Начались богослужения в Казанском, Троицко-Измайловском, Андреевском, Петропавловском соборах, Царскосельском Феодоровском соборе, Петропавловском соборе в Петергофе, в храме Благовещения на Гутуевском острове, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, свв.прав.Симеона и Анны, св.Пантелеимона, Благовещенском, Спасо-Конюшенском, св.Иоанна Предтечи на Каменном острове и других. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах: свт.Николая чудотворца на Северном кладбище, вмч.Георгия Победоносца на Средней Рогатке, свт.Петра, митрополита Московского в Ульянке… По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский, Рождество-Богородичный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Тихвинский Успенский, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне. Владыка благословлял начать богослужение в Свято-Троицком соборе Александро-Свирского монастыря. Благословлял он и создание православных братств и сестричеств для защиты православной веры от различных ересей, для духовного просвещения и милосердной помощи людям, попавшим в беду.

Мы верим, что в лице митрополита Иоанна наш народ обрел не только на земле, но и на небе своего заступника, покровителя и молитвенника у престола Божия.
Николай СИМАКОВ фото А.Дроздовского

ВОСПОМИНАНИЯ

Вот уже восемь лет нет с нами приснопамятного владыки Иоанна, он у Престола Божия и молится о нас и о страждущем Отечестве, которое любил всеми силами души. Значит, он с нами.

Родился митрополит Иоанн - Иван Матвеевич Снычев - 9 октября 1927 г. В этот день Православная Церковь прославляет евангелиста и апостола любви Иоанна Богослова. Таким был и владыка наш. В детские годы у будущего митрополита была тяга к вере. В 15-летнем возрасте он глубоко задумался над смыслом жизни. Владыка вспоминал, что ему было страшно смириться с мыслью, что человек по смерти уходит в небытие. Господь, видя тяжкие переживания юноши, особым промыслом повел его к вере. Весной 1943 г. в частных домах села, где жил Иван, стали собираться богомольные старушки. На одно из таких молитвенных собраний пришел и Иван. Здесь он впервые услышал слово Божие, так в его сердце были посеяны семена Православия. Окончательное восприятие веры произошло августовским вечером 43-го же года, в день памяти прп.Серафима Саровского на танцплощадке: внезапно Иван увидел всю мерзость грешного мира, будто пелена сошла с глаз. Он узрел омерзительных кривляющихся бесов - истинных хозяев этого суетного веселья, - и почувствовал холод адской бездны. В помощь 16-летнему Ивану Господь послал благочестивую подвижницу Февронию, ставшую его духовной матерью.

Вскоре Божий промысл привел его к священнику о.Леониду Смирнову, который первый раз напутствовал юношу Святыми Тайнами, а в 1945 г. он стал пономарем храма свв.апп.Петра и Павла в г.Бузулуки Оренбургской области. Здесь произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу: в это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил Лемешевский искал себе келейника и обратил внимание на молодого пономаря. Так, в августе 1945 г. началась духовная жизнь Ивана под руководством опытного архиерея. Он нес послушание в покоях владыки и в храме. Для подготовки проповеднической жизни архиепископ почти ежедневно поручал ему после литургии пересказывать в храме народу жития святых. 9 июня 1946 г. послушник Иван после пострига в рясофор с именем Иоанна был рукоположен во диакона, а 14 января 1948 г. - во иерея. А было тогда молодому монаху 21 год. Но совместная жизнь священника Иоанна со святителем-старцем продолжалась недолго: в сентябре 1948 г. архиепископа Мануила богоборческая власть сослала в Мордовские лагеря.

Осиротевший о.Иоанн поступил в Саратовскую Духовную семинарию и закончил ее по первому разряду. В 1951 г. он стал студентом Ленинградской Духовной академии и закончил ее со степенью кандидата богословия. Его оставили профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. И лишь в декабре 1955 года произошла радостная встреча с вернувшимся из ссылки архиепископом Мануилом, которого назначили на Чебоксарскую кафедру. Сам же о.Иоанн был определен преподавателем Минской Духовной семинарии и пострижен в мантию. Он преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей. Но в сентябре 1957 г., по ходатайству архиепископа Мануила, его освободили от преподавательской деятельности, и он вернулся к старцу в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над капитальным трудом - Каталогом русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 год. За участие в написании этих трудов иеромонах Иоанн в марте 1959 года был награжден Святейшим Патриархом Алексием I крестом с украшениями. В 1960 году владыка Мануил становится архиепископом Сызранским и Куйбышевским и назначает о.Иоанна священником кафедрального собора в Самаре. Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн по-прежнему помогал старцу в его литературных трудах и готовил магистерскую диссертацию, собрав богатый архив по церковной истории.

В апреле 1961 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 г. - в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. состоялась его хиротония во епископа Сызранского. А в феврале 1966 г. владыка Иоанн защитил в Московской Духовной академии диссертацию. В 1969 г. он утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 г. ему поручается управление Чебоксарской епархии. В сентябре 1976 г. владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. За чтение, в 1988 г., в Ленинградской ДА курса лекций по новейшей церковной истории владыка получил звание доктора церковной истории. В декабре 1994 года он второй раз посетил Святую землю (впервые он побывал там в 1987 г.) и отслужил литургию на гробе Господнем.

С августа 1990 г. владыка в сане митрополита возглавил Петербургскую епархию, и вскоре началась его активная религиозно-общественная и публицистическая деятельность, сделавшая имя петербургского архиерея широко известным. Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям, - лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки Иоанна на страницах российской печати. В чем смысл русской истории, что необходимо сделать, чтобы возродить самосознание русского народа, величие и мощь Святой Руси, есть ли враги у национальной России и как осуществляется в нашей многострадальной стране тайна беззакония? Ответы на эти и другие вопросы давал митрополит Иоанн. Он стал признанным духовным лидером православно-патриотических национальных сил России.

В том, что произошло и происходит, прежде всего виновата наша собственная совесть, говорил он, отсутствие в русских людях национального достоинства и патриотизма, и до тех пор, пока мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и историю, свои святыни, мы и других не сможем научить нас уважать. И если мы не сделаем должных выводов из опыта, оплаченного морями крови, миллионами жертв, то, как пишет владыка, "мы станем предателями и изменниками великого русского дела".
Валентина НИКОЛАЕВА

ВЛАСТЬ

Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и безпринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как "Божие тягло". "Гордости не имейте в сердце своем и уме, - писал в 1117 году великий князь Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти, - смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней". Эта мысль, что князь (царь, любой "власть имеющий") лишь распорядитель власти, данной Богом, и ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей - лежала в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси.

Христианство признает один источник власти - Бога, свидетельствующего о Себе: "У Меня отмщение и воздаяние… Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, никто не избавит от руки Моей" (Втор.32.35,39) Но единый источник власти предполагает два ее вида. Первый - это власть богоугодная, находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная. Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем многообразии ее проявлений к евангельскому идеалу, или, говоря иными словами, содействие спасению душ человеческих… Однако есть в мире и иная власть. Искушая Христа Спасителя господством над миром, сатана прельщал Его, говоря: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне" (Лк.4,6). Источник этой сатанинской власти - попущение Божие… Эта попущенная Богом по Ему Одному ведомым причинам беззакония (противная Закону Божию) власть губительна для народа, всецело направлена к духовной погибели подвластных ей людей. Сколь бы безупречным ни был ее юридический характер с точки зрения человеческого права, для христианина ее решения никогда не станут внутренне обязательными.

Что касается власти - то она всегда от Бога, ибо Он - единственный источник власти во Вселенной. Разница в том, что одна власть - по воле Божией, а другая - по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть нынче, судите сами…
Митрополит Иоанн (Снычев)

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Митрополит Иоанн огромное внимание уделял личным встречам с верующими, беседам с ними. Когда уже встреча бывало подходила к концу, Владыка долго еще отвечал на многочисленные вопросы собравшихся. И люди внимали голосу своего пастыря, боясь пропустить хоть слово или не уловить интонацию. Мы публикуем несколько ответов Владыки из книг "Встречи с Владыкой Иоанном" Владимира Михайлова.

о сионизме
Владыка ответил, что сам он - не антисемит, и ко всем народам, в том числе и к евреям, относится с одинаковым уважением. Но любая подпольная и антинародная деятельность недопустима, и ее надо пресекать законными средствами. К таким антинародным и вредоносным для России движениям он и относит сионизм.

о гневе и неправде
Владыка призвал не приходить в гнев при обнаружении неправды: терпеть, молиться и остерегаться впадать в гневе в неправые действия.

об отношении ко злу
Владыка считает, что злу надо посильно противостоять, но человека осуждать нельзя - так мы сами предохраняемся от ненависти. Для спасения души лучше пострадать от злого человека, чем возненавидеть его. А в случае нападения следует осудить в первую очередь себя: не напали бы на меня, если бы я пошел другой дорогой или не был один… Призывал бодрствовать, делать выводы и не создавать условий для проявлений и торжества зла.

о разброде среди властных структур в стране
Священный Синод четко определил свою позицию: власть должна служить государству и народу. В стране сложилось такое положение, когда трудящиеся не могут сделать накоплений, купить что-то ценное, а страна стала "дойной коровой" для Запада.

о монархической форме правления
По его мнению, во главе правительства России должен быть православный разумный человек, а как он будет называться, неважно.

об отсутствии единодушия в народе
Многие хотели бы единодушия в крещенном народе, но единодушия не было и нет. Нет пока и предпосылок к нему на ближайшее будущее. Если бы было единодушие в народе, то, попостившись, он вышел бы с иконами на бой с силами зла. Молитва наша маломощна, посты необязательны для большинства, поэтому, не соблазняясь, будем молиться в храмах и дома. Наберемся терпения.

о болезнях
Болезни бывают различные, в том числе и неисцеляемые, по попущению Божию. Остается молиться за болящего и ждать, что пошлет Господь. Таким образом Господь посылает человеку "узду", удерживающую его от греха. Грехолюбец по желаниям своим и согрешил бы, но здоровье не позволяет. Отвращается человек от грешных дел и по молитвам сродников и людей, пострадавших от его злых дел. Поэтому болезнь служит не только "уздой" от греха, но и средством вразумления, призывом к покаянию.

о исповеди
Надо различать исповедь - церковное Таинство и открытие помыслов, то есть способность принимать помыслы. Это дар Божий. Таинство исповеди предшествует Святому Причастию. Право исповеди и отпущения грехов дается любому священнику при его рукоположении. Однако далеко не всякому священнику можно открывать свои помыслы, изливать свои душевные немощи и настроения, потому что для священника это может стать непосильной ношей.

о нацизме
Нам не нужен нацизм как форма противостояния народов и народностей. Нам нужны любовь и взаимопонимание. Если мы будем любить свой народ, то не будем вредить народному благу и здоровью, будем укреплять Отечество добрым служением, а в итоге народ наш окрепнет и будет вызывать должное уважение среди других народов, и никто не рискнет обидеть нашего гражданина.

о пророчествах
Относительно пророчеств о грядущих событиях надо помнить, что святые действуют по воле Божией. Вспомним библейское предсказание пророка Ионы о грядущей гибели Ниневии. Жители услышали пророка Иону и покаялись. Бог принял покаяние и отложил суд над городом, пока новые поколения горожан опять не впали в нечестие. Тогда пророчество было исполнено во всей полноте.

о порче
Порча - это мистическое действие злого человека на слабую душу. Чаще действие умышленное. Но бывают и неосознанные действия сильной злой воли на душу, лишенную Божественной благодати. Помочь таким людям можно молитвой, потому что по внешним признакам "порча" приближается к беснованию, когда воля человека контролируется и управляется извне. Молитвы на эти случаи составили Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие.

о молитвенной защите
Молитвенная защита у нашей страны есть. Во-первых, есть наша Русская Православная Церковь, число приходов которой возрастает, значит, возрастает и соборная молитва. Во-вторых, есть подвижники благочестия, которые молятся за Россию. Они не известны людям, скрыты от глаз людских, но открыты Богу, до которого безпрепятственно доходят их молитвы. Они хранят Россию.

о погребении
Церковные законы не возбраняют сжигать тело умершего человека. Традиции предписывают погребать усопших. Лучше изыскать средства и достойно проводить в мир иной умершего человека.

о снах
Сны обычно не несут духовного содержания. Но бывают сны от Бога. Они предупреждают о серьезных событиях в жизни человека, его ближних и даже Отечества. Есть сны от дьявола, смущающие нас. От них надо защищаться молитвами, освящать жилище.

В ГОРОДЕ МИТРОПОЛИТА ИОАННА

Есть Петербург Пушкина… Есть Петербург Достоевского… Великий город… великие люди… И не всегда понимаешь, город ли вмещает в себя судьбы великих людей, или человеческие судьбы делают город великим. В последние годы все отчетливее для меня проступают в нашем городе черты города митрополита Иоанна…

Указатели
На Никольском кладбище Александро-Невской Лавры к юбилею города навели порядок: восстановили часовню, памятники поправили на старых могилах… Еще бросаются в глаза указатели у входа. На черной стрелке направо написано: "К Собчаку", на стрелке, указывающей налево, - "К владыке Иоанну".

Налево идти - идти мимо стены, у которой памятный знак о расстрелянных лаврских монахах, мимо архиерейских могил, к живой - в цветах и горящих свечечках - могилке Владыки Иоанна… Направо - прорубленная по могилам дорожка к похожим на особняки новых русских могилам мэра Собчака и депутата Старовойтовой.

"Сколько же могил пришлось срыть, чтобы мемориалы эти соорудить?" - спросила моя спутница. - "Чтобы узнать - надо в архивах порыться…" - ответил я. - "А на небе и так знают…" И я явственно представил, что указатели "К Собчаку", "К Иоанну" не здесь, на кладбище, водружены, а там. Стало страшно…

Владыка
Настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Константин Смирнов рассказывал, что когда еще только начинали ремонт, посетил храм митрополит Иоанн. Походил, посмотрел на разруху, потом сидел в каморке внизу, пил чай, которым его потчевали, и приговаривал: "Как красиво у вас… Как хорошо!" - "Да чего же хорошего-то в разрухе этой?" - не выдержал о.Константин. - "А вот погоди… - ответил Владыка. - Лет через десять оглянись кругом и вспомни слова мои…" Прошло десять лет, и так красиво, так благолепно стало в возрожденном храме, что, кажется, никогда и не было здесь запустения… Когда думаешь, что эту сегодняшнюю красоту храма и прозревал Владыка!.. Эта строгая красота петербургского храма и окружала Владыку десять лет назад, когда он только пришел сюда.

Молитвенник
Однажды к митрополиту Иоанну пришел на прием человек, назвавшийся старостой одной из самарских общин, и развернул на столе чертежи церкви, которую собирается строить его община. Владыка чертежи внимательно изучил и кое-что посоветовал исправить.

- Непременно переделаем, владыка, как вы указали! - заверил староста. - Только понимаете, у нас все деньги на проект ушли… Сколько ни бегали, никто не дает… Одна надежда на вас…

"А с благочинным своим говорили? - продолжая разглядывать чертежи, спросил митрополит. - Отцом Петром? Смирнов, кажется, его фамилия?" - "Смирнов! - подтвердил староста. - Он помог нам… Проект-то на те деньги, которые он пожертвовал, и исполнен… Только больше у него средств нет…" - "И давно вы с отцом Петром последний раз беседовали?" - "С месяц назад… Как раз Успенье было… Я помолился в церкви и к нему пошел… Он на праздничную трапезу меня пригласил к себе…" - "И что, и другие батюшки у него были?" - "А как же… Были…" - "И отец Лукиан был?" - "Был…" - "И протоиерей Николай?" - "Да".

Владыка оторвался от чертежа и перекрестился: "Слава Тебе, Господи! - сказал он. - А еще некоторые батюшки жалуются, что молитвенников мало стало…" - А в чем дело? - обезпокоился староста. - Что-то случилось?" - "Еще бы… - сказал митрополит. - Вы только помолились и сразу молитвой троих батюшек из гробов подняли. Отец-то Петр уже три года, как помер, отец Лукиан - семь, а протоиерей Николай - и не помню уже сколько лет назад преставился… А храм-то ваш, поглядите… - митрополит вытащил фотографию, - уже построенный стоит…" На фотографии был изображен тот самый храм, чертежи которого лежали на столе. Мошенник покаялся, что он стащил чертежи, чтобы нажиться на них…

Пост номер один
Помню, на одну из годовщин, второго ноября, пришел я на кладбище… Лил дождь, непогода, сырость, как и в то 2-е ноября, когда не стало Владыки. На архиерейском кладбище в Лавре люди, люди… Я пришел около пяти часов вечера, навстречу так же густо, как по Невскому, - народ. Только лица другие… Потом стоял возле могилы, пока служили панихиду. И то ли от того, что все с зажженными свечками стояли в сгущающихся сумерках, то ли от панихидного пения, но очень похоже было на картину В.Сурикова "Утро стрелецкой казни". Впрочем, свечки тут, конечно, не главное. Главное - лица людей… Русские… Православные…

И звучали слова молитв, и проносилось - Господи, помилуй! - шелестом по толпе, и все ярче в сгущающихся сумерках разгорались огоньки свечей, и все ярче разгорался ответным светом крест на могиле митрополита, сумевшего собрать вокруг себя в такие трудные годы русских людей… Звучали молитвы, и как бы сливались с огоньками свечей огни подступившего к кладбищу города - казалось, спешат с зажженными свечами к могиле митрополита и те, кого мы не видим… И непогоды словно не было. По-летнему теплыми сделались сумерки. - "Мы с утра здесь…" - сказал знакомый казак. - "Что же так? Охраняете?" - "Порядок поддерживаем… У нас здесь, как атаман говорит, пост номер один".
Николай КОНЯЕВ

СВЯТЫМИ МОЛИТВАМИ ВЛАДЫКИ

Ноябрь 1967 года. Мне предстояла операция, и моя двоюродная сестра Надежда, которая была духовной дочерью владыки Иоанна, предложила поехать к нему. Вечером мы были на Ульяновской, 51… В памяти оживают: благоговейная тишина, лампады перед образами, тихая речь владыки и его участливое отношение… Операция по его молитвам прошла благополучно. С тех пор он стал моим духовным отцом. Вскоре начались хлопоты по получению жилья. И вновь помог владыка: благословил документы, помолился и… через некоторое время мы справляли новоселье. Однажды я пошла к владыке испросить благословения на поездку к родителям в деревню. Он уточнил, в какое именно время я поеду, потом благословил. Я очень удивилась тогда этому обстоятельству. Но, приехав в деревню, узнала, что на мосту через реку Самарку, по которому я проехала два часа назад, рухнули два пролета.

Владыка вел приемы в канцелярии и у себя дома. К нему можно было попасть или позвонить практически всегда. Он никому ни в чем не отказывал и помогал чем мог. Я знаю несколько одиноких старушек, которым он каждый месяц выделял из своей зарплаты определенную сумму.

В праздники Рождества Христова, Пасхи и на день Ангела владыка приглашал своих духовных чад разделить общую радость. Во время трапезы сам он почти не кушал, а говорил наставления, питая нас духовно и телесно. Уходящих благословлял гостинчиком для домашних: кому давал яблоко, кому грушу, кому пирожок… Вот таким был наш духовный отец!
Тамара СОЛДАТКИНА

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЛАДЫКИ

Нынче собралась написать в вашу газеты критические замечания, хвалят-то вас, поди, и так не мало. Но тут перелистнула газетную страницу с рассказами о Владыке Иоанне, а он глянул на меня с портрета, как живой, и будто сказал: "Подожди ты, суета, со своей критикой, успеешь. Приди сначала второго числа ко мне на могилку, а потом и делай, что Бог укажет". Пошла. И решила написать свои воспоминания о нем, но не найти мне слов, самых верных и хороших о народном Владыке, или все уже сказаны? Нет, и скоро потечет ручеек чистый и целебный, повествующий о помощи митрополита Иоанна людям при жизни и после смерти, по молитвам к нему верующих. Я слышала уже о чудесах, происходящих на могилке Владыки.

А сама я лет десять назад писала Владыке, прося его благословения на издание женской православной газеты или хотя бы небольшого листка. Первый сигнальный номер этого листка я передала в епархии секретарю митрополита. Но, видно, затерялись мои бумаги: ответа я не получила. А на прием к Владыке почему-то пойти не осмелилась… Но старалась не пропустить ни одной встречи с ним, после которых домой всегда возвращалась окрыленная. А однажды в Престольный праздник в храме Иоанна Предтечи на Каменном острове решилась подойти под благословение Владыки. И до сих будто чувствую его теплую и легкую руку у себя на голове. И странно - также теплой его рука показалась мне, когда я прикладывалась к ней, прощаясь с почившим Владыкой в Лавре. Теплый, духовно согревающий всех, приходящих к нему, - вот, наверное, главное качество так рано ушедшего от нас Владыки.

Все эти годы часто хожу с внучкой в Лавру. Причащаемся, потом идем на Никольское кладбище, к родной для нас, как и для многих русских людей, могилке митрополита Иоанна. В ведерке - детские грабельки, лопатка, если есть мусор - убираем, ставим свечечку, молимся. Но в последнее время зря носим грабельки - вокруг могилки Владыки в любое время года чистота. Помолившись на могилке, идем в пекарню, покупаем горячего монастырского хлебушка. И приносим домой - хлебное тепло и духовную помощь от родной могилки, будто с живым Владыкой пообщались. А дома молимся ему как святому, прося помощи и заступления. Читаем книги - это ведь не просто духовная литература, это - учебники жизни, без которых мы бы заблудились.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего митрополита Иоанна и его молитвами спаси и помилуй нас!
Тамара ГОЛОВКИНА, СПб

ГОЛОС ВЕЧНОСТИ

Я не знала при жизни митрополита Иоанна, никогда его не видела, не слышала, но душа прилепилась к нему как к родному. Меня потрясла его преданность матушке-России - оболганной и разоренной, но единственно любимой. В свое время я приняла крещение не задумываясь, только потому что я - русская и Православие - вера моих предков. Но переступив порог храма, стала о многом задумываться, искать ответы на, казалось, неразрешимые до того вопросы. Во мне широкой рекой разливалась жалость и любовь к Родине, хотелось ей служить, как учил меня мой дед-офицер, наставляя быть честной, полезной Отечеству и своему народу. Но чего-то не хватало. Чего - я поняла, когда стала читать книги Владыки Иоанна. Он стал для меня голосом совести и вечности. Я читала его статьи, и сердце горело, потому что я стала понимать, почему Православие и Россия неразделимы. Благодаря Владыке я обрела стояние в вере. Люди русские, молитесь, плачьте, стойте за Русь!

А эту песню я написала в годовщину смерти Владыки, хотя никогда ни ранее, ни после стихов не писала и не умею этого делать

Плач по России
Русь! Россия моя одинокая!
Ты без лика осталась теперь…
Где ж лицо твое светлоокое?
И к чему же ты кличешь: "Не верь"…
Видно, знаешь, что ждет тебя, милая,
Значит, хочешь ты нас уберечь…
Не дадим мы в обиду родимую,
Хоть и станут нас ересью сечь!

р.Б. Мария