Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со-чувствие

ОДИНОЧЕСТВО

Неутешное горе (Вдовушка) К.Е. Маковский (1839-1915).Одинокие люди, по Воле Божией, оставшиеся в одиночестве среди массы людей - своих родных и чужих - к вам слово мое!

Послушайте меня вы, бездетные матери, безмужние вдовы! (убитых воинов или без вести находящихся мужей), брошенные мужьями жены, одинокие девушки, уже пережившие возраст юности, когда все кажется так ясно и просто. Такие одинокие - не понятые окружающими людьми. К вам убогое мое слово!

Да будет мир тоскующей душе вашей!

Сколько горьких слов я слышал и слышу от вас, родные мои! Сколько горьких слез вы проливаете у аналоя на исповеди! И как много среди нас таких людей!

После долгого раздумья я решил, с помощью Господа и Пречистой Матери Божией, все вам сказать, что благословил Господь.

Страдает ваше сердце, вспоминая прошлое, - ищет сердце выхода, ищет взаимности и не находит ее.

Горем сердце оделось, замкнулось в себя. Один раз обманутое, оно теперь не верит так слепо, так опрометчиво, как раньше, и зорко подозрительно смотрит кругом. Не увлекает его больше ни льстивая речь, ни первое ласковое слово, оно ждет дела и недоверчиво молчит… и страдает сердце мое.

От всех его страдание скрыто. Но рана глубока, и каждый день не тронь его… оно разбито (говорит русская поэзия).

В этих проникновенных словах самая жизнь, самая правда горькая! Еще на работе в труде забывается горе, как будто спокойнее станет на людях, но, когда останешься наедине сама с собой, сочится сердце кровью и нет границ тоске его.

"Не добро быти человеку единому", - сказал Сам Господь еще в раю, при сотворении Евы. И вы эту истину познали на своем горьком опыте. Не добро быть одной - это правда, вместе с тем правда и это, что не на кого опереться, нет груди родной, где можно склонить голову, где можно облегчить тоску свою… Кому сказать? Кто горькое слово услышит, оценит, чье сердце готово? Не бросаться же на шею случайному встречному? Мы уже насмотрелись на случайные встречи и знаем им цену. Сердце ищет опоры, но теперь ищет опоры не какой-нибудь, а твердой опоры, надежной, и тоскует потому, что не находит ее. Шевелится горькая дума, что нет такой опоры вовсе, что я никому не нужна и не найти мне своего места в мире.

Безотрадные думы, безотрадная скорбь и такие слезы, слезы, ночью на подушке, когда никто не видит, никто, никто не посмеется - чего больше всего боится одинокое страдающее сердце! Во всем необъятном мире я одна, никому не нужная, безполезная, в безполезной пустоте тяну свою одинокую долю…

И сколько безотрадных слез в душе такой! А сколько сейчас таких, которые это переживают? И сколько здесь горя, безотрадной тоски, именно "безотрадной" - почти отчаяния. И так легко, в таком положении, или пуститься во все тяжкие, как говорится, или с моста в Неву, в Фонтанку, выпить отравы, или на чердаке с веревкой. Да мало ли способов, которыми люди в отчаянии самовольно кончают жизнь. Они не знают, что делают, не задаются вопросом: а что же дальше? Они не знают и не хотят знать, что "будет дальше".

И совершенно понятно, что нам, христианам, так сказать не должно: нет выхода, нет твердой опоры. Мы так думать не можем, чутьем верующему сердцу видно, что при таких безотрадных мыслях не обошлось без лукавого… Много стараний наш враг здесь приложил, чтобы довести до отчаяния, до полного крушения всех мечтаний, планов хороших и ярких надежд! Да… тут видна его мерзкая лапа. Это он стремится обмануть бедное сердце, увести его от яркого света в безпросветную тьму… Он знает все неотразимое величие этого яркого света и боится, что страдающее сердце увидит его, потому и обманывает, застилает глаза.

Так и хочется крикнуть во весь голос: "Отойди, окаянный враг". Неправда. Обманываешь. Есть опора для нас и опора твердая, могучая, сильнее и нет ее на свете!

Ведь есть Господь наш Иисус Христос и наша вера в Него! Вот наша опора! Он наш Свет Незримый! Он наше Солнце, наше Утешение, наша Радость! Светлая наша Отрада!

Следовательно, есть два вида одиночества: одно безотрадное, полное отчаяния - это одиночество без веры в Бога; второе - одиночество верующей души. Понятно, что мы будем говорить об одиночестве верующих людей… Наша задача, - христиан, - правильно осмыслить это грустное явление одиночества, увидеть, понять его значение и найти правильный выход из горькой беды.

Вспомните, сестры христианки, вспомните пустынников, отшельников, вспомните Марию Египетскую, Таисию, Пелагею и других святых жен. Вспомните истинных монахинь нашего и ближайшего к нам времени. Они всей душой искали одиночества, мечтали о нем, как о счастье истинном. Все бросали - богатство, имения, славу мирскую, обычную жизнь - и бегали в пустыни, где не только людей и зверей-то не было, где только луч солнца да ночные звезды могли подслушать тайны сердца, раскаленного огнем Божественной любви.

Бог и человек, человек и Бог, и чтобы между ними ничего не было. Даже от солнца, от неба скрывались, врывались вглубь пещер или, как иные, запирались в кельи своей, и там только подземная тень лампады озаряла светлый Лик Господа Христа, пред Которым стояла все для Него забывшая душа человеческая. Для людей, ищущих Бога, одиночество дорого тем, что в нем как-то полнее и ближе открывается Бог. Наедине с Богом - вот вся жизнь. Чувствуем, что прекрасна такая жизнь. Мы не знаем ее тайн, но думаем о них с бьющимся сердцем. Только угадываем, потому что, чтобы понять, надо самому пережить… И после годов своего тайного счастья эти люди переходили к иному, еще высшему и безграничному счастью - Царства Небеснаго, перед которым так ничтожно земное счастье.

Скажите, променяли бы эти одинокие люди свое одиночество на молву мирскую? Сможете вы их уговорить уйти снова в мир, выйти замуж, иметь детей? Они - истинные подвижники и слушать вас не станут... Они будут считать, и совершенно справедливо, что в этих уговорах есть проделка диавола.

Вот тут и разберись: одни с ужасом думают об одиночестве, другие стремятся к нему, как к истинному счастью. Еп. Феофан пробыл 20 лет в затворе, и когда люди писали ему и просили разрешение увидеть его, он решительно отказывал в этом. Одиночество ему было так дорого и сладостно, что он никак не желал променять его на людскую молву. Что он переживал тогда в затворе, он никому не сказал, но, видимо, радостно было его состояние, если он не хотел и на один час расстаться с ним.

И преподобный Серафим Саровский никому не сказал, что он пережил в затворе, только из затвора, из сурового одиночества вышел отнюдь не озлобленный, как бы можно ожидать, а таким любве-обильным и светлым, что всякого человека встречал словами: "Радость моя!"

И все, кто со Христом переносил одиночество, оно не было тягостью, а совершенно наоборот: оно оживляло, воскрешало душу человека!

Иисусе сладчайший! Души моея утешителю!

Иисусе, ума моего просветителю!

Иисусе, сердца моего веселие!

Иисусе, покров радости, покрый мя недостойного!

Эти дивные слова несомненно вылились из сердца человеческого во время тайной уединенной молитвы, когда всем сердцем тянулся к сладчайшему Господу. А разве многие из здесь стоящих не испытывали, хотя в самой малой степени, подобных мгновений! Разве не пело райской песни и наше сердце, когда Господь милосердный простирал над сердцем Свою Отеческую руку! Недаром писатели сравнивают душу-христианку с подсолнечником, который весь день тянется к солнцу. Лицо повертывает, солнце движется, а он за ним, пьет живительное тепло, пока не наступит ночь и он опустит голову. Стоит одинокое дерево, нет кругом деревца, не на кого опереться, только и есть, что ласковое солнышко, и тянется деревцо к нему всеми веточками. Его лучам подставляет свои листочки и пьет тепло и свет, так необходимый дереву для жизни. Так должно и христианину тянуться к своему солнышку - к Господу Иисусу Христу, где свет и тепло, и жизнь и радость.

Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную!

Зовет человек - язык выговаривает эти слова, а сердце поет нежные песни:

Иисусе, сладость сердечная!

Иисусе, светлость душевная!

Иисусе, надежда известная!

Иисусе, желание мое, не отрини мене!

Да хоть весь акафист переписывай, какие дивные слова!

И как много они говорят чуткому сердцу, и какая сладость должна быть в ту пору на сердце!

Вот вам и одиночество!

Да такое одиночество воистину слаще и радостнее самого роскошного бала и вечера, где любовь, весна, цветы, где гремит музыка, и все залито светом.

Слышите, тоскующие в одиночестве христиане и христианки! Вот где тихая пристань! Вот где можно отдохнуть, где можно и должно излить тоску свою, у ног Господа Иисуса Христа.

Он услышит вас. Он приласкает вас, Он утешит вас и вы запоете:

Иисусе, сладосте сердечная!

Иисусе сладчайший, души моея утешитель!

И надежда и опора найдутся, и какая опора! Твердая, прочная - Сам Господь Вседержитель…

Нет нигде сильнее этой опоры! Пойдите же к Нему все! Не только вы, одинокие, а и все, кто не видит просвета в семейной жизни, среди семьи и близких сердцу людей…

Посмотрите, что творится у нас: муж на жену кричит, как зверь дикий! Жена на мужа негодует, брат на брата, сестра на сестру. Дети не уважают родителей. Это свои родные, а что с чужими говорить. И тут сочится кровью сердце. И этим нужно утешение, и здесь нужно слезы утереть. И опять станет вопрос, куда обратиться? Кто подкрепит, приласкает, утешит?

И ответ тот же самый:

Господь Иисус Христос и Его Святая Матерь,

"Вот тихая пристань

Святой Божий храм.

Сюда всем

Спешить нужно нам".

Протоиерей Борис НИКОЛАЕВСКИЙ