Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Основатель монастыря прп.Арсений приплыл на остров Коневец в 1393 году при тишайшей погоде на утлой лодчонке. Что кажется совершенно невероятным, поскольку на Ладоге часты внезапные штормы. Побывав перед тем на Святой горе Афон, Арсений получил там благословение на постройку на Родине святой обители во имя Богородицы и икону, которая называлась Акафистной или Голубицкой. На ней Богомладенец изображен держащим голубиного птенца как символ очищения. Позднее она стала называться Коневской иконой Божией Матери. Вернувшись в Россию и получив благословение новгородского владыки Святителя Иоанна, Арсений отправляется на поиски подходящего места для святой обители. Сначала попал он на остров Валаам, но там братия существовала уже 150 лет и монастырская жизнь была налажена. Тогда прп.Арсений совершает очень мужественный поступок: он оставляет обжитые места и вновь лодка несет его по просторам Ладоги. Сколько его носило, никто не знает, но прибило к острову Коневец. Переночевав на острове, утром Арсений вновь отправляется в плавание, но его и второй, и третий раз прибивает назад. Тогда он понял, что это - Промысл Божий. И там, где сейчас Коневский скит, срубил он себе маленькую келью. С течением времени вокруг прп. Арсения собираются ученики. Однако в 1421 году обитель затопило, и решено было искать новое место. Прп.Арсений шел по дороге и молился. А закончив молитву, увидел, что стоит на какой-то горушке. На этой самой горе и был основан мужской монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Умер Преподобный Арсений в 1444 году. Мощи св. старца покоятся в главном Соборном храме.
† † †
Сразу за основными постройками монастыря - часовня Успения Божией Матери. Рядом несколько могилок. Среди них - могила князя Н. Монвелова.
Князь приехал на святой остров замаливать грехи своего сына и провел здесь в молитвах остаток своей жизни. Рядом с его могилой стоял раньше огромный деревянный "Зубной крест". Монахи и паломники, мучившиеся зубной болью, приходили сюда, чтобы помолиться и откусить кусочек целебного креста. И крест помогал: боль отступала. Так постепенно крест съели.
† † †
Широкая просека уводит вереницу паломников в сосновый бор, потом поднимается к расположенному на вершине холма скиту во имя Казанской иконы Божией Матери. Дорогу эту в шутку называют Коневским проспектом. Во времена советской власти в скиту располагалась военная часть морской пехоты. А хозяйственные пристройки использовались под склады взрывчатки. Без хозяйских заботливых рук здания ветшали, перегородки рухнули, крыша провалилась. Когда остров в 1990 году был вновь передан Санкт-Петербургской епархии, чуть в стороне от разоренного скита монахи нашли кучу цветных досок. Это все, что осталось от часовни Казанской иконы Божией Матери. Хорошо еще, что не сожгли.
В 1794 году монах Адриан с братией начал строительство скита. Он сам сделал проект. Скит - небольшой по площади: в центре прямоугольного двора, образованного одноэтажными келейными домиками, оградой, кладовыми, кузней и трапезной, возвели каменную церковь. Жили здесь тогда 6 человек.
В настоящее время скит восстанавливается. Реставрационные работы ведут три человека. Вновь собрана часовенка. Послушник Петр говорит: "Это верный знак того, что Православие в России не задушить". Как поется в песне: "Все кумачи пронеслись и пропали, Матушка-Церковь стоит".
† † †
Неширокая лесная дорога ведет паломников от Святой горы к горе Змеиной. Горушка получила свое название не потому, что здесь водятся змеи, а из-за своей своеобразной вытянутой извилистой формы. А змей здесь нет вот уже более 600 лет…
Через несколько дней после того как преподобный Арсений обжился на острове, встретил он рыбака Филиппа. И рассказал тот, что остров сей необитаем и используется пастухами-карелами как пастбище. С весны по конец осени пасутся здесь табуны лошадей, которых карелы переправляют на лодках. Осенью карелы приезжают за лошадьми и приносят своим языческим богам самого лучшего коня в жертву. Жертвоприношение происходит на вершине огромного валуна, пяти метров высотой, площадью 9 на 6 метров. Формой валун напоминает лошадиную голову и называется Конь-камень. Узнав, что на острове есть языческое капище, Арсений взял афонскую икону Божией Матери, поднялся на Конь-камень и совершил молебен. В то же мгновение вся нечисть, обитавшая на острове, превратилась в стаю черных птиц и гадов ползучих. Гады утонули в Ладоге, а птицы перелетели через озеро и осели во Владимирской бухте, которая в те времена носила зловещее название Сортон Лахта - Чертова бухта.
† † †
Паломники окружили молодого послушника Петра, проводившего экскурсию по острову, засыпали вопросами:
- Как сообщается монастырь зимой с большой землей?
- По льду, если он есть и при этом достаточно крепкий.
- А где вы берете воду? На острове ни родника, ни речушки.
- Так ведь мы на острове, - смеется Петр. - Целое озеро вкуснейшей пресной воды. А святой источник на острове действительно был. Но в 1939 году, когда остров перешел к Советскому Союзу, монахи, оставляя обитель, спрятали раку со святыми мощами прп.Арсения, хотели спрятать и источник, не удалось. В 1991 году рака с мощами старца была найдена. Место ее ухоронения указал старичок, последний насельник монастыря Андрей (Пешков), проживавший в Финляндии. А святой источник не найден до сих пор: то ли зарос, то ли уничтожен военными.
† † †
Такова, полная трагизма и чудес, история Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Сейчас он восстанавливается в очень трудных условиях, а островное положение еще усугубляет проблемы восстановления. Но монахи, послушники и трудники молятся и работают не покладая рук. Восстанавливаются часовни и скиты. Развивается монастырское хозяйство. Недалеко от монастыря виден аккуратный прямоугольник картофельного поля. На лугу пасутся коровы, лошадь, есть куры, работает кузня и своя пекарня. Паломников угощают вкуснейшим монастырским хлебом, вкус которого не забудется никогда.
Ирина РУБЦОВА