Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

«ХРИСТОВА БРАТИЯ» И НИЩЕЛЮБИЕ

Бабушка и внучка. И.ТворожниковНищенство - явление древнее, как само человечество. Религии всех народов относились к нищим сострадательно, призывая проявлять милосердие и давать милостыню. Но государства от Древнего мира вели борьбу с нищими, применяя всевозможные, порою очень суровые меры: в Англии во времена правления Эдуарда IV нищих и попрошаек за проявляемую настойчивость предавали смертной казни, а французский парламент в 1506 году постановил всякого нищего, появившегося в Париже, вешать. Не менее жестокими были и нравы "профессиональных нищих". Из истории мы знаем, что существовали школы, центры по подготовке "профессиональных нищих", где добровольно, либо насильственным путем, дети и взрослые получали всякого рода увечья, способные вызвать жалость и сострадание. Применялись и бутафорские увечья.

† † †

На Руси не было столь изощренных методов профессионального нищенства, как в развитых европейских странах, в этом и не было необходимости, поскольку на Руси всегда с состраданием и любовью относились к нищим. Нищих было очень много, что являло особенность русского общества. С принятием христианства на Руси нищенство окрепло. Русская Православная Церковь имела на нищенство свое воззрение, как на состояние, которое несравненно выше всех земных состояний, допуская особый христианский подвиг - добровольную нищету, "Христа ради юродивых". Поэтому Церковь никогда не боролась с нищенством как явлением. Церковным Уставом 996 года нищие и убогие были отнесены к людям церковным. Находились они в ведении епископа и подчинялись его суду, жили подаянием. Часть нищих содержалась церковью: имелась даже особая статья расходов Церкви - "расход на нищих".

Были штатные приписные нищие при патриаршем дома (домовые, дворовые). Нищие были постоянными гостями и за патриаршим столом. В 1678 году на празднике Успения Богородицы на патриаршем дворе было накормлено 2050 нищих, да во время обеда патриарх раздал еще много милостыни. Также при больших храмах Москвы были свои "записные нищие", какая-то часть нищих содержалась при Дворе и называлась - "государевы". Нищенство на Руси не считалось экономическим бременем и "язвою общественного порядка", а состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия, одним из главных средств нравственного воспитания народа. Христиан в церкви учили любить ближнего: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть, призреть болящего и посетить узника в темнице. В таких заботах и воспитывалось нищелюбие - человеколюбие. В.Ключевский в своем труде "Добрые люди на Святой Руси" говорил о нищелюбии как необходимом условии личного нравственного здоровья. В нищих и милостыне русские видели спасение, нужность более нищелюбцу, чем самому нищему. В народе говорили: "Огонь погасит вода, а милостыня грехи очистит", "Нищий для богатого лучший богомолец", "Краса народная", "Христова братия", "Церковные люди", "Богомольцы за мир". Нищих приглашали в дом, усаживали за стол, угощали и одаривали, как посланников Божиих. И всегда на свадьбах, на поминках, в период церковных постов и праздников, на кладбищах, у часовен и церквей собиралось много нищих.

На Руси никогда не было, так называемых расследований о нищих и о степени их нужд. Русские всегда считали так: если человек просит, значит, ему надо дать, отказывать нельзя. Никто не считал себя вправе осуждать просящего. "Справедливо или несправедливо, - говорил Н.Костомаров, - он просит и куда бы он ни употребил то, что ему дано - в этом судит его Бог". Нищих у нас любили, жалели, помогали, чем могли. Такое положение русское нищенство удерживало в течение всей истории Православной Руси (988-1917 гг.). Но эта характерная черта русского нищелюбия позволила развиться профессиональному нищенству: тунеядству и бродяжничеству, на борьбу с которым впоследствии вступила государственная власть. Цари Иван Грозный и Петр I называли нищих ворами и обманщиками. И государство сочло вправе вторгнуться в эту область, до того бывшую исключительно в ведении Церкви. Так начала утрачиваться вера в святость нищих. Петр I не любил людей, праздно проводящих время, и начал безпощадную войну с нищими: Указами 1718 и 1726 годов повелел запретить подавать милостыню, немощных нищих - отправить в богадельни, способных работать - принудить к труду. Невыполнение Указов грозило публичным наказанием плетьми и каторжными работами. Но уже при Екатерине II для нищих учреждаются работные дома. С этих пор начинается гуманное отношение к нищим: по именному Указу 1809 года все нищие, бродящие должны задерживаться и без всякого им притеснения, страха и огорчения препровождаться к помещикам под их наблюдение. За этим последовал ряд государственных, общественных и частных мер помощи нищим и бездомным.

Среди современных нищих много людей, безвольно отдающих себя сложившейся ситуации, превращаясь в бомжей, паразитируя и деградируя, создавая напряженность в обществе. Но это и проверка общества на способность к добротоделанию и милосердию.

Надежда ИВАНОВА