Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В ОЖИДАНИИ ЧУДА

Город Тихвин - монастырский город. Он порождение монашеской обители - Успенского Богородичного мужского монастыря, его детище, его чадо. Сначала возник монастырь, а потом вокруг него начал понемногу образовываться, возрастать город. Во все века тихвинцы так и понимали: раз уж Бог судил им родиться здесь, то их доля, их обязанность - так или иначе служить монастырю.

Монастырь - это сердце Тихвина. Сердце же монастыря - Тихвинская икона Божией Матери: великая святыня Русской земли и всего мира. В XIV веке ушедшая из Царьграда в пределы северной Руси икона остановилась на берегах речки Тихвинки; возле нее вырос храм, а вокруг храма образовался и монастырь. Долгие пять веков икона жила здесь, окруженная монастырскими стенами, как драгоценным киотом; и все местные настоятели так и понимали свое служение: заботиться о том, чтобы киот этот - Тихвинская обитель - оставался достойным великого чудотворного образа.

Богоматерь явилась в эти края, Богоматерь собрала пред Своим образом иноков и мирян, Богоматерь повелела быть монастырю и городу. Какая еще земля похвалится такой судьбою?

Долгие годы Тихвин сиротствовал, но, как ребенок выросший, и ни разу не увидевший родителей, он сиротства своего почти не понимал. И лишь теперь, когда Успенская Богородичная обитель начала возрождаться, в сердца горожан постепенно проникло ощущение той давней утраты: киот чудотворного образа восстанавливается, но он еще пуст; тело восстало из праха и готово к жизни, но душа еще не вселилась в него.

… Два праздника отмечал Тихвин 9 июля, два юбилея: 620 лет со дня явления Чудотворного образа и 230 лет своего городского статуса. Можно было бы сказать, что праздник вышел печальным: как ни умножай торжества, а иконы-то нет, нет Самой Виновницы, и отсутствие Ее не заметить невозможно, как невозможно не заметить отсутствие молодых на свадьбе. Это чувствовал каждый.

Но все же не было печали в тот день, была радость - радость ожидания. Так получилось, что тихвинцы - и монахи, и миряне, - праздновали не годовщину давних, ушедших в историю событий, а событие будущее, то, что имеет свершиться через год, - Торжество возвращения Тихвинской иконы в Свои земли.

Ибо, слава Богу, возвращение это - дело уже решенное. 5 марта 2003 года нынешние хранители Тихвинского образа, священники Американской Православной Церкви, братья Александр и Сергий Гарклавсы, так писали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II: "Мы думаем, что благодаря воле Божией настало время для возвращения иконы в Тихвинский монастырь. С благословения Его Преосвященства Владимира, Митрополита Санкт-Петербурга, мы встретились с настоятелем Тихвинского монастыря Игуменом Евфимием (Шашориным) и начали с ним обсуждение планов возвращения… С Вашего благословения мы надеемся, что возвращение Тихвинской иконы состоится в июне 2004 года…" Святейший утвердил маршрут следования образа: из Чикаго - в Ригу, оттуда в Москву, далее в Петербург и, наконец, в Тихвин. Патриарх благословил и рабочую группу по организации встречи святыни. Возглавит эту группу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а войдут в нее - настоятель Тихвинской обители игумен Евфимий (Шашорин), губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков и другие. До прибытия иконы остался год - год трудов и ожидания, год молитв и тяжелой работы. Вышло так, что 9 июля 2003 года явился первым днем этого подготовительного года, и, как всякое новолетие, его отметили с подобающей торжественностью.

Главным событием праздника стал крестный ход: из монастыря, через центр Тихвина. Был этот крестный ход особенным. Прежде своего ухода из России икона всего лишь раз покидала монастырские стены: в 1883 году, в день празднования 500-летия явления Чудотворного образа. Это было торжество на всю Россию. Святыню, впервые вышедшую из монастыря, пронесли через Тихвин, а на главной площади города всенародно отслужили перед ней молебен. Говорят, что во время молебна хлынул проливной дождь, но тысячи людей, словно не замечая его, коленопреклоненно молились Царице Небесной. Нынешний крестный ход двинулся через город тем же самым путем, которым прошла икона 120 лет тому назад: тихвинцы шли "по стопам Богородицы".

Накануне праздника так гремела гроза над городом, что на всенощной в Успенском соборе певчих порою не слышно было от раскатов грома; казалось, что и в этот раз крестный ход пойдет под ливнем. Однако праздничный день выдался теплым и безмятежным. После литургии вынесли из Успенского храма новописанную икону Тихвинской Божией Матери. Колокольный звон при этом был таким, какого, наверное, никто из собравшихся никогда и не слышал. Два года отливали колокола для монастыря, подбирали их по звучанию и строю один к одному, и теперь звонница восстановлена полностью. Двадцать колоколов - самая широкая гармоническая подборка во всей епархии, - а играли на них звонари-виртуозы из Петербурга и других русских городов. После праздника Владимир Кайчук, знаменитый питерский звонарь собора во имя Владимирской иконы Божией Матери, смеясь от радости, показывал всем стертые до кровавых мозолей ладони: ему выпало бить в самый тяжелый колокол. "Потрясающий звук! - ликовал Владимир, - на такой звоннице можно чудеса творить!"

Под эту поистине небесную музыку процессия двинулась в город - через древнюю липовую аллею. За Надвратным храмом ("Крылечком", как его здесь называют) начинался стадион, устроенный при советский власти прямо на монастырском кладбище, и хотя монастырь давно возобновлен, здесь до сих пор гоняют в футбол по костям многих поколений тихвинских иноков. Закрытие стадиона игумен Евфимий считает одной из главных задач подготовительного года. Далее - по старинным тихвинским улочкам, которые, кажется, и не заметили ХХ века, крестный ход вышел на ту площадь, где когда-то останавливался Тихвинский образ Божией Матери. Остановились здесь и мы. Приехавший поздравить тихвинцев от лица митрополита наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий вместе с игуменом Евфимием служили молебен с акафистом. Сотни молящихся, плотно обступившие священнослужителей, подпевали: "Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступнице!" Вынесенную из монастыря икону держали так, что лик Богородицы был на одном уровне с лицами молящихся, и потому казалось порою, что Владычица Сама стоит среди славящего Ее народа, кротко благословляя собравшихся.

Рядом высился огромный рекламный щит, а на нем - плакат с изображением Тихвинской иконы: город, как умеет, славит Владычицу; горожане радуются тому, что вскоре на Тихвин устремит взоры вся Россия и с почтительным интересом вслушиваются в слова акафиста: "Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, всю страну Тихвинскую обтекающи, и сущих во тьме невежествия светом боговедения озаряющи…" А вообще - Тихвин веселится: улицы полны народа, звучит музыка, в воздухе ароматы поп-корна и красные надувные сердечки на ниточках. Но вот приближается крестный ход, две людские волны - монастырская и городская - сливаются, и первая каким-то чудом поглощает вторую. Через минуту уже не видно ни сердечек-валентинок, ни поп-корна, а только хоругви, иконы, кадильный дымок и дружное пение: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"

После молебна процессия прошла к другой площади, где была уже выстроена трибуна для почетных гостей. Хоругви и иконы влились на это возвышение; посреди молящихся возвышалась богатырская фигура игумена Евфимия - молодого, светловолосого, по-монашески сосредоточенного. Архимандрит Назарий прочел приветствие тихвинцам от митрополита Владимира, напомнил собравшимся, что для возвращения чудотворного образа требуется восстановить не только монастырь - нужно в первую очередь восстановить свои души, разоренные грехом, и с этими словами благословил народ храмовой Тихвинской иконой Божией Матери. С этой же трибуны губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков сообщил о том, что руководство области жертвует на восстановление монастыря 500 тысяч рублей.

Никому не в укор, а просто для сведения читателей, скажем, что по предварительным подсчетам НИИ "Спецпроектреставрация" монастырю на восстановление и прием гостей в 2004 году потребуется свыше 50 миллионов рублей… Работы по восстановлению монастыря уже начаты, хотя до полного их завершения еще куда как далеко. Успенский собор действует, резной деревянный иконостас в нем восстановлен почти до половины, реставрируются Царские врата. Практически готово будущее хранилище для Чудотворного образа - особый сейф с пуленепробиваемым стеклом, с особым микроклиматом внутри и с тремя степенями защиты с помощью инфракрасных лучей. Тут следует пояснить: Тихвинская икона никогда не хранилась в храме: для нее существовало особое место - столб возле входа в Успенский собор. Сейчас на месте этого столба высится памятный крест, но ведь вскоре икона вернется в Россию, и хочется, чтобы она встала там, где и простояла полтысячи лет. Бронированное хранилище, установленное в столбе, должно не только надежно защищать ее, но и хорошо вписываться в убранство окружающей икону сени, так что с виду оно будет похоже не на те несгораемые шкафы, которые мы представляем при слове "сейф", но на старинный ларец художественной работы.

Но защита нужна не только для иконы: в ней нуждается и сама обитель. Необходимо восстановить монастырскую стену, чтобы монашеские земли не считали местом общественных гуляний или спортивной площадкой. Вместе с восстановлением стены необходимо воссоздать "Крылечко Богородицы", Надвратную церковь Вознесения, где так любили когда-то молиться тихвинцы. Нужно отремонтировать келарские и южные кельи: сперва в них будут селить паломников, а потом, когда монастырской братии будет побольше, - и самих иноков. Ждет восстановления и Покровский храм с трапезною. Все это - только насущные, безотлагательные задачи, и настоятель монастыря игумен Евфимий перед праздником признался, что если их удастся решить за предстоящий год, то это он примет, "как чудо, как еще один дар Небесной Владычицы своему дому, своему монастырю". Впрочем, все верят, что теперь все пойдет хорошо.

…Тихвин - особый город. Пятьсот лет, проведенные рядом с великим источником Божией благодати, чувствуются здесь даже в самых "советских" районах. Даже там, где сплошной стеной стоят блочные пятиэтажки, веет неведомо откуда духом древнего русского поселения - столь несвойственным для городов Ленинградской области. Что же сказать об историческом центре, об улочках, застроенных деревенскими домиками!.. Это - сама Россия, не парадная, не столичная, вне времени, вне политических круговоротов, смен властей и режимов. Сейчас над Тихвиным - тишина. Город ждет. Испокон веку он был городом-служителем, служкой Богородицы, хранителем Ее монастыря, Ее иконы, в этом была его единственная цель и смысл. Он хранил икону, икона хранила Россию. Теперь Тихвин тихо и радостно ждет, что отнятое некогда служение вернется к нему, верит в то, что это случится, что это уже решено - и не только на земле.

Алексей БАКУЛИН