Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Веди

ОБЕТ

Обет - это не только желание или намерение, но и с твердой решимостью высказанное обещание исполнить какое-либо доброе дело во славу Божию и для благоугождения Ему. При этом, так как каждый христианин, по долгу послушания своего закону Божию, добрые дела обязан исполнять и без особого обета, то исполнение обещаний Богу должно быть особенное, усиленное и выходящее из ряда наших нравственных обязанностей. Нельзя назвать обетом, если мы обещаем молиться, поститься, быть целомудренными, нестяжательными и так далее. Это наш общий долг, а не обет. Если же мы даем Богу обещание, например, в какие-то сроки прочитать всю Псалтирь или совершить богомольное путешествие по святым местам, то это будет особый обет Богу. Или же, если мы решаемся в некоторые дни недели не есть мяса, не вступать в брак, жертвовать часть своего достояния на храмы и богоугодные заведения, то во всех этих действиях выражается наше самопожертвование, необязательное для тех, кто не дает Богу подобных обещаний.

Но тот обет, в котором нарушаются наши обязанности и от которого могут пострадать нравы и благо ближних, не может быть угоден Богу. Например, отец семейства, имея неустроенных детей, оставляет их и уходит по обету в монастырь; или мать идет по обету на богомолье, оставляя малолетних детей без попечения и надзора. Несмотря на благочестивость подобных обетов, они не законны и не богоугодны. Так же безцельны и неугодны Богу наши обеты, которые не основаны на истинном духе благочестия, не ведут к искоренению наших грехов и исправлению нашей жизни. Что пользы от того, что человек, допустим, дает обет не есть мяса, но не оставляет своих греховных наклонностей: осуждения, зависти, гнева?

Давая какой-либо обет Богу, также нужно помнить, что лучше не давать Богу особенных обещаний, чем, дав обет, относиться к нему легкомысленно, исполняя только внешне, формально, или даже, как часто случается, совсем не исполнять. Многие дают особенные обеты Богу перед наступлением какой-нибудь беды, угрозы или в ожидании временной выгоды. Конечно, если человек в этом случае не руководствуется одним лишь страхом или своекорыстием, то давать такие обеты не предосудительно. В этом случае выражается надежда человека на Бога и готовность воздать Ему благодарность за избавление от беды или за особый успех дела. Такие обеты воодушевляют человека среди напастей и смиряют при успехах. Не себе, а Богу приписывает человек избавление от бед и свое торжество - исполнение обета служит прямым выражением сознания силы Божественной и собственной немощи.

Не исполняющий своего обета восхищает себе то, что уже посвящено Богу, и за это усугубляет вину человека. Вот какой пример относительно этого содержится в житии преподобного Феодосия Печерского. Когда он был игуменом Печерского монастыря, один боярин, отправляясь на войну, дал обет: если возвратится живым и здоровым, даст в обитель две гривны золота и сделает из них венец на образ Богородицы. Война закончилась благополучно, боярин возвратился домой целым и невредимым, но забыл свое обещание. Вскоре ему было видение. Сама Пречистая грозным гласом укорила боярина в неисполнении обещанного, так что он, пораженный, тотчас исполнил все, что обещал.

Будем же внимательны к обетам, даваемым Богу. Это святое и великое дело Богопочтения нельзя исполнять только наружно, а тем более забывать о нем.

По материалам "Православной газеты", г. Екатеринбург