Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ИЗГНАННИЦА

Великий постриг. М.В. НестеровПолковник Дроздов, бывший начальник жандармского управления Баку, был расстрелян чекистами без суда и следствия. Жену, сына и дочь увели вооруженные люди, и в доме хозяйничали все кому не лень. Младшую же дочь Вареньку спрятала у надежных людей ее горничная Ксюша. Пожалуй, Варенька - двадцатилетняя красавица, невеста гусарского ротмистра князя Волкова, до сего дня счастливейшая девушка с живым веселым характером, - ныне осталась одна из всей семьи Дроздовых. Большевистские отряды, захватив Баку, свирепствовали, подсекая под корень дворянское сословие и церковное духовенство. На следующий день утром пришла Ксюша и принесла своей барышне узел с одеждой для простолюдинки. Варенька еще не знала о том, что вся ее семья погибла, но на сердце у нее была тяжесть. Ксюша все знала, потому что с утра пошла справиться в городской ЧК о судьбе своих хозяев, но Вареньке она сказала, что ее родные вывезены в Россию и сидят где-то в тюрьме. А отец перед разлукой строго наказал Вареньке не объявляться властям и бежать из Баку. Хозяйка квартиры, старая гречанка Мелания, помогала Вареньке переодеваться, говоря ей: "Ты, милая барышня, платком-то обвяжись, надвинь его пониже на глазки, да и рот им прикрой. Такую красоту твою надо спрятать, скрыть, чтобы лихой человек не высмотрел ее, чтобы этот Божий дар чудный не сгубил тебя по дороге. Да ручки твои белые почаще пылью натирай и не мой их".

На следующий день, рано утром, Варенька распрощалась с Ксюшей. Та дала ей бумагу, заверенную еще царским чиновником, рекомендацию от хозяев, что Ксения Захарова - честная, добросовестная прислуга и может служить горничной и на кухне. "Вот вы, милая барышня, в случае чего покажите эту бумагу властям вместо паспорта, и как-нибудь сойдет".

И Варенька пошла по горячим пыльным дорогам Закавказья. И Господь хранил ее от всех врагов, пока она шла по тюркским землям. На ночлег в селениях она просилась к русским семьям, а если таковых не оказывалось, то устраивалась на ночь в рощах и в виноградниках. В селениях она видела только белые мечети и постоянно слышала призывное пение муэдзинов, взывавших с минаретов к народу, чтобы не забывали совершать уставной намаз. Но вот, в одном городке, к своей великой радости, она увидела православный храм. Ветхий старичок-священник с матушкой ласково приняли ее, накормили и уложили спать. Утром она была на службе в церкви. Исповедалась, причастилась. На исповеди батюшка внимательно выслушал и пожалел ее и дал совет идти в православную Грузию и остановиться около городка Сигнахи, где есть женский монастырь, и там спасаться до лучших времен.

На границе с Грузией, на "Красном мосту", ее остановила грузинская стража и, повертев в руках и так и сяк ее бумагу, пропустила в благословенную православную страну.

Когда Варенька добралась до городка Сигнахи, солнце уже клонилось к закату. Добредя до монастыря, она не увидела обычного благочиния и спокойствия, какие бывают в монастырях. В раскрытых окнах везде были видны обвязанные бинтами солдаты, курящие цигарки, слышались звуки гармошки и бренчание по струнам грузинской пандури. Во дворе стояли кони, телеги, санитарные фуры. Варенька остановила скачущего на костыле красноармейца:

- А где же монахини?

- Монашка совсем бежал! Здесь лазарет. Ходи мала-мала на кладбищ, там несколько штук монашка живет.

За древним храмом вмч.Георгия находилось старое грузинское кладбище, обнесенное каменной оградой. К забору жались маленькие глинобитные кельи, но никого не было видно. Варенька в недоумении остановилась, потом, перекрестившись, постучалась в ближайшую келью. Открыла пожилая невысокая монахиня с темным апостольником на голове и наперсным крестом на груди. Она широко открыла дверь и пригласила странницу в келью. Это оказалась игуменья Марионила. Она по древнему восточному обычаю сама омыла ноги страннице, несмотря на ее протесты. Когда гостья сняла с головы платок и золотистые волосы волнами упали на плечи и спину, игуменья, всмотревшись в ее лицо, ахнула: "Да какая же ты красавица, дева! И создаст же Господь такую красоту! Кто ты и откуда? Но сначала садись к столу и поешь, что Бог послал". Она поставила на стол миску с холодной кашей, кусок грузинского хлеба пури, сыр-сулугуни и кружку с водой.

Поужинав, Варенька рассказала все о себе, о своей прошлой жизни, об аресте семьи и своем бегстве из Баку. Игуменья, слушая, вытирала набегавшие слезы. Потом утешила: "Не горюй, девонька, все мы здесь изгнанницы и все обручены Жениху Небесному - Христу. Монастырь наш древний, с восьмого века, во имя святой Нины. Но сейчас большевики монастырь разорили, обокрали, все поломали, изгадили, сестер разогнали. Нас осталось девять старых монахинь, которым некуда деваться, вот и живем на кладбище. Да и слава Богу за все! И ты поживи с нами. Мы тебя укроем от злодеев, а там - что Бог даст. Бывают у нас и церковные службы. Служит грузинский батюшка, отец Мелхиседек, и раза два в месяц из Цители-Цкаро приезжает русский иеромонах, отец Василиск. Он и окормляет нашу общинку. Вот и все, что осталось от богатого и славного монастыря… Сейчас ложись спать, а в 12 часов я тебя подниму, и будем читать "Полунощницу". Я тебе дам черное платье и черный платок. Будешь послушницей".

На следующий день в храме правил службу о.Мелхиседек. Был праздник - "Казанская". В этот день на клиросе пели все монастырские сестры. Пели по-русски: "Господи поми-и-и-луй". И по-грузински: "Упалоше ми цале, упалоше ми цале…" Народу в храме стояло много, все больше грузинские крестьянки, были и русские, и даже несколько красноармейцев.

Прошло время, из монастырских корпусов ушел военный госпиталь, там обосновалась районная больница. По благословению матери игумении, Варвара, которая несла в общине послушание быть всем слугой, пошла работать санитаркой в больничную аптеку.

Настал день, когда игумения заговорила с Варенькой о постриге в рясофор. Варенька втянулась в ритм монашеской жизни и ничего не имела против. Она чувствовала, что осталась на свете одна-одинешенька. В назначенный день из Цители-Цкаро приехал иеромонах Василиск. Он исповедал ее, поговорил с ней и хотел было начать постриг, но Варенька вдруг встрепенулась, схватила его за руку и попросила немного обождать. Она выбежала из храма, обогнула кладбищенскую ограду и спустилась в глубокий овраг, где протекала горная речка. Там она встала на плоский камень и вынула из кармана завязанное в платочек золотое обручальное кольцо, взглянула на него, прижала к губам и опустила в быстрый поток. Блеснув золотой рыбкой, кольцо ушло на дно. С ним ушли молодые надежды на счастье, воспоминания о разлуке с милым, гонении, странствовании, обо всем, что было… Она вернулась в храм, и иеромонах Василиск совершил монашеский постриг, оставив ей имя Варвара. Вошла во храм дворянка, невеста ротмистра князя Волкова Варенька, а вышла из храма смиренная инокиня - невеста Христова матушка Варвара.

После трудов в аптеке, матушка Варвара несла еще послушание в храме у свечного ящика. В будние дни к вечеру народу в храме почти не бывало. И каждый раз, когда храм пустовал, матушка Варвара сподоблялась видения св.Нины, которая являлась в мантии с посохом, медленно обходила храм и скрывалась в стене правого придела, где под спудом покоились ее мощи. Однажды, когда матушка Варвара особенно устала и, задумавшись, сидела за свечным ящиком, она внезапно увидела в храме синие вспышки света, переплетающиеся зигзаги молний и медленное неясное просветление церковного пола. Каменные плиты становились прозрачными как стекло. И перед ее глазами открылось удивительное подполье - усыпальница со стенами, украшенными древней цветной майоликой. На высоком каменном ложе, покрытом ветхой золотой парчой, вечным сном спала св.равноап.Нина, просветительница Грузии и другиня Божией Матери. Нетленная, с бледным прекрасным ликом, с сомкнутыми апостольскими устами, в мантии из голубого виссона, левой рукой прижимающая к сердцу Святое Евангелие, правой держащая чудотворный Крест, сплетенный из виноградной лозы - дар Пресвятой Богородицы. Из усыпальницы поднималось к церковному куполу несказанное благоухание. Затем видение исчезло. Матушка Варвара очнулась и не могла понять, было это во сне или наяву. Но на следующий день вся деревня ходила в храм вдыхать чудный аромат, внезапно появившийся там.

Шли годы. Наконец, больница ушла из монастырских зданий, но богоборческая власть сразу же устроила там музей достижений сельского хозяйства. Матушка Варвара была уже манатейная монахиня. Она постарела, и ей уже не надо было закрывать черным платом свое прекрасное лицо. Имела она молитвенный слезный дар, а, работая долгие годы в больнице, многому научилась. Искусство исцеления страждущих пришло к ней как Божий дар. Была она к тому же образованной - в прошлой своей жизни окончила Смольный институт для благородных девиц. Когда закрылась больница, матушка осталась без работы, но получала скромную пенсию. Теперь она больше находилась в своей келье, куда приходили жители окрестных селений и даже приезжали из Армении и Азербайджана. За ее праведную жизнь Господь послал ей благословение исцелять и взрослых, и младенцев. Молитвой, святой водой, маслом из лампады от св.Нины и целебными горными травами матушка Варвара исцелила многих людей, в том числе и свою бывшую горничную Ксюшу, приехавшую из Баку, чтобы получить исцеление от праведницы при храме Цминдо-Нино. Когда в старой монахине она узнала свою барышню, то с плачем кинулась ей в ноги и рассказала, что вся семья ее тогда была расстреляна чекистами. Они вместе поплакали, вспоминая давно ушедшее прошлое. Князь Волков приезжал в Баку из Франции, разыскивая свою Вареньку, но Ксюша ничем не могла ему помочь. Погоревав, он уехал.

В 1990 году матушка Варвара смиренно и тихо предала свою душу Богу. На смертном одре матушка была в памяти, все крестилась и шептала: "Святый Боже, святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Потом вздохнула три раза и уснула вечным сном до радостного утра Воскресения. Она была ровесницей века.

Валерий ЛЯЛИН, СПб

С сокр.