Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Житье-бытье

КРЕСТНАЯ

«У краюшки хлеба». А.КорзухинВо времена революции в Новгородской губернии жила крестьянская семья: отец, мать, три брата и две сестры. Жить в деревне было нелегко, и в начале 20-х годов старшую дочь - Александру отправили на заработки в Ленинград. Было ей тогда 16 лет, и, чтобы устроиться на работу она "прибавила" себе два года. Несколько лет проработала домработницей, а после того, как семья хозяев переехала, устроилась сначала санитаркой в доме матери и ребенка, а потом кухаркой в яслях и молочной кухне, в которой и проработала до самой пенсии. Как свидетельствует трудовая книжка, сама ниоткуда не уходила, но с закрытием учреждений ее просто переводили с одного места на другое.

К началу войны она перевезла в город двух своих братьев Федора и Тимофея (родители к тому времени умерли, а третий предпочел остаться в деревне). В Ленинграде братья нашли себе невест - из городских и у обоих родились дочки - Люба и Валя. Александра стала их крестной. Обе семьи жили в одной комнате недалеко от Александры. Та тоже собиралась замуж. А тут - война…

Всю войну Александра оставалась в Ленинграде - работала, голодала, как и все. Федор во время блокады защищал город, заболел, умер и похоронен в безымянной могиле на Пискаревском кладбище. А жених Александры пропал. После войны она пыталась что-то узнать о нем через справочную службу, но тщетно.

У вдовы Федора кроме Александриной крестницы была дочь от первого брака. Во время войны обе девочки жили с сестрой Александры в оккупации. Когда девочки вернулись в Ленинград, их мать сказала, что двух девочек ей не прокормить и взяла лишь дочь от первого брака, а от Любы отказалась. И вторая крестница Александры, Валя, тоже осталась одна. Так стала Александра жить с двумя племянницами-крестницами, которым было 7 и 8 лет. И в одиночку воспитала их, на свою мизерную зарплату. Воспитала так же, как была воспитана сама. Девочки выросли, поступили в институты. Скоро Люба вышла замуж, переехала к мужу. Вначале Александра безпокоилась за крестницу, но ее муж был человеком добрым и порядочным, хотя и неверующим. В год свадьбы случилась беда: у второй крестницы, Вали, врачи обнаружили редкое заболевание крови, и ее не стало. Александра осталась одна.

В 1970-м году дом, в котором Александра жила, расселили. Ей вместе с семьей крестницы дали новую квартиру в Купчино. Храм "Кулич и Пасха", в который она ходила, оказался далеко, но по-прежнему в православные праздники она ездила туда. В семье крестницы к тому времени родился сын. Этим сыном был я…

Я жил с "бабой Саней" - Александрой - с двух лет до шестнадцати, когда ее не стало. Помню огромный иконостас с несколькими десятками больших икон, привезенный ею со старой квартиры, - он занимал целый угол в комнате. Каждый вечер и каждое утро она молилась - из ее комнаты слышался шепот. Все молитвы она читала по памяти - молитвослов в то время достать было невозможно, да и из-за катаракты зрение у нее было слабым. Меня она баловала, но в вопросах, связанных с верой и нравственностью, была непреклонна. Помню, она была очень недовольна, когда я смотрел по телевизору фигурное катание ("Какой срам - катаются голые") и вступала в жесткий спор, когда я неодобрительно отзывался о Боге. Вообще в 70-е годы большинство мужчин были убежденными атеистами, женщины же в большинстве своем веровали или, по крайней мере, не отрицали веру, многие хранили иконы, но детей воспитывали в неверии. Однажды я спросил вторую свою бабушку, зачем она хранит икону. Она ответила, что мы, старые, уже привыкли к этому, но тебе, молодому, это не нужно. Также относилась к этому и мама. Остаток веры до поры до времени хранился где-то в глубине сердца, но выказывать его при людях было не принято. Но баба Саня веровала всем своим существом.

Вспоминаю свои детские разговоры с ней. Ее политические представления были весьма наивны: она думала, что Ленин был верующим, но скрывал от всех свою веру. В расстрел царской семьи не верила, говорила, что все они спаслись и уехали. Уже после ее смерти, разбирая ее бумаги, я нашел дореволюционные фотографии Императора и Императрицы, которые она хранила всю жизнь.

Каждый раз, собираясь в Церковь, она просила маму составить записки о здравии и об упокоении. Несколько таких записок сохранились, в них больше пятидесяти имен. Кроме родственников и ближних упоминались люди, которых она мало знала или вообще не знала, но в вере которых была уверена. Так, в записке о здравии было несколько имен монахинь, хотя, насколько нам известно, в монастыри она не ездила. Записки об упокоении всегда начинались с Блаженной Ксении. Телевизор бабушка смотрела очень редко, но с жадностью ловила каждое упоминание о Церкви и иерархах. Умерла она летом 1986-го, несколько лет не дожив до изменения отношений государства и Церкви и канонизации блж.Ксении Петербургской. Как бы она обрадовалась! Уверен, впрочем, что там, куда она ушла, эта радость не миновала ее.

Бабушкины иконы мама отнесла в церковь, оставив себе четыре самых для нее дорогих. Через некоторое время во сне она увидела бабушку в красивых одеждах, каких не было у нее при жизни. Мама решилала, что крестная благодарит за то, что ее иконы не пропали для церкви. С тех пор мама стала ходить в церковь.

Помню, когда бабушка приходила со службы, она рассказывала, как много там было народу. Очень она хотела, чтобы и я был там. Но я, ученик математической школы, был далек от этого. Я доказывал, что Бога нет, и люди, опираясь на науку, сами могут решить свои проблемы. Эти споры огорчали бабушку, но разве я тогда думал об этом? Лишь через год после ее смерти стал я задумываться о самых главных в мире вопросах. Неверными шагами разум мой, а затем и сердце вышли на ту дорогу, которая привела меня в Церковь. Эта была часовня Ксении Блаженной.

Помяни Господи душу усопшей рабы Твоей Александры и остави ей всякое согрешение вольное и невольное и даруй ей Царствие Твое Небесное.

р.Б. Валерий

От редакции: Пишите нам о своих родных и близких, о том, что бередит вашу душу, о чем нет сил молчать.