Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Утверждение, что постановка не оставила равнодушным почти никого, не будет преувеличением. Одно наслаждение хорошим, красивым, настоящим русским языком, который мы каждый день могли слышать с экрана, — многого стоит. Завзятые любители сериалов не могли пройти мимо события такого порядка — и я никогда не поверю, что в их душе ничего не дрогнуло, что, кроме эстетического наслаждения, они не получили опыт совсем иного рода. Даже дети оторвались от своего безконечного "поттера" и принялись обсуждать Достоевского. И это тем более радует, если мы вспомним, насколько роман пропитан, насквозь пронизан истинной христианской верой, — и фильм этот аромат Православия сохранил в полной мере, напитав им и зрителей.
Не стоит пересказывать сюжет, надо лишь обратиться к экранизации как раскрытию образов книги, выражению идеи.
Главный герой — князь Лев Николаевич Мышкин, молодой человек, вернувшийся на родину из швейцарской лечебницы. Попав в пестрое общество Петербурга, он поражает всех своей детской, искренней натурой, чуждой лицемерных намеков и псевдоприличий. Эта роль исполнена — слово "сыграна" нисколько здесь не уместно — Евгением Мироновым так, словно он действительно говорит от себя, от своего имени, своего сердца. На протяжении всего фильма он словно не меняется, но в то же время от серии к серии нарастает напряжение, зритель наблюдает безконечное нравственное совершенствование личности. Лев Николаевич словно проходит долгую дорогу от тихого молодого человека с добрым сердцем и душой — до проповедника, как делом, так и живым, горячим словом. Захватывающий, пронизывающий монолог князя о развенчании католичества в одной из последних серий не может оставить равнодушным то секуляризованное общество, к которому он обращен, — а значит, и сегодняшнего зрителя. По сюжету, после незначительного упоминания одного из гостей о общем знакомом, внезапно ставшем иезуитом, князь Мышкин произносит пламенный монолог, монолог от сердца — о том, сколько опасно, губительно католичество для русского человека, спасение которого — в православной вере предков. Сцена эта — одна из самых сильных в фильме, и тем дороже она нам, что православного русского верующего князя сыграл православный же, верующий человек, прихожанин одного из московских храмов.
Чистая детская натура Льва Николаевича оттеняется еще более яркими красками, попадая в окружение прочих персонажей, подчеркивается высота его души, все время подверженной испытаниям. Почти все роли исполнены блестяще. Мы, благодаря исполнителям, словно попадаем в то время, наблюдая нелегкий путь князя. Он выдерживает испытание своей искренности — когда все, кажется, стараются заставить его жить не так, как велит сердце, а "как принято", как нужно сообразно странным, неестественным представлениям о жизни. Он сохраняет чистым сердце — и, кажется, вновь повреждается рассудком. Пишу — "кажется" потому что осознанный, глубокий взгляд князя в последних кадрах картины говорит об обратном. Не это ли — "душу свою положивший за други своя"?
Эта постановка захватила всех. Конечно, представленный нам Достоевский — это не наше золотое кино. Но и не Голливуд. Это прекрасный нравственный Достоевский, рассказанный образами, созвучными нашему времени, — лишнее доказательство тому, что Достоевский нам — крайне современен. Это та проповедь Православия с экрана, которую слышат все.
Ольга НЕМЧИКОВА