Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Петров пост с 23 июня по 11 июля

СТОЯНИЕ ХРИСТИАНИНА

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Евангельское чтение во дни Петрова поста нам говорит о том, как приходят ко Господу ученики Иоанна Крестителя и спрашивают: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: "Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегаются то и другое" (Мф.9, 14-17).

Как же получилось так, что ученики Иоанна Крестителя, праведника, Которого Сам Господь определил, как большего из всех, рожденных между женами, как же ученики Иоанновы пришли искушать Господа Бога вместе с фарисеями?

Мы с вами знаем, что это не единственный случай проявления зависти и ревности со стороны учеников Иоанна Крестителя. Им, естественно, не было в полной мере открыто и внутренне еще не дано понять, что тот, о ком проповедовал их учитель, есть безусловно Бог воплотившийся. Поэтому Иисус Христос им казался таким же учителем, таким же пророком, как и их учитель, но только почему-то гораздо более снисходительным и гораздо менее строгим. А мы знаем, что Иоанн Креститель был строг по отношению к самому себе - он был крайним постником, крайним аскетом. Очевидно, к такому же аскетизму призывал и своих учеников, которые, движимые ревностью, а частью, может быть, даже и тщеславием, приходят ко Господу искушать и вопросить: "А почему же мы и фарисеи постимся, а твои ученики не постятся?" И в этом есть некий скрытый намек на другое: "Почему ты Сам Иисус Христос не постишься?"

Господь мог бы ответить и жестко, и обличительно, сказать, что прежде чем брать на себя подвиги аскетизма, необходимо очистить сердце свое покаянием и избавиться от тщеславия. Но Господь Бог знает, что учениками Иоанна Крестителя движет в большей степени совершенно искреннее чувство. Он обличает их в высшей степени деликатно: "А могут ли поститься сыны чертога брачного, если с ними жених?" Тем самым напоминая, что когда-то и сам Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа женихом, а себя назвал другом жениха.

И далее Господь указывает, что сколь неуместен пост на брачном пиру во время свадьбы, столь неуместно и ученикам Христовым поститься, когда Господь с ними и открывает им тайны Царства Божия.

Таким образом, Господь мягко обличает учеников Иоанновых в тщеславии: сквозь призму тщеславия порой то, что является всего лишь средством к стяжанию добродетелей, начинает казаться самой добродетелью. Надо всегда помнить, что все аскетические подвиги, упражнения, такие, как пост, и даже такие, как молитва - суть средства к стяжанию Духа Святого. А плоды Духа Святого - это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание. Вот что является плодом духовной жизни. А вместе с тем все прочее - это средство.

Но, к сожалению, и в нашей жизни порой присутствует этот перекос в сознании, когда мы аскетические упражнения начинаем воспринимать как добродетели. Когда мы начинаем тщеславиться своим постом, когда, подобно ученикам Иоанновым, начинаем других уничижать в том, что они недостаточно строго и ревностно постятся, тем самым забывая, что своим тщеславием и надмением мы расхищаем ту награду, которую могли бы получить от Господа Бога. Вот об этом нам с вами нужно, конечно же, не забывать.

И вместе с тем Господь указывает, что состояние учеников Христовых, совсем недавно еще пришедших ко Христу, еще не осознавших ту меру ответственности, которую Господь Бог на них возлагает, это состояние временное: придут дни, когда отнимется от них жених. Это самое важное слово: отнимется, - то есть не сам будет отнят, а кем-то будет отнят. Это одно из первых указаний Христа на свое грядущее распятие и на свою грядущую смерть, при том указание очень прикровенное: отнимется от них жених, и тогда будут поститься. В этих словах святые отцы видят указание на древнейший христианский пост в среду и в пятницу.

Действительно, Господь от нас отнимался, то есть предательство совершалось в среду, и окончательно он был отнят в пятницу. Поэтому традиционно, еще со времен апостольских в Церкви, были установлены два постных дня - среда и пятница, которые в древних писаниях называются "стояниями". Об этом возвещает евангельское слово Христа Спасителя. И поэтому наряду с многодневными постами существует пост в среду и пятницу.

К сожалению, очень часто люди православные нарушают пост, забывая, какое он имеет важное дисциплинирующее внутреннее значение. Человек, который соблюдает среду и пятницу, все время находится в некотором памятовании о Господе Боге, его еженедельный ритм жизни все время подчиняется памяти о Боге, памяти о предательстве и памяти о смерти Христа Спасителя. Поэтому такая небольшая постовая жертва, как пост в среду и пятницу, имеет огромное, внутренне созидающее душу, значение. Поэтому давайте об этом не забывать.

Мы живем в те дни, когда, с одной стороны, мы имеем возможность с радостью переживать близость Господа Бога, и особенно ярко это проявляется, когда мы переживаем пасхальный период. Тогда и пост отменяется. Но вместе с тем, по своей греховности, мы переживаем и нашу отдаленность от Господа Бога. И выражением скорби об этой отдаленности является установление в Церкви постов. Поэтому поможет нам Господь Бог и Его Пречистая Матерь пройти честно и безпреткновенно поприще Петрова поста. Аминь.

О.Димитрий ГАЛКИН, священник Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря