Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

О. ВЛАДИМИР ФОМЕНКО: «КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

Есть несколько храмов в нашем городе, которые у всех на виду. Исаакиевский и Казанский соборы известны всей стране; петербуржцы же добавят в этот список Свято-Троицкий и Николо-Богоявленский, Спасо-Преображенский и Князь-Владимирский… И далее, как ни перечисляй, нельзя не вспомнить о соборе Владимирской иконы Божией Матери — связывающем, венчающем собой целый район исторического центра города. Чтобы поговорить о современной жизни этого старинного храма, встретились мы с его ключарем-настоятелем, митрофорным протоиереем Владимиром Фоменко. Встреча состоялась как раз после того, как отец Владимир совершил обычный воскресный обряд крещения.

— Кто сегодня крестился, батюшка? Что это за люди, много ли их?

— Да, немало… И ведь так каждое воскресение, — а нам говорят, будто пошел отток народа от церкви, будто желающих принять крещение стало меньше, — нет, они не правы. Никакого оттока не существует. Просто, когда в свое время шлюзы открылись, и народ хлынул в храм — это так впечатляло, особенно, если смотреть со стороны!.. А теперь прошло время, поток этот упорядочился, вошел, так сказать, в нормальное русло и перестал обращать на себя внимание, но — нисколько не уменьшился. Да вы и сами это видите на примере нынешнего дня, а ведь сегодняшнее крещение было вполне рядовым для нашего храма. Хотя на этом же самом примере можно видеть и другую особенность: кого мы сегодня крестили? Младенцев и отроков, по большей части. Впрочем, и взрослые, конечно, были: молодежь, лет двадцати и старше — этих крестилось четверо, и пожилые люди, которым уже за шестьдесят, — таких пять человек я сегодня окрестил. И то же самое можно видеть, когда мы проводим обряд венчания: в основном венчаются люди молодые, только что поженившиеся. Но все еще, как и лет десять назад, идут и пары со стажем — даже такие, которым уже пора справлять серебряную, а то и золотую свадьбу. Потребность в церковном благословении семейных уз не угасает в народе…

— Хорошо, количество крестившихся, по вашим наблюдениям, не сокращается, ну а качество? Приходилось мне слышать жалобы некоторых батюшек: мы, дескать, крестим-крестим, уже на тысячи счет идет, а где они — все эти крестившиеся? В храме их не видно.

— Ну, это смотря в каком храме. У нас ведь как бывает: крестятся в одном, а прихожанами становятся в другом. Для крещения выбирают храм известный, красивый, желательно в центре, чтобы соблюсти необходимую торжественность, праздничность, чтобы гостей было приятно с собою привести… А потом, когда праздник кончается, начинается повседневная жизнь — приходится выбирать тот храм, что ближе к дому — на Гражданке, в Веселом поселке… Туда и ходят. Сейчас ведь много новых церквей открылось — вот по ним и расходятся наши крестники. Ну и, понятно, не всякий, только крестившись, тут же становится примерным прихожанином. Нет, воцерковление — это путь долгий, и у каждого он идет по-своему. Я это и по своим прихожанам, по своим крестникам знаю. У меня ведь нередки случаи, когда я крещу отрока, потом немного времени проходит — уже служишь молебен перед его отправкой в армию, еще через несколько лет — крестишь его детей. А вот недавно повстречал своего крестника: я-то его и не запомнил в свое время, а он узнал меня, подошел с благодарностью. Он сейчас, оказывается, уже протодьякон, служит в одном из наших петербургских храмов... Словом, по моим наблюдениям, новокрещенные люди в массе своей не прерывают связь с церковью.

Отец Владимир, как по-вашему: есть у этой новокрещенной паствы какие-нибудь особенности, что-то отличающее их от тех людей, которые крестились в прошлые годы? Быть может, какие-нибудь типичные ошибки им свойственны? Если так, то подскажите, дайте совет, как их избежать.

— Ну, какие ошибки у паствы? Ошибки, грехи свойственны отдельному человеку, но не пастве в целом, не народу. Народ по своей сути — безгрешен. Это же пасомые, они управляемы, руководимы кем-то; им, словесным овцам, нужны какие-то наставники, учителя. Вспомните школу: если в классе хороший учитель, то и ученики — послушные, исполнительные, усердные. Учитель не сумеет заложить добрые основы — они растут дерзкими, грубыми... Так и народ. Командир дал команду — вперед! — они и идут вперед; командир струсил, командир слукавил — и нет к нему доверия, а в чем народ винить? Ни в чем нельзя. Поэтому к пастве у нас никаких претензий нет. Надо окормлять ее, поддерживать морально, учить правде Христовой: но на то и стоит врач духовный.

— А что вы скажете о причинах, которые сегодня приводят людей в церковь? Изменились ли они по сравнению с тем, что было лет десять назад?

— В церковь люди приходят всегда по одной и той же причине, и причина никогда за две тысячи лет не менялась. Причина — в нашей душе, в ее устройстве. А душа человеческая — по природе своей христианка. Это классическая фраза, это сказал Тертуллиан, древний учитель церкви, и слова его как были верны для древних веков, так верны и сейчас. Человек не может без Бога: телу постоянно нужна пища, а душе постоянно нужно богообщение. Горе или радость у нас на сердце, а разделить их в полной мере мы можем только с Богом. Никогда не найдут люди успокоения ни в человецех, ни в материальных благах, ни даже в искусстве. Понимаете, только Бог может заполнить эту пустоту, принести полное утешение, дать силу, надежду, веру и, в конце концов, обустроить жизнь.

— Значит, социальные условия, по-вашему, на обращение в церковь не влияют совершенно?

— Ну почему же не влияют?.. Так или иначе — "Бытие определяет сознание" — это тоже фраза классическая, и тоже имеет под собой основание. Но посмотрите, что получается: допустим, человек беден, — почему это непременно должно привести его в церковь? Пусть идет к депутату, к министру, к президенту, наконец, и там добивается для себя каких-то материальных благ — разве этот путь будет не логичен? Но он идет в церковь, — именно в церковь. Значит, его гнетет не только материальная бедность, значит, он в какой-то мере ощущает и духовный голод. А если человек богат? Что же, выходит, он не может задуматься о Боге, о своей душе, — ведь у него все материальные проблемы решены? Но нет, богатые, они тоже плачут, по самым разным причинам, и духовный голод из них не последняя. Богатство, бедность, здоровье, болезнь — сами по себе они к Богу не приводят, но могут помочь сделать первый шаг в нужном направлении, и потому совсем сбрасывать их со счетов нельзя.

— Ну, а сама церковь? Как вы считаете, должна ли она делать шаги навстречу таким людям?

— Вы говорите о миссионерстве? Тут нужно понимать вот что: Россия сейчас не языческая страна — во всех самых дальних уголках ее есть храмы, есть священники, есть епископы. Условия для воцерковления имеются, остается только воспользоваться ими. Задача церкви — не отвергать приходящих, а давать им исчерпывающие разъяснения: куда они пришли, что они здесь могут получить, что от них, в свою очередь, требуется. Это тоже можно назвать миссионерством, миссионерством в современном значении этого слова. Сейчас требуется не просто сказать людям, что Христос — это Бог: гораздо важнее — и это нужно сделать в первую очередь! — призвать их жить по Христу.

— Отец Владимир, когда-то в вашем храме существовала интересная традиция: вы транслировали богослужение на улицу. В этом ведь тоже было что-то от миссионерства. Сейчас трансляции прекратились?

— Да. Эти передачи сделали свое дело: мы хотели заявить о себе, заявить, что мы существуем, что мы живем, поем Богу… Чтобы люди знали: здесь, на этой площади, — не только станция метро, не только рынок, магазины; здесь — совсем рядом — идет богослужение. Постепенно люди это поняли — и теперь мы динамики с улицы убрали.

— Блошиный рынок тоже с площади ушел…

— Да, слава Богу. Мы немало стараний к этому приложили и теперь вокруг ограды храма снова стало чисто. Поймите вот что: появление этого рынка было вызвано объективными причинами — народ нищал, люди хотели жить, хотели и копейку какую-то заработать… Но тут уже пошла и спекуляция, и свои какие-то криминальные структуры начали складываться... На фоне храма, на фоне богослужения это выглядело и вовсе неприглядно. Мы никого в этом не обвиняем, и народ, который там торговал, ни в чем не виноват. Однако, хоть мы обнищавших наших сограждан и жалеем, и любим их, и стараемся всегда снисходить к их положению, но дальше такое продолжаться не могло. Храм Божий должен выглядеть подобающим образом, тем более, такой, как наш: великолепный по своей архитектуре, известный всему городу, посвященный Владимирской иконе Матери Божией. Мы изо всех сил стараемся его украсить, вернуть ему первоначальный вид: постоянно проводим мелкий текущий ремонт, территорию благоустраиваем. А сейчас видите: почти готовы два замечательных новых иконостаса — резные, позолоченные, очень тонкой, почти ювелирной работы. Годы ушли на то, чтобы их создать, и, надеемся, что к юбилею города они будут доделаны окончательно. А так жизнь наша размеренная, спокойная — христианская. Стараемся служить Богу, говорить о Боге, петь Богу — вот такая наша жизнь…

Вопрошал Алексей БАКУЛИН