Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ВРАТА В РОССИЮ

"Воображение мое представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы, ныне столь прекрасные!.. еще гремели шведские пушки; устье Невы еще было покрыто неприятелем, и частые ружейные выстрелы раздавались по болотным берегам, когда великая мысль родилась в уме великого человека. Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, все искусства. Здесь художества, искусства, гражданские установления и законы победят самую природу. Сказал — и Петербург возник из дикого болота.

С каким удовольствием я воображал себе монарха, обозревающего начальные работы: здесь вал крепости, там магазины, фабрики, Адмиралтейство. В ожидании обедни в праздничный день или в день торжества победы государь часто сиживал на новом вале с планом города в руках против крепостных ворот, украшенных изваянием апостола Петра из грубого дерева.

…Здесь толпились вокруг монарха иностранные корабельщики, матросы, художники, ученые, полководцы, воины; меж ними — простой рождением, великий умом — любимец царский Меншиков, великодушный Долгорукий, храбрый и деятельный Шереметьев и вся фаланга героев, которые создали с Петром величие Русского царства"

К.Батюшков

С приближением трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербург последовательно раскрывает миру приметы своего предназначения, скрытого за устойчивыми стереотипами, наиболее характерные из которых — "самый нерусский из русских городов" и "город-призрак". А предназначение Санкт-Петербурга по прошествии трех веков остается неизменным: город святого Петра — наследник и хранитель духа, который выпестовала в себе Древняя Русь.

Судьба Петербурга особенная в ряду судеб русских городов.

Отличие определено пространством, — важнейшей ценностной характеристикой, — и способами его освоения. Постройка города на "топких, зыбких берегах" — духовный подвиг, вызов природе и привычному хозяйственному укладу, не всегда встречающий понимание и сочувствие даже у нас, его граждан. Но, и раньше более чуткие горожане, такие, как Ф.М. Достоевский, порой сомневались в целесообразности существования Петербурга. Достаточно вспомнить петербургские улицы в "Преступлении и наказании" — "всюду известка, леса, кирпич, пыль", — духоту и толкотню, в которой движется Раскольников, чтобы воскликнуть: и через 100 с лишним лет ничего не изменилось в городе нескончаемой стройки! Но именно благодаря не прекращающемуся возделыванию мы любуемся художественным абсолютом — архитектурой, изначально не приспособленной к нашим широтам. Облик культурной столицы обходится недешево. Ей необходимо, как и в петровские времена, приносить "камни", материально и духовно укрепляя ее.

Имя святого Петра — самый значительный камень, заложенный в основание города российским самодержцем. Эта святыня до сих пор держит город. Как ни странно… — хотелось бы добавить, вспоминая образы "фантастического города" в русской литературе XIX-XX вв. Галлюциногенное восприятие Санкт-Петербурга, став общим местом в русской литературе, наиболее полно выразилось в желании исчезновения города:

…Ты утонешь в тине черной,

Проклятый город, Божий враг!

И червь болотный, червь упорный

Изъест твой каменный костяк!

Заклятия, подобные произнесенному Зинаидой Гиппиус, устойчивы в сознании читающей публики. Но идут годы, а город стоит, и крепко его основание.

Так в чем же сила, не дающая свершиться пророчеству: "Петербургу быть пусту"? Тщетно искать ответ у литературных героев, у "маленького человека" и его отпрысков, пассивно встречающих стихию и злой рок. Твердость и одухотворенность реальных людей, три века живущих на Неве, и молитвенная опека Небесных покровителей — вот сила, на которой держится Санкт-Петербург.

Вера двигала и Петром I во всех его дерзких начинаниях. Царя повсюду сопровождала икона Христа Спасителя, перешедшая к нему от его отца, Алексея Михайловича. В деревянном домике на берегу Невы, построенном для Петра в майские дни 1703 года и хранимого по его же повелению как памятник основанию города, его дочь, императрица Елизавета Петровна, открыла часовню. В центре иконостаса поместили икону Христа Спасителя, которая сопровождала Петра в военных походах. Сейчас она находится в Спасо-Преображенском соборе. Люди приходят поклониться образу Того, Кто есть начало всех начал, и хочется верить, и тому, кто заложил твердыню на невских берегах.

† † †

Давнее соперничество Москвы и Санкт-Петербурга породило определение, по которому одна — "сорок сороков", воплощение всего исконно русского; второй — "прекрасно-страшный" город-чужеземец, каким-то чудом оказавшийся в России. Но так ли это на самом деле? Не противоречит ли эта "прописная истина" существу дела и Промыслительному назначению северной столицы?

Если мы взглянем на карту Санкт-Петербурга и определим на ней места действующих и утраченных храмов, то увидим, что их в городе, учитывая его возраст и число жителей, ничуть не меньше, чем в Москве. Нехитрые операции с циркулем и линейкой позволят представить такую картину: все петербургские храмы нашли свое местоположение на лучах, исходящих из общей точки. Такой точкой является Троицкая площадь Санкт-Петербурга. Она получила свое название по заложенному на ней Петром I Троицкому собору. История утраченного ныне собора и его символичное название могут во многом поколебать укоренившееся представление о якобы начатой с "чистого листа" российской истории петербургского периода. Также она внесет изменения в представление о предназначении Санкт-Петербурга, и, — самое удивительное с нашей обывательской точки зрения, — мы вынуждены будем усомниться в "безбожности" замыслов царя-строителя.

† † †

В Православии особенно почитается Пресвятая Троица. По преданию видение Троицы снизошло на Авраама, а в России в период правления Василия III (1505-1533гг.) тайнозрителем Троицы был святой Александр Свирский, основатель Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Дни царствования первого царя из рода Романовых прославлены явлением святых мощей Александра Свирского в 1641 году. И в дальнейшем этот святой был покровителем и молитвенником за русских царей и обитателей Санкт-Петербурга.

Петр I отличался усердной опекой обители Александра Свирского. Трижды ( в 1703, 1706 и 1709 годах) царь жил в монастыре в настоятельских покоях. Уже в 1703 году он повелел выстроить напротив Петропавловской крепости церковь Святой Живоначальной Троицы. Троицкой стали называть площадь и остров, который мы сейчас называем "Петроградская сторона". С самого своего основания церковь теснейшим образом была связана со всеми значительными событиями в новой столице.

В 1713 году на церковной колокольне повелением Петра I были установлены часы, привезенные из Москвы, где они украшали Сухареву башню. В 1714 году во время строительства в Петропавловской крепости каменного собора Троицкая церковь получила статус главного кафедрального собора столицы. Таковой она была до 1733 года. Петр I очень любил эту церковь и часто посещал со своей семьей богослужения в ней. 19 марта 1718 года в Свято-Троицкой церкви совершилась церемония принесения присяги на верность младшему сыну царя Петру Петровичу. А три месяца спустя, в этой же церкви произошло отпевание старшего сына Петра I Алексея Петровича, скончавшегося в каземате Петропавловской крепости.

14 февраля 1721 года Феофан Прокопович произнес в Троицком соборе речь об учреждении Святейшего Синода, после которой государь лично открыл его первое заседание. Окончание Северной войны праздновалось также в этом храме. Французский дипломат барон де Кампредон в донесении кардиналу Дюбуа так описывает торжественное богослужение в Троицком соборе по случаю заключения Ништадтского мира: "…царь стоял вместе с совершавшими богослужение священниками и, по обыкновению своему, сам распевал службу, как глава Церкви". После того как был оглашен текст мирного договора, канцлер Головкин обратился к Петру I с речью и "именем всех членов государства" просил царя принять титул императора.

Ревностное внимание Петра I к церкви во имя Пресвятой Троицы напоминает нам о великом замысле первого русского императора, который был не столько в том, чтобы "в Европу прорубить окно", сколько основать город-врата в Святую Русь. Эти врата, подобно райским, открывает святой Петр. Петербургом ПетрI связал не только Россию с Европой, но и древнюю Русь с ее столицей в Старой Ладоге с Русью Киевской и Московской и открыл для новой России необозримую перспективу. Императорский титул и город святого Петра призваны были показать миру расцвет величайшей созидательной идеи русской государственности — наследование Риму и Византии.

† † †

Сейчас возле Музея политической истории России на месте первой петербургской церкви — сквер. Церковь не единожды горела, ее возводили снова. В последний раз отстроили в 1928 году на средства прихожан, но в 1933 году Троицкую церковь снесли. И в ближайшие планы петербургских градостроителей не входит восстановление этого исторического памятника. Но за десятилетие с момента возвращения городу имени святого Петра мы не раз почувствовали надежность оснований нашего города. Вновь открылись подворья русских монастырей и среди них — Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, первое подворье которого было заложено в Санкт-Петербурге в 1715 году. Почитание Троицы не прекращалось и в мрачные годы гонений на Православие: мимо закрытых церквей народ шел праздновать Троицу на кладбища. Святой Александр Свирский освящал не только созидание династии Романовых, но и ее закат: 17(30) апреля 1918 года в день обретения мощей святого в Ипатьевский дом привезли Царственных мучеников, где закончился их земной путь.

И ныне, несмотря на все наши слабости, святой Александр Свирский остается молитвенником перед Троицей за всех обитателей Санкт-Петербурга и России. И мы, любящие свой город, также как Петр I когда-то, с надеждой присоединяемся к словам древнего канона, посвященного святому Александру Свирскому: "Тем вся Российская земля, тобою обогатишися, хвалит тя и верою величает…"

Александр МЕДВЕДЕВ