Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Приняли ласково, выслушали терпеливо. Сам батюшка говорил притчами, вопросы задавал неожиданные:
— А если бы к вам пришел Христос, чего бы вы попросили у него?
— Попросторнее помещение для редакции, — без раздумья отвечал я.
— А я бы умолял Христа никогда не покидать меня, — произнес настоятель.
Взгляд у батюшки мудрый, жалеющий, но одновременно испытывающий. Любят его сестры искренне, стараются угодить во всем. Но любовь их так естественна, что невозможно в искренности увидеть угодничество. При мне приехала из загородного подворья монахиня и просила благословения передать о.Амвросию корзинку с последней клубникой — крохотных, с горох, ягодок. Сколько же они проползали по грядкам, собирая ее…
Монастырь существует при Свято-Успенском храме с марта 1991 года. В народе храм называют "красным". Он действительно выстроен в начале XX века из красного кирпича в классическом русском стиле и удивительно красив. Здесь в 1918 году совершал богослужения Святейший Патриарх Тихон, причисленный Церковью к лику святых.
Судьба храма неотличима от тысяч других: в 1935 году безбожные власти передали его обновленцам — и не стало прихожан, а в 1938 году в разграбленном храме расположился областной госархив. Церкви он возвращен в 1989 году.
Отцу Амвросию 56 лет. Родом он из Сибири, Алтайского края, родители были крестьянами. Отец погиб в сентябре 41-го под Ленинградом. Сполна хватил Александр Юрасов военного и послевоенного голодного лихолетья, служил в армии, молился, ездил по святым местам. В 1962 году, несмотря на запреты, решил посетить Почаевскую Лавру. Мать отговаривала, но во сне явилась ему Богоматерь в черном одеянии, накрыла омофором. Там же, в Почаеве, чудесным образом получил благословение на поступление в Московскую семинарию.
Так Троице-Сергиева Лавра стала для иеромонаха Амвросия десятилетней школой монашества. Там же Господь дал ему и духовного отца — старца Наума. За плечами Духовная академия, кандидатская степень за работу "Баптизм в России".
"В христианстве есть три рода подвига, к которым Господь особо призывает: юродство, пустынничество и монашество. Люди не сведущие обычно удивляются: что же это будет, если все уйдут в монастырь, ведь род человеческий прекратится! А зачем всем уходить? Не все же могут быть, к примеру, художниками, музыкантами, поэтами, учеными, а у кого есть к этому призвание. К монашеству же призвание особое, от Бога, а кого Господь призывает, тому и помогает, дает силы, хранит", — пишет о.Амвросий в книге для духовных чад "Призвание".
Пять лет затем он прожил в Почаеве. Довелось послужить на Кавказе, в горах Тань-Шаня, в Средней Азии. Всякие попадались уполномоченные… Восстанавливал церкви в двух селах Ивановской области. Побывал на Святой Земле, Афоне, в Италии, Греции, Великобритании, Индии, Панаме, Франции. Так, видимо, готовил Господь архимандрита Амвросия к главному служению жизни — возрождению Свято-Успенского храма в Иваново, созданию и окормлению женского монастыря.
Поверить в то, что сделано всего за несколько лет, почти невозможно. Ныне здесь подвизается более ста насельниц — послушниц, рясофорных, монахинь, есть одна схимница. Возведен жилой корпус с кельями, трапезная, заканчивается строительство колокольни.
Когда проходишь покоями монастыря, поражает умение и вкус, с которыми отделаны помещения. Вот "розовая гостиная", где сестры собираются на спевки, вот маленькие, но такие домашние кельи, вот вместительная трапезная. Есть даже турник, чтобы матушки могли размяться после долгого стояния на службе.
А утром, спеша на полунощницу, неуловимо тонко ощущаешь пришествие осени. И в храме прохладно, а когда первое солнышко ложится на высокий иконостас, золотистый фон икон вспыхивает, делая образа объемными, и кажется, что они оживают. Иконы написаны игуменом Никифором. По сторонам расположились тонкой резьбы деревянные сени с мощами месточтимых святых новомучеников — блаженного Алексия Елнатского (1890-е — 1937) и святителя Василия Кинешемского (1875-1945). Блаженного Алексия в тюрьме перед смертью поставили босыми ногами на раскаленную плиту, а он сказал начальнику: "Ты этими мучениями не насладишься, ступай домой, там у тебя несчастье". Тот прибежал, а дома жена повесилась.
Святитель Василий всю жизнь провел в гонениях и ссылках.
У самого входа в храме стоит ящик "Для вопросов о Боге, о вере, о душе". С самого открытия в 1989 году сохраняется замечательная традиция: каждое воскресенье после вечерней службы настоятель и другие священники отвечают на вопросы. Два часа слушал я ответы о.Амвросия, а вопросы люди задавали разные. Надо ли подчиняться начальствующим на работе, если они безбожники? У меня дочь — блудница, как мне себя вести? Можно ли торговаться на базаре, чтобы купить подешевле? Как понять слова Св.Писания: "Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его" (1 Ин.3,6)?
Интерес оказался настолько велик, что недавно монастырь тиражом 200 тысяч экземпляров выпустил книгу вопросов и ответов архимандрита Амвросия "О вере и спасении". К слову, о.Амвросий согласился отвечать и на вопросы наших читателей, пишите в редакцию.
"Монастырь — это духовная лечебница, это единственное место, где человек может душу перед Богом излить, освободить. Наше дело пастырское — говорить, помогать, а Божие — творить чудеса…" ("Призвание).
В монастыре практикуется долгая частная исповедь; исповедающий будет тревожить твою душу столько, сколько потребно для ее очищения. Из-под епитрахили о.Амвросия я встал оглушенный: он вытащил на свет Божий такие грехи, которые приглаженная совесть старалась упрятать как можно глубже. Было щемяще-стыдно и в то же время радостно.
"Монастырь — это нравственный институт, где выковывается характер православного христианина. В монастыре — свои законы. Самое главное — послушание. Без послушания — нет спасения" ("Призвание").
Жизнь монастыря, особенно женского, сокровенна, скрыта от посторонних глаз. Как часто человеку, только ступившему на Божию стезю, уже советуют стать монахом. А дело это трудное, выдерживают не все. "Монах — тот, кто сораспялся на кресте. А с креста не сходят, с него снимают", — говорит настоятель. Для духовно неподготовленного человека даже физическая жизнь в монастыре непомерно трудна. Это высокоорганизованная многоплановая жизнь, где каждый знает, что делать, и сделать старается наилучшим образом. Это безусловное послушание о.настоятелю и старшим. Это безконечная борьба с самим собой. Это неустанное укрепление веры и духа.
Конечно, жизнь здесь не может обойтись без искушений. Например, постригли инокиню с наречением редкого и, как ей показалось, неблагозвучного имени. Потекли слезы… Прошло несколько дней, и она пришла к батюшке: "Простите, согрешила". Не зря монашествующий носит пояс с тремя полосками, символизирующими три главных обета Богу: ПОСЛУШАНИЯ, ЦЕЛОМУДРИЯ, НЕСТЯЖАНИЯ.
Да, монашество — это отклонение от "нормальных" представлений о жизни, но это отклонение иного, высшего порядка.
В трапезной чинно и тихо, лишь колокольчик настоятеля и чтение житий святых наполняют тишину. Освященная еда вкусна, но непривычна из-за полного отсутствия соли. Солонки стоят на всех столах, но насельницы пользуются ими мало. Я выдержал без соли два дня — на третий рука потянулась сама…
На прощание обхожу вокруг монастырских стен. Широко разбросав могучие ветви, утвердился в земле неохватный ствол тополя — возможно, ровесника собора. Вот бы и нам поглубже укоренять свою веру, устремляя ввысь все дела и мысли.
Низкий поклон тебе, монастырь!
† † †
Соседями в вагоне оказалась многочисленная группа сектантов — "свидетели Иеговы". Сначала они по очереди вслух читали Библию, затем так же дружно начали решать кроссворд. И всплыли в памяти слова из проповеди о.Амвросия: "Среди 3500 конфессий в мире золотой нитью проходит Православие".
Александр РАКОВ
"Православный Санкт-Петербург" № 9(51), сентябрь 1996 г.