Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МУДРОСТЬ И РЕВНОСТЬ О ГОСПОДЕ

В конце минувшего (1994) года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Для разрешения некоторых вопросов главный редактор газеты Александр РАКОВ отправился к участнику Собора, правящему архиерею митрополиту Иоанну.

— Ваше Высокопреосвященство! Освященный Архиерейский Собор 1994 года причислил к лику святых митрополита Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова. О святителе Филарете православный народ знает достаточно, а вот новопреставленные священномученики пока известны узкому кругу людей. Не могли бы Вы кратко рассказать нашим читателям об их подвиге?

ВЛАДЫКА: И протопресвитер Александр, и протоиерей Иоанн прославлены Русской Церковью в сонме Новомучеников Российских. Этих людей объединяет многое. Оба закончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию, оба были направлены для миссионерского служения в Северную Америку. Протоиерей Иоанн Кочуров 12 лет служил в Чикаго, а протопресвитер Александр 18 лет подвизался в Нью-Йорке. Их стараниями во многих городах Америки открывались храмы, люди принимали православную веру. Оба они, вернувшись на родину, претерпели мученическую кончину — святой Иоанн был расстрелян большевиками 30 октября (ст. ст.) 1917 года, а святой Александр после неоднократных арестов был убит осенью 1937 года (точная дата неизвестна). Прославлением страстотерпцев Иоанна и Александра Церковь продолжила поименную канонизацию тех, кто в годы гонений являл образ Христов благочестивой жизнью и подвигом исповедничества. Отрадно, что один из новопреставленных — протоиерей Иоанн, первый Новомученик Российский в священническом сане, — является небесным покровителем нашего города, ибо последние годы жизни он служил в Екатерининском соборе Царского Села.

— Владыко, как скоро можно ожидать составления отдельных служб новопреставленным и их подробных житий?

ВЛАДЫКА: Жития уже составлены Синодальной комиссией по канонизации святых, сейчас они распространяются по епархиям. Отдельная служба святителю Филарету Московскому уже есть, а священномученикам написаны тропари и кондаки, каждому отдельно. Появление полной службы будет зависеть от усердия их почитателей. Сейчас новопреставленных мучеников лучше знают в Америке, чем в России.

— В каком направлении будет идти дальнейшая работа по канонизации? Можно ли ожидать скорого появления в святцах преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского?

ВЛАДЫКА: Материалы для прославления архиепископа Иннокентия уже представлялись на рассмотрение Синодальной комиссии, но их оказалось недостаточно для общецерковной канонизации. Возможно, в скором будущем преосвященный Иннокентий будет прославлен как местночтимый святой в Одесской и Херсонской епархиях.

Канонизация — это исключительно ответственное решение, которое нельзя принимать скоропалительно. Поэтому прославление Новомучеников Российских осуществляется медленнее, чем этого хочется некоторым ревнителям веры. Но этот процесс будет продолжаться, я надеюсь, все активнее. Также в стадии рассмотрения находится вопрос о канонизации царской семьи.

— В "Послании" Собора подчеркивается, что главной темой его деятельности стали вопросы духовного образования. Скажите, какие практические решения приняты? Намерена ли Церковь добиваться преподавания православных дисциплин в общеобразовательных школах?

ВЛАДЫКА: Собором принято Определение "О задачах Церкви в области религиозного образования". В нем рекомендуется организовать епархиальные отделы, которые будут координировать различные типы учебных заведений: воскресные школы, детские сады, лицеи, гимназии, катехизаторские курсы, высшие православные учебные заведения, не занятые подготовкой пастырей. Признано необходимым отчисление фиксированного процента из общецерковного бюджета на религиозное образование. Главным вопросом деятельности Церкви в вопросах духовного просвещения сейчас является подготовка катехизаторов и педагогов из мирян.

В Определении говорится, что следует добиваться практической реализации права человека на выбор учебного заведения в соответствии со своими убеждениями и верованиями. Православное образование должно занять свое законное место во всем многообразии школ и образовательных систем. Вместе с тем, признано неприемлемым "объективное" преподавание религоведческих дисциплин в школе, которое зачастую превращается в утонченный вариант проповеди атеизма.

Сейчас преподавать Закон Божий в общеобразовательной школе в рамках программы вряд ли возможно, потому что далеко не все дети воспитываются в православных семьях, есть и мусульмане, и иудеи, и протестанты. Православие нельзя преподавать насильно, против желания. Поэтому мы рекомендуем факультативные занятия в государственных школах для детей, исповедующих Православие, с согласия их родителей, но точно также следует преподавать и любую другую религию, не допуская принудительной сектантской проповеди в школе.

— Накануне открытия Собора многие клирики и миряне обращались к его участникам с просьбой дать суждение по факту соглашения с монофизитами в 1990 году в Шамбези. К сожалению, под этим документом стоят подписи представителей московской Патриархии. Была ли дана оценка этим соглашениям? Неужели нам грозит забвение правил Вселенских Соборов о монофизитской ереси?

ВЛАДЫКА: Нужно сразу оговориться, что Русская Православная Церковь ведет богословский диалог не с ярыми еретиками, а с Восточными Древними Церквами (нехалкидонскими), в вероучении которых есть элементы монофизитства. Освященный Собор рассмотрел упомянутый Вами документ, который называется "Второе общее заявление и предложение Церквам". Было высказано суждение, что этот документ не может считаться окончательным, следует продолжить работу по богословскому диалогу и одновременно произвести общецерковное обсуждение этого вопроса. Уверен, что при попытке навязать Православию ересь — любую, в том числе и монофизитскую — заветы Святых Отцов отвергнуты нами не будут.

— Газета "Комсомольская правда" сообщила, что на Соборе было предано анафеме — церковному отлучению — учение Рерихов и Блаватской. Однако в официальных документах Собора этой анафемы нет. В чем тут дело?

ВЛАДЫКА: Газета предвосхищает события. Отдельной анафемы в адрес Блаватской и Рерихов не произносилось, их теософско-оккультные измышления упоминались в общем списке псевдохристианских и неоязыческих учений, столь популярных в России. Среди них — "Белое братство", "Богородичный центр", "Церковь последнего завета" (лжехриста Виссариона), "Церковь Муна", "Аум Синрике" и многие другие. Освященный Собор засвидетельствовал, что все эти движения несовместимы с христианством. Люди, разделяющие их учения, а тем более способствующие распространению, сами отлучили себя от Православной Церкви.

— Несколько странно звучит фраза из "Послания": "Собор признал необходимым произвести богословское исследование участия Русской Православной Церкви в межхристианских организациях". Получается, что до сих пор наша Церковь участвовала в экуменическом движении без всякого обоснования?

ВЛАДЫКА: Разумеется, это не так. Богословское исследование вступления Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей производилось, и само это решение диктовалось преимущественно желанием свидетельствовать о Православии. Но сейчас отношение клира и паствы к экуменическому движению неоднозначно. Архиерейский Собор признал необходимым подвергнуть все вопросы, безпокоящие духовенство и мирян нашей Церкви по поводу экуменизма, тщательному богословскому, пастырскому, историческому анализу и переосмыслению, выявить степень влияния на участие Церкви в межхристианских объединениях факторов нецерковных, с целью разъяснения верующим всех недоумений.

Вопрос о совместной молитве с инославными христианами во время официальных встреч, приема гостей, богословских диалогов, переговоров и конференций, наиболее соблазняющий церковный народ, — пока предоставляется на благоусмотрение епархиального священноначалия. Но это временное решение, в будущем проблема совместной молитвы будет обсуждаться Поместным Собором. В конкретных вопросах взаимоотношения с инославным миром Собор рекомендовал пастырям и мирянам иметь мудрость и ревность о Господе, дабы не давать повод для смущения и соблазна.

— За месяц до Собора в Москве прошла конференция духовенства, на которой обсуждались обновленческие тенденции в служении священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова. Шла ли речь о них на Соборе?

ВЛАДЫКА: Да, разговор состоялся. Участники Освященного Собора осудили чуждые Православию традиции, которые насаждают эти священники. Это очень опасное явление, подрывающее Церковь изнутри. Никаких канонических прещений на отцов Георгия и Александра наложено не было, поскольку их деятельность пока ограничивается Московской епархией, что дает возможность правящему архиерею — Патриарху Алексию II — самому решить вопрос о мерах воздействия. Если новшества выйдут за пределы епархии, Церковь во всей полноте выскажет отношение к ним.

— Решение Священного Синода 1993 года о неучастии священнослужителей в предвыборной кампании было подтверждено Архиерейским Собором. Более того, принято предписание о полном неучастии клириков в органах законодательной власти. Как Вы считаете, не приведет ли сей запрет к тому, что интересы православного народа на государственном уровне будет попросту некому защищать?

ВЛАДЫКА: Думаю, этого не случится. Дело в том, что священнослужителям невозможно сочетать постоянную политическую деятельность и служение пред Престолом Господним. Однако мирянам допустимо участвовать в политических партиях, союзах и блоках, а также создавать их. В том случае, если подобные организации будут именоваться православными или христианскими, они должны иметь взаимодействие с церковной властью. Признано возможным сотрудничество государственной и церковной власти в делах, полезных для Церкви и общества, которые не имеют характера поддержки той или иной партии. Для того, чтобы иметь возможность влияния на общественную жизнь, епископу или священнику незачем становиться депутатом, достаточно найти пути взаимодействия с государственными структурами.

— В церковной среде продолжительное время идет полемика о том, стоит ли переводить богослужебные тексты на русский язык. Не было ли принято решений об этом?

ВЛАДЫКА: Участники Собора сочли исключительно важным практически решить вопрос о миссионерском воздействии богослужения. Литургическая жизнь Церкви после революции остановилась, а за долгие годы безбожия большинство жителей нашей страны безвозвратно утратили традиционную культуру, перестали понимать смысл богослужения. Собор поручил соответствующей Синодальной комиссии продолжить редактирование богослужебных текстов, начатое в нашей Церкви в первые годы ХХ века. Речь не идет о переходе на русский язык, а об облегчении для понимания труднодоступных оборотов церковнославянского.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН (Снычев) "Православный Санкт-Петербург"
№ 1(32), январь 1995 г.