Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Молодому пастырю

3.ПАСТЫРСКАЯ ЭСТЕТИКА

Во всей полноте священник раскрывается в храме. Здесь он совершитель Таинств, предстоятель, душепопечитель, воспитатель. Прежде всего от священнослужителя требуется благоговение как выражение глубокого страха Божия, сознание величия дела и святости места и одновременно сознание своего недостоинства, слабости, греховности и всецелое упование на любовь и милосердие Божие, полная преданность и отдача всего себя Богу и людям. Требуется умение сосредотачивать все силы души и ума на богослужении, на его внутреннем содержании и духовном смысле. Здесь должно быть отсечено все отвлекающее, все уводящее, раздражающее, все воспоминания, все привычки и заботы. И вообще внутренняя дисциплинированность, собранность и выдержанность всегда необходимы священнослужителю.

Надо помнить, что уровень наших прихожан и совопросников растет, велики их знания и запросы, но пастырь должен быть совершеннее, духовно опытнее своих пасомых; его церковные знания должны быть не ниже, а гораздо выше, чем у вопрошающих. Горе тому пастырю, прихожане которого более церковны, более духовны, более человечны и культурны, чем он.

Искренность рождает естественность при богослужении, но также всегда необходима и строгость церковная, чтобы храм не стал только местом личных переживаний, эмоций, трибуной для пастыря и чтобы сам пастырь вместе со всеми в единении и смирении был носителем церковного духа, церковности живой и животворной. Для этого у пастыря должен быть страх перед личным возвышением, страх своего культа в храме.

Живой образ Христа должен быть для православного христианина всегда на первом месте, но священники, любящие свой культ, греховно затмевают собой этот спасительный образ. Почитательницы батюшки, "кликуши", "мироносицы" бегают за ним, ходят в храм для него, видят только его, умиляются на него и т.д. Священник сам должен прекратить подобные увлечения части своих прихожан. Молодой же пастырь не должен подавать повода к возникновению повышенного к нему уважения, быстро перерастающего в поклонение.

Смирение — вот, пожалуй, главная сила пастыря, выражающаяся и во всем его поведении и облике. Но смирение действительно христианское, глубокое, а не напускное или показное. Наигранность, елейность, слащавость, игра в добренького и смиренного — все это отвратительные разновидности фальши.

Протоиерей Алексий ОСТАПОВ († 1975)