Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Надо помнить, что уровень наших прихожан и совопросников растет, велики их знания и запросы, но пастырь должен быть совершеннее, духовно опытнее своих пасомых; его церковные знания должны быть не ниже, а гораздо выше, чем у вопрошающих. Горе тому пастырю, прихожане которого более церковны, более духовны, более человечны и культурны, чем он.
Искренность рождает естественность при богослужении, но также всегда необходима и строгость церковная, чтобы храм не стал только местом личных переживаний, эмоций, трибуной для пастыря и чтобы сам пастырь вместе со всеми в единении и смирении был носителем церковного духа, церковности живой и животворной. Для этого у пастыря должен быть страх перед личным возвышением, страх своего культа в храме.
Живой образ Христа должен быть для православного христианина всегда на первом месте, но священники, любящие свой культ, греховно затмевают собой этот спасительный образ. Почитательницы батюшки, "кликуши", "мироносицы" бегают за ним, ходят в храм для него, видят только его, умиляются на него и т.д. Священник сам должен прекратить подобные увлечения части своих прихожан. Молодой же пастырь не должен подавать повода к возникновению повышенного к нему уважения, быстро перерастающего в поклонение.
Смирение — вот, пожалуй, главная сила пастыря, выражающаяся и во всем его поведении и облике. Но смирение действительно христианское, глубокое, а не напускное или показное. Наигранность, елейность, слащавость, игра в добренького и смиренного — все это отвратительные разновидности фальши.
Протоиерей Алексий ОСТАПОВ († 1975)