Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

ВОИНСКИЙ ПАСТЫРЬ

Протоиерея Олега Тэора — настоятеля псковского храма во имя св.блгв.кн.Александра Невского — называют воинским пастырем. И неспроста: батюшка, прежде сам прошедший воинскую службу, неустанно окормляет псковское воинство и, веря в неизбежное возрождение Российской армии, он в проповедях и беседах рассказывает о подвижнической жизни лучших русских воинов, начиная с древней Руси. Не раз бывал батюшка и в горячих точках…

† † †
Отец Олег вспоминает: — Таланта стать священником у меня, почитай, не было: ни музыкального слуха, ни голоса басовитого, ни способностей. Но я решил стать священником, чтобы хотя бы одним храмом, на котором висит замок, было меньше. Раньше ведь как было? Нет священника, или ушел за штат по старости, — храм закрывали. А примером и первым моим наставником в вере была моя тетя, очень богомольная старушка, даже по ночам молилась… Готовил я себя в сельские священники, и несколько лет впрямь служил в сельском приходе, но потом был переведен в Троицкий кафедральный собор в Пскове, где и прослужил 20 лет. Теперь уже десяток лет служу в храме св.Александра Невского.

† † †

Храм св.блг.кн. Александра Невского был возведен в 1908 г. Омским пехотным полком. Но уже в 1924 году он подвергся богоборческому поруганию, как и многие храмы России-матушки: обезглавленный, лишенный колокольни, стал он сначала солдатским клубом, а потом складом, Домом офицеров… Только в 1992 г. он был возвращен Русской Православной Церкви, и с 13 марта внутри храма возобновились ежедневные богослужения. (Божиим промыслом произошло это через 750 лет после ледового побоища, когда дружины кн.Александра Невского выгнали иноземных захватчиков с псковской земли). До того долгие месяцы богослужения велись под открытым небом.

Когда началось возрождение Александро-Невского храма, первыми, кто откликнулся на призыв о помощи, были воины псковской дивизии. А сам храм верующие так и называют — воинский. Здесь солдаты и офицеры принимают Таинство Святого Крещения, венчаются со своими избранницами, приносят крестить новорожденных, отпевают усопших. Возрождена и еще одна добрая давняя традиция — у стен храма, как в былые времена, псковские военнослужащие принимают присягу. Во время крестных ходов от храма св. Александра Невского хоругви и иконы несут матросы, солдаты и пограничники из частей, дислоцированных в Пскове. Приходят сюда за пастырским благословением и новобранцы перед отправкой в армию, и ребята из десантной псковской дивизии перед парашютными прыжками… В воинском храме окормляются также допризывники и семьи военнослужащих.

Сильно пострадала псковская дивизия во время первой и второй чеченских войн, и все время, пока шла война, в воинском храме неустанно служились молебны о здравии живых и упокоении усопших солдат-псковичей, а в память всех погибших воинов всех времен горит неугасимая лампада на панихидном столе.

† † †
— Не многие священники православные решаются поехать в Чечню. Как вы туда попали, батюшка?

— На все воля Божия. Из Пскова собиралась в Чечню группа, предложили присоединиться. Я с радостью согласился. Как можно было отказаться? — это же наши мальчики там за нас воюют. Из всех приезжих я единственный, кто не был одет в камуфляж. Жаль, что постоянно наших ребят там никто не окормляет, хотя и то сказать, много в Чечне православных священников зверски убили… А ребята ждут нас, служителей Божиих. Они ведь мальчишки совсем, и чувствуют там себя забытыми, никому не нужными. А мы приехали, привезли им кое-какие продукты, литературу, иконки, зубную пасту, щетки, мыло… много чего. Писчую бумагу привезли, — письма матерям и любимым писать, из этих же листов научили их конверты-треугольники клеить, как в Великую Отечественную делали. Настоящие конверты где им взять? А так они треугольнички свои подписывали и через нас домой посылали…

— Крестить кого-то приходилось?

— Перед отправкой в Чечню многих крестил, ребята не хотели ехать некрещеными. А туда крестики привозил, раздавал, мало ли кто потерял, на войне оно всякое бывает. Там многие, кто неверующим был, приходят к вере прадедовской, православной, ощущают себя воинами Христовыми. Крещение, вера живая приносят больше пользы, чем атеизм, чем пустота — это на войне быстро понимают. В свободные минуты солдатики подходили ко мне, задавали вопросы, бывало и по ночам мне приходилось идти в госпиталь, — раненые звали, а то и просто больные…

Мы побывали почти во всех местах, где были дислоцированы наши дивизии. Помню, как-то решили сфотографироваться на берегу Терека, но нас предупредили, что там могут быть мины. Да, вот тут стоят палатки наших десантников, а в нескольких метрах уже опасно ходить, можно подорваться…

В Чечне я встретил тех, кто до отправки в Чечню были моими прихожанами, а сейчас в храме Александра Невского вижу тех, кто в Чечне воевал и там к вере пришел и надел православный крест. Один офицер рассказывал мне такой случай. Командование поставило задачу — занять высотку. Но для этого нужно было пройти заминированное поле. Неминуемая гибель, по крайней мере для тех, кто пойдет впереди… Но приказ есть приказ и… впереди пошел он сам. Перекрестившись, дал обет Господу, что если останется жив и выведет солдатиков невредимыми, пешком пойдет в Печоры, поставит свечку. Шел он по минному полю и молился, а поскольку кроме "Отче наш" не знал ни одной молитвы, то и твердил ее без конца. Но с какой верой! "Вдруг у меня, будто пелена с глаз спала, — рассказывал он, вновь радостно удивляясь произошедшему тогда чуду. — И я стал видеть, куда идти, какое принять решение… Так с Божией помощью задание было выполнено, без потерь… Обет свой я исполнил". Случаев таких, когда русские солдаты и офицеры укреплялись в вере православной, немало на всякой войне…

В Пскове мы выстроили часовню во имя "Державной" иконы Божией Матери из красных кирпичиков и поместили памятные доски с золотом написанными именами воинов, погибших в Великой Отечественной войне, а также при выполнении боевых заданий в Чехословакии, Афганистане, Чечне. Здесь не только герои-десантники, но представители всех родов войск псковского гарнизона.

В храме прихожане и родные воинов молятся перед Сурдегской иконой Божией Матери, чтобы как можно меньше пролилось невинной крови. Икона празднуется в день Успения Богородицы.

Историческая справка

В 1510 г. православный помещик Богдан Шиш-Ставицкий построил церковь в Сурдегах (Литва), а в 1530 г. близ церкви, над источником явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. 20 лет спустя здесь был построен Сурдегский Свято-Духов монастырь. Обитель сия всегда оставалась в руках православных, а попытки католиков завладеть чудотворной иконой окончились неудачей: когда враждебные латиняне дерзнули похитить ее и увезли в Бернардинский монастырь, лик Богородицы стал невидимым, едва икону внесли в костел. Испуганные бернардинские монахи с крестным ходом вернули чудотворную икону в православную обитель… Ныне икона находится в Каунасском Благовещенском соборе.

— Отец Олег, наши солдаты воюют в Чечне не с кучкой бандитов, но с хорошо вооруженной и подготовленной армией. Каков дух наших? Раздаются голоса, что не видать нам победы…

— Нашей армии нужно быть посмелее и более набираться героического духа, каков был в нашей славной армии в прошлые времена. Укреплять надо армию России, но не для агрессивных или захватнических целей, а для защиты Отечества, охраны его рубежей, чтобы наш народ-труженик, дети и старики могли спокойно жить, трудиться, учиться, молиться… А насчет победы… Господь все может сделать, что не может человек. Ведь и в Священном Писании есть много примеров, когда победа приходила по милости Божией в самых безнадежных ситуациях. Будет Российская армия верующей, тогда и Господь все управит как надобно.

Ирина РУБЦОВА