Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МАЛО ИЗБРАННЫХ

Праздник Крещения Господня, как и любой церковный праздник — это живая история. И стародавняя, и современная. Став частью нашей жизни, она учит нас снова и снова быть христианами, быть верными Христу. Мы ждем этот праздник, готовимся. И он встречает нас, одаривая особой радостью любви, милости и всепрощения.

В этом празднике Священное Писание показывает нам величайшее событие в истории человечества, которое заключает в себе сокровенную тайну воссоединения человека с Богом. Именно тогда, на Иордане, Пресвятая Троица явила Себя миру — Бог Сын стоял пред пророком Божиим Иоанном "в рабий зрак облещися", Бог Отец глаголал с небес: "Сей Сын Мой возлюбленный", Бог Дух Святый снисшел на Него в виде голубя. Поэтому у этого церковного праздника есть другое название — Богоявление. Оно отражает главный смысл того события, которое произошло на реке Иордан.

С тех пор Крещение для каждого человека — духовное рождение. Вспомним беседу Христа с Никодимом, когда Господь говорит: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3,5-6). По слову Амвросия Медиоланского: "Никогда бы воды Крещения не способны были бы очищать грехи человека, если бы они не были бы освящены прикосновением к телу Спасителя. Погрузившись в воды, Спаситель освятил воды и ключи всех источников". Через Святое Крещение человек очищается от всех грехов, которые прежде в течение жизни вольно или невольно совершал. И главное — он становится членом Церкви и получает возможность участвовать в ее спасительных таинствах.

Но одни люди, принимая Крещение, остаются в храме Божием, участвуют в жизни Церкви, а другие уходят, хотя и продолжают считать себя христианами. Это может быть по многим причинам. Ведь некоторые крестятся, не имея правильного представления о Церкви и ее таинствах, подражая, допустим, духу сегодняшнего времени. Но если их близкие сами не имеют церковной жизни, то и крещеный, не ведая о ней, остается вне церковной ограды. Хотя, безусловно, в нем пребывает крещенская благодать, живая искра Божия, и постепенно, кто знает, подобное притянется к подобному. И здесь очень важно окружение. Если вокруг человека среда православная, верующие люди, то они подскажут, и сами будут примером, научат.

Показательна для этого случая евангельская притча о званных на брачный пир царского сына (Мф.22,1-14). Она о том, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царствия Божия, которое символизирует брачный пир. Кто пойдет на поле, кто торговать. Тогда призовутся на торжество первые встречные на дорогах, на распутье. И придут все — и добрые и злые. И среди них на пиру царь усмотрит человека не в брачной одежде, которая по иудейской традиции давалась каждому гостю. И будет неблагодарный гость безответен перед царем, и его изгонят с общего пира.

Много званных и мало избранных. Таким образом, по святоотечесткому толкованию этой евангельской притчи, те, кто принял Святое Крещение — все званные, а кто в церковь стал ходить, воцерковляться, заповеди соблюдать, участвовать как христианин в церковных таинствах — те избранные. А кто после крещения забыл о церкви, те сами себя изгоняют, уподобляясь изгнанному с брачного пира.

Те, кто званным крестился, но в церкви не остался — и это очень часто бывает — для них остается возможным покаяние, которое и называется "вторым крещением", потому что в нем прощаются исповеданные грехи, как и водами Святого Крещения первородный грех. Важно, что за крещеного человека Церковь молится. И эти люди, благодаря и общей церковной молитве через скорби, страдания, через болезни, потерю близких, иногда даже через много лет приходят к покаянию, возрождаются "вторым крещением".

И вот в каждый праздник Крещения Господня совершается великое освящение воды, которая по установившейся в нашей Церкви традиции принимается как святыня каждым христианином ежедневно для освящения и во здравие души и тела. Причем, крещенскую воду можно принимать и не натощак, как иногда заблуждаются. Об этом свидетельствует книга церковного устава Типикон. Именно в праздник Крещения в храмах Божиих столько людей выстраивается за святой водой, как в блокаду за хлебушком. И среди них есть именно те, кого Господь призвал на Свой пир, а они пренебрегли Царской милостью. Может быть, и от нас с вами зависит, вернутся ли они в храм Божий. Безусловно вернутся, если только увидят в нас те плоды крещения и покаяния, которых они лишились по неразумию. Ибо сказал Господь: "Так светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного" (Мф.5,16).

Священник храма пророка Илии Александр КАЛИНИН