Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пост духовный

О БЛИЗОСТИ СУПРУГОВ

Среди моих знакомых женатых иереев и мирян есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются лишь в период постов, а затем имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три дня перед Божественным Причастием и три дня после Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются, по той причине, что Христос, явившись после Воскресения к апостолам, тотчас сказал: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Ин.20, 21-23).

Цель же — в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и тщанием, в соответствии со своими духовными силами. Сначала, конечно, молодость мешает. Но с течением времени плоть слабеет, дух укрепляется, и даже женатые начинают немного вкушать от божественного наслаждения. Тогда люди уже естественным путем отвлекаются от телесных удовольствий, которые становятся в их глазах ничтожными. Вот так подвизаются женатые и приходят в рай по спокойной дороге с поворотами, в то время как монахи восходят туда, карабкаясь по скалам и взбираясь на вершины.

Должно иметь в виду, что проблема супружеских отношений — проблема двоих. Ни один из супругов не имеет права регулировать все один, но лишь по взаимному согласию, как заповедует апостол Павел. Когда это происходит по взаимному согласию, опять же требуется молитва. И сильный должен входить в положение немощного. Часто бывает так: одна половина соглашается воздерживаться, чтобы не огорчить другую, но внутренне страдает. Это чаще всего случается с женами, имеющими мало страха Божия и подвижную плоть. Часто некоторые благочестивые мужья, слыша от своих жен слова согласия, по нерассудительности продлевают период воздержания, и тогда страдают жены: они становятся нервными и прочее. Мужья полагают, что их жены укрепились в добродетели и хотят жить более чисто, вступая в отношения через более длительные периоды, и от этого жены входят в искушение и хотят поближе сойтись с друзьями. И когда случается падение, их мучают угрызения совести. Мужья стараются жить более чисто, хотя видят, что жены к тому не расположены. Таким образом, мужья полагают, что жены достигли духовного преуспеяния и не желают телесного. Но здесь есть физическая причина, и женский эгоизм имеет оправдание, как и ревность, которую испытывают более слабые. Жена, видя, что муж хочет жить духовной жизнью, делает над собой усилия, желая его опередить.

Большое значение имеет то, насколько похожи оба супруга по физическому сложению. Когда один слабый и кроткий, а другой очень живой, надо, чтобы более сильный приносил себя в жертву более болезненному. И постепенно болезненный с его помощью становится здоровым, а когда оба здоровы, они могут продвигаться вперед. Как я говорил вначале, и для освящения женатых требуется подвиг, тщание и рассудительность. Полагаю, что неправильно жениться только для того, чтобы есть, спать и иметь плотские удовольствия, ибо все это — плотское, а человек — не только плоть, но и дух. Плоть должна помогать освящению души, а не разорять душу. Бог знает подвиг каждого и силу, которую Он дал, и спрашивает соответственно. Христос и Пречистая с вами.

Старец Паисий СВЯТОГОРЕЦ (†1994)