Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Василий родился в 1856 г. в семье зажиточного казака Филиппа Ткаченко. Когда мальчику исполнилось девять лет, он тяжело заболел: его мучили ревматические боли, на руках и ногах образовались незаживающие раны. Никакое лечение не помогало, и Василий был приговорен докторами к смерти. Но, промучившись десять лет, неожиданно для всех он выздоровел. Вскоре Ткаченко всей семьей переселились из Черниговской губернии в село Надеждинское Ставропольского края. Василию брался за любую работу: пас свиней, служил ямщиком, пахал землю. Когда ему исполнился 21 год, его женили, но семейная жизнь не сложилась. И в 1884 году Василий нанимается гуртовщиком к купцу Маслянкину. По дороге в Москву он берет расчет, чтобы посетить Киевские пещеры. У святых мощей Василий молится, просит св.угодников направить его на правый путь. Потом пешком добирается до Петербурга, где посещает архимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря Иону и просит принять его на послушание. Так он становится духовным сыном настоятеля и его келейником. Несет послушание портного и кучера. Спустя годы болезнь и желание построить церковь в родном селе заставили его отказаться от монастырской жизни.
Через земляков-казаков Ткаченко поступил на службу в лейб-гвардии Егерский полк, в роту Его Императорского Величества. Но воинская служба продолжалась всего несколько месяцев; Василий заболел и был отправлен в госпиталь. Выздоровев, он уволился из рядов русской армии.
Странничество
Когда Василию исполнилось 40 лет, снова с неудержимой силой возгорелось в нем желание послужить Богу, стать странником, собирателем на построение храма в селе Надеждинском. В монашеской рясе, всегда босой - будь то снежная вьюга или трескучий мороз, с непокрытой головой, странник Василий смиренной поступью со словами молитвы проходит без устали сотни верст по Святой Руси, довольствуясь кусом черного хлеба и ковшом воды, ночуя, где Бог пошлет. В руках он держит посох с крестом на верху. Крепость духа оказывается сильнее телесной немощи. Малограмотный, он умеет говорить о Боге и любви друг к другу, и его простые искренние слова проникают в сердца людей.
Однажды в Петрозаводске накануне праздника св.апп.Петра и Павла, после всенощной подходит к нему женщина и приглашает к себе в дом. Там Василий познакомился с 64-летним главой семейства, истощенным пьянством, 38 лет не ходившим в церковь. Странник долго беседовал с ним, и на другой же день этот закоренелый грешник пошел в церковь, исповедовался и причастился. Таких случаев было много. В своем селе странник Василий построил странноприимный дом, где безприютные и нуждающиеся получали ночлег и пищу. Сам берущий милостыню, он раздавал ее щедрой рукой, твердо держась завета Христова, чтобы левая рука не знала, что делает правая.
На постройку церкви в селе Надеждинском в 1903 году от Василия получено денег, строительных материалов и церковной утвари на сумму 9970 рублей. А по смете требовалось 48000 рублей.
Испытания
Чтобы спасти Своего раба от гибельного самомнения и гордости, Господь посылает Василию испытание. На четвертую зиму босого хождения, на масляной, он отморозил ноги. Боль в отмороженных членах была так люта, что пришлось лечь в больницу. Однако Василий отказался от обычного лечения, предпочитая церковные средства: мазал ноги святым елеем от лампад и мощей; по желанию больного его соборовали три иеромонаха. Наконец, не долечившись и не обуваясь, Василий ушел из больницы в гостиницу. Язвы и трещины были настолько глубокими, что на снегу за ним оставались кровавые следы. Он пролежал до Страстной недели, с ног сошли ногти и вся кожа. Но дольше болеть было нельзя - нужно было идти в церковь, и Василий встал.
И всегда Василий смиренно молился за обидчиков и гонителей своих. Однажды посох, с которым странник обошел всю Россию, дошел до Палестины и Гроба Господня, отобрали полицейские. Василий ищет управу на произвол и находит защиту, получив такое уведомление: "По приказанию Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора объявляется проживающему в г.Петергофе по Зверинской ул., запасному рядовому Василию Ткаченко, что во исполнение высочайшей резолюции, полученной на всеподданнейшем прошении Ткаченко о возвращении ему отобранного у него киевской полицией посоха с наконечником в виде копья и с маленьким крестом вверху, - посох этот вместе с сим препровожден господину Петергофскому полицмейстеру для вручения по принадлежности Ткаченку".
В поддержку государя
В 1903 году проходила канонизация прп.Серафима Саровского. Состоялась она по настоянию Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны, вопреки возражениям обер-прокурора Синода Победоносцева и других иерархов. Многих мучали искушения. И здесь в поддержку императора выступили такие люди, как о.Леонид Чичагов, будущий митрополит Петроградский Серафим и известный купец Василий Николаевич Муравьев, будущий иеросхимонах Серафим Вырицкий (ныне оба причислены к лику святых Русской Православной Церкви). В одном ряду с этими прославленными подвижниками стоял и странник Василий. Своим проникновенным словом он также способствовал канонизации Серафима Саровского.
Позже через Московскую синодальную контору в Саровскую пустынь к раке святых мощей прп.Серафима Василий отправил сооруженную им серебряную семисветильную лампаду в виде паникадила, "весом 7,2 кг, раззолоченную по оригинальному рисунку, стоимостью 1200 рублей". Этот нищий-безсребренник дарил Богу и Церкви такие подарки, на которые не способны многие сегодняшние предприниматели, доказав, что истинное богатство - это способность жертвовать, а не иметь. Его подвиг важен и в наше время, которое превозносит бездуховный материальный достаток как вершину человеческих мечтаний.
Последний раз видели его в нашем городе в 1918 году… Вечная память светлому имени подвижника! Да не забудут его благодарные потомки и да помянет он в своих молитвах и нас грешных.
Анатолий МЕДВЕДЕВ
"Ведомости Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря"