Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Иван ИЛЬИН († 1954)

АКСИОМЫ

Человеческая жизнь имеет свои сокровенные огни, о которых нерелигиозный человек ничего не знает, но по которым религиозный человек правит свой путь. Все в жизни и говорит и зовет и учит; все подает знак, все знаменует о более глубоком и высоком; все - значительно. Искусство жизни, очищения, роста и умудрения состоит в умении расшифровывать все эти, посылаемые каждому из нас Божии иероглифы и созерцать их верный и чудный смысл; усваивать его мудрость, постигая каждое событие и явление своей жизни, как личное обращение Бога к человеку.

Зачем эта встреча состоялась в моей жизни? Для чего был послан мне этот случай? К чему ведет меня это событие? Каждый из нас призван к тому, чтобы самостоятельно отвечать на соответствующие вопросы жизни, превращая свое жизнесозерцание и миросозерцание в Богосозерцание. Например, чему учит меня безсонница? Она дает мне одиночество; а к Богу можно прийти только оставшись с Ним наедине. Она открывает мне мою безпомощность; а ее необходимо испытать всякому, чтобы узнать, откуда может прийти истинная помощь. Она заставляет меня испытать, что есть тайна и благословение сна; а тайна и благословение суть пути, ведущие к Богу.

Что значит скука, переходящая в тоску и безысходное томление? Мне все не мило, я ничего не люблю. Словно иссякла во мне сила любви, дар видения, способность радования. Мир ли оскудел со своим богатством? Нет, это я оскудел. Это означает, что счастье наше - в любви, и что тоска - от ее угасания. Не потому ли она угасла во мне, что я любил недостойное? Значит необходимо искусство любви, верный выбор предмета, любовь из главного (она не иссякает!), любовь к главному (она не разочаровывает!). И если сейчас нет во мне всего этого, то я терпеливо пережду мою тоску и попытаюсь пробудить мою любовь состраданием и добротой.

Такому исканию смысла и нахождению света и огня, такому измерению всего критериями духа, такому поставлению всего в Божий луч - каждый человек должен научиться сам в своем одиноко очищающемся сердце. Мы окружены тайной - до рождения и в самом рождении, в течение всей жизни, в смерти и после смерти. Кто не испытывает этой тайны, не видит ее, тот слеп умом, скуден сердцем и мертв воображением. Привыкая созерцать сердцем живую тайну мира, человек возвращается к себе с чувством своего безсилия и своей малости. Вначале это может показаться ему неприятным и тягостным. Многие на этом останавливаются, чтобы не испытывать своего "ничтожества", ибо тщеславие их не терпит унижений, гордость их запирает им пути к Богу. Но те, у кого дух уже окреп и у кого потребность в совершенстве вышла за пределы личного самолюбия, привыкают созерцать величие, не оскорбляясь, не испытывая унижения; они смиряются душою и именно вследствие этого начинают духовно расти. И уже скоро они начинают замечать, что духовное созерцание Бога и художественно созданного Им мира дает им новые, неожиданные силы и возносит их на новую, неиспытанную дотоле высоту. Тогда они начинают понимать великое значение смирения: оно есть дверь, ведущая к подлинной религиозности.