Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РАДОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

Икона «Покров Богоматери». Начало XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва"Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести (т.е. по-русски - возвестило) всей Вселенней, из Тебе бо возсия (т.е. воссияло) Солнце Правды - Христос Бог наш, и, разрушив клятву (т.е. проклятие за грехи), даде (преподало) благословение, и, упразднив смерть, дарова (даровало) нам Живот вечный".

Если мы вслушаемся в эти слова - тропаря Праздника Рождества Пресвятой Богородицы, - то мы явственно можем узнать целые выражения и словесные обороты из песнопений самых главных наших праздников, посвященных, конечно, Господу нашему Иисусу Христу: праздников Рождества Христова и Пасхи Его славного Воскресения. В самом деле "Солнцем правды", которое "возсия (воссияло) мирови (миру)", именуется Христос, родившийся от Пресвятой Девы в Вифлееме. Да и сам тропарь, вспомним, начинается точно так же: "Рождество Твое, Христе Боже наш..." И в то же время победа над смертью, ее упразднение, дар Живота (Жизни) вечного, как об этом говорится в нынешнем богородичном тропаре, - все это предмет ликования в день Пасхи Христовой. Ведь именно Он, и только Он - Сын Божий воплотившийся - есть победитель смерти, Жизнодавец и Спаситель.

И вот все подобные хвалы и величания, которые подобают Господу и Спасителю, в нынешний великий праздник Рождества Богородицы, как и в следующий праздник Ее Покрова, и в дни многих других праздников, посвященных Ей, - мы обращаем к Ней, как Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

И вот здесь как раз и приоткрывается нам подлинный смысл почитания, воссылаемого к Пресвятой Богородице в Православной Церкви. Ведь мы твердо и несомненно исповедуем вслед за Священным Преданием, что Ее рождение стало радостью не только для Ее благочестивых, но долгое время бездетных родителей Иоакима и Анны, но для всей Вселенной - всего человечества и всего творения. Конечно, вопрошающий, ищущий смысла человек, вправе удивиться этому, как и тому, каким же образом вселенская радость, случившаяся когда-то, имеет отношение к каждому человеку, в том числе и верующему и молящемуся сегодня.

И оказывается, вселенское значение этой радости - не есть лишь красивые слова или поэтическое преувеличение. Чтобы в какой-то мере оценить всечеловеческий масштаб этого события, нужно понять, в каких долгих, трудных поисках и ожиданиях томилось человечество на путях своей истории, или, что, наверное, еще более актуально, как каждый человек в отдельности в той или иной мере испытывает жажду познания истинного Бога и встречи с Ним:

"Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной" (Пс. 62, 2).

События Священной истории, с одной стороны, касались конкретных людей, живших когда-то давно и где-то далеко отсюда, но в то же время они являются вехами, поворотными знаками, указателями истории всего мироздания перед лицом Божиим с того момента, когда это мироздание вышло из животворящих рук Божиих. Человек выскользнул из этих рук и стал блуждать своими путями, но при этом Бог ни на минуту не спускал с него Своего взгляда и пристальным образом взирал на человека, чтобы привести его к преображенному, славному состоянию, когда Бог вновь станет солнцем созданного Им мира. Такими поворотными событиями в Священной истории могли быть даже такие, что кажутся на первый взгляд глубоко личными переживаниями - такие, как, например, видение ветхозаветным праотцем Иаковом во сне лестницы, по которой между небом и землей восходили и нисходили ангелы. Ветхозаветный рассказ об этом удивительном сновидении (Быт. 28, 10-17) читается в Православной Церкви на Всенощном бдении во время каждого Богородичного праздника. Сон Иакова - символ человеческой жажды обрести единство со своим Богом, воссоединиться с небом, будучи на земле, и в то же время пророчество о том, что жажда будет утолена и человек узрит "небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин. 1, 51).

И вот, наконец, эта жажда утоляется - утоляется самым достойным и превосходящим все мыслимые надежды образом: Бог приходит в мир. И самое удивительное, что достойно и ответственно в этой встрече ведет себя не только Бог, Который есть бездна премудрости и благости, но и человек в своих лучших качествах - в смирении и безграничном доверии: Пресвятая Дева Мария. Вот почему радость сияет не только лишь тогда, когда рождается Богомладенец Христос, а уже тогда, когда свой первый вздох в мире сем сделала Та, Которой по собственной воле и в результате ответственного согласия предстояло стать Утробой Божественного воплощения. Она - Та Самая, Кого прообразовала лествица, виденная Иаковом во сне.

Вся предшествовавшая Священная история - постепенная подготовка к радостной встрече Бога с человеком в Новом Завете. Это можно сравнить с тем, как издалека постепенно усиливается звук приближающегося оркестра, двигающегося по соседней улице, пока, наконец, из-за поворота не выходит он весь в полном составе и музыка уже звучит на порядок мощнее, громче и внятнее.

Вот таким поворотным событием, когда фанфары о приближении Спасителя становятся на порядок громче, является Рождество Богородицы. Неслучайно этот праздник - первый из двенадцати великих православных праздников в церковном году, начинающемся, как известно, с сентября. Это действительно первое событие, относящееся к новозаветной истории, хотя о нем мы знаем не из Евангелия, а из Священного Предания, бережного хранимого Церковью с глубокой древности, когда оно было записано в так называемом Протоевангелии Иакова, не вошедшем в канон Нового Завета. Подлинность этого предания проверяется и подтверждается не какими-либо археологическими или иными критическими исследованиями, а полным, необыкновенно точным соответствием апостольскому духу и смыслу, который свойствен Священному Писанию в целом и, прежде всего, Евангелию, и особенно тому немногому, где в Евангелии все-таки говорится о Пресвятой Деве Марии.

Благодаря Священному Преданию история Нового Завета разворачивается перед нами не только в своей стремительности, но и в своей постепенности, которая дает нам возможность лучше прочувствовать и понять ее необыкновенную оптимистичность и спасительность. После Рождества Богородицы, согласно Преданию, были и другие события в жизни Марии, также торжественно празднуемые в Церкви: Введение Ее, трехлетней Отроковицы, во Храм. Дальше уже подключается Евангелие, где говорится о Благовещении Пресвятой Богородицы, и, наконец, о Рождестве Самого Господа Иисуса Христа. После окончания евангельской истории - Воскресения и Вознесения Господа на небо, Пятидесятницы, - опять вступает в силу Предание, подробно повествуя нам об Успении Божией Матери, а также обо всем том, что происходило с Церковью на всех путях ее истории. Эти пути так же, как пути Ветхого Завета к Боговоплощению, отмечены различными выдающимися вехами. И здесь то же желание человека видеть себя в единстве с Богом, в общении с Ним. И кто, как не Богородица, может, как в день Благовещения или Своего Успения, одновременно быть близко и к Богу, и к человеку - так близко, что "побеждаются естества уставы" и "живот (жизнь) предобручает смерть" (из канона праздника Успения)?! "Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог" и "Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо", - так об этой связи неба с землей говорится в Акафисте Пресвятой Богородице.

Неудивительно, что Священное Предание постоянно пополнялось и пополняется новыми и новыми свидетельствами нашего молитвенного общения с Богом и Его святыми, а наипаче - с Его Пречистой Матерью. Так, среди великих праздников в честь Божией Матери, что возникли в Церкви сравнительно долгое время спустя после евангельских событий, - праздник Покрова Богородицы. Своим происхождением он обязан чудному видению, которое предстало пред очами блаженного диакона Андрея во Влахернском храме в Византии в первой половине X в.: Пресвятая Богородица держала в руках Свой омофор - покрывало, которым обычно женщины покрывали свою голову, - распростерши его над всем народом, молившимся в Храме. Видение было наполнено таким глубоким смыслом, что осталось в памяти церковного народа в веках, получив особенное распространение у нас в России. Здесь мы вновь видим, как в Богородице находятся в необыкновенно гармоничном сочетании две одинаково дорогие для православных христиан истины: все Ее внимание и все Ее существо были готовы к слушанию и принятию Слова Божия, но также Ее внимание и Ее чуткая безсмертная душа обращены к человеческому роду, от имени Которого Она изрекла когда-то: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38). Она Сама предстоит перед Богом в молитве, а Своим покровом, распростертым над родом людским, приглашает всех и каждого также приобщиться этого предстояния: "Дева днесь предстоит в Церкви и за ны невидимо молится Богу..." (кондак праздника Покрова Божией Матери).

Всякого, кто с верой и любовью принимает над собой Покров Пресвятой Богородицы, непременно посетит и надежда, что Бог, богатый в Своей милости и Своем человеколюбии, обратит и к нему Свою спасительную благодать. Аминь.

Протоиерей Александр СОРОКИН