Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Сыны Отечества

ОХРАНИТЕЛЬ НАРОДНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Консерватизм (от лат. conservare - охранять, сохранять) в первую очередь сохраняет традиции и ценности, освященные авторитетом предков, обезпечивающие органичное и нравственное развитие общества. Поэтому одной из важнейших ценностей для консерватизма является религия, а революции и радикальные реформы он не приемлет. Русский консерватизм опирается на Православие.

Консерватизм исходит из естественного неравенства людей, из того, что люди не равны ни по биологическим параметрам, ни по уму, ни по нравственному облику и т. д. Действительность в восприятии консерватора предстает как "цветущая иерархическая сложность". Для консерватизма свойственно сдержанное отношение к человеческому разуму, неприятие его гордыни.

Русский консерватизм возник как реакция на озападнивание России и угрозу революции. Наша статья посвящена Михаилу Леонтьевичу МАГНИЦКОМУ - одному из первых русских консерваторов.

Магницкий родился 23 апреля 1778 года в небогатой дворянской семье, связанной родственными узами с создателем первого русского учебника арифметики Л.Ф. Магницким. Свою карьеру он начал с воинской службы, работал в русском посольстве в Вене.

Возвратившись из-за границы, сблизился со М.М. Сперанским, одним из наиболее выдающихся либералов-реформаторов того времени. Сперанский ввел его в масонскую ложу "Северная звезда". В 1810 году Магницкого приблизил к себе Александр I. Однако через два года Михаил Леонтьевич был объявлен государственным преступником. Причиной его ареста и ссылки явилось падение Сперанского, которого обвинили в "намерении ниспровергнуть существующий порядок" и других государственных преступлениях.

Магницкий был отправлен в Вологду, где провел четыре года под надзором полиции. В письмах, адресованных Александру I, он взывал к милосердию императора. Письма эти достигли цели и в 1816 году он получил назначение на должность воронежского, а затем симбирского вице-губернатора.

В Симбирске Магницкий приобрел репутацию распорядительного администратора, который деятельно и энергично защищал местных крестьян от насилия и злоупотреблений помещиков. Здесь он пережил духовный перелом, заставивший его пересмотреть прежние либеральные убеждения и стать консерватором. Изменения в убеждениях и поведении Магницкого привели к разрыву со Сперанским.

Благодаря покровительству Голицына Магницкий стал членом главного правления училищ при министерстве духовных дел и народного просвещения. Михаил Леонтьевич был убежден в том, что необходимо "создать новую науку и новое искусство, вполне проникнутые духом Христовым, взамен ложной науки, возникшей под влиянием язычества и безверия".

В 1819 г. Магницкому поручили провести ревизию Казанского университета. Магницкий был поражен тем, что обнаружил в числе его почетных членов одного из участников Парижского Конвента, аббата Грегоара, подписавшего смертный приговор Людовику XVI, который в самой Франции числился среди цареубийц, не допускавшихся ни к каким должностям. Запущенными оказались и хозяйственные дела университета. Большая часть профессоров не пользовалась уважением студентов. Для радикального преобразования университета Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа.

Главной целью университетского образования Михаил Леонтьевич объявил воспитание "верных сынов Православной Церкви, верных подданных Государю, добрых и полезных граждан Отечеству". В основе преподавания всех наук "должен быть один дух Святого Евангелия".

В преподавании философии основополагающим становился принцип: "все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь, и без всякой пощады должно быть отвергаемо". Преподавание политического права должно было показать, что "правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом". Профессора физики, естественной истории и астрономии должны были доказывать, что "обширное царство природы... есть только слабый отпечаток того высшего порядка, которому, после кратковременной жизни, мы предопределены". В лекциях по словесности на первом плане должна быть Библия, разбор "красот языка славянского", а также "образцовых творений" Ломоносова, Державина, Богдановича и Хемницера, с тем чтобы отвергать все, что "введено в язык произволом и смелостью" как "неклассическое и недостойное подражания". Образцом слога, по предложению попечителя, служили некоторое время Четьи-Минеи. В курсе истории профессор обязан прежде всего проследить роль христианства и христианской Церкви.

Свои итоговые взгляды на основные принципы образования и воспитания Магницкий выразил в "Записке о народном воспитании", которую отправил в 1823 г. Александру I. Автор предлагал царю проект создания целостной системы "народного воспитания", которой, по его словам, покуда еще нет ни в одном из существующих христианских государств: "самоважнейшая часть управления как бы брошена везде на произвол исполнителей и ежели получила некоторое устройство, то как бы случайно и от обстоятельств". Напротив же, "люди злонамеренные" (Талейран, Наполеон) целенаправленно "занялись составлением полной системы народного воспитания". Это привело к тому, что "большая часть лучших учителей", которые должны учить наследника престола, "заражены опаснейшими началами неверия, идей возмутительных…". В качестве "основного начала" народного воспитания Магницкий называл Православие.

В 1823 году Магницкий отсылает царю "Мнение русского дворянина о гражданском уложении для России". Тогдашнее российское законодательство не устраивало Магницкого потому, что было результатом заимствования западноевропейского юридического опыта. Последний же, считал он, возник на основе чуждых начал: языческого римского права и церковного католического права, а потому был неприменим к русским условиям. Магницкий предлагал взять за основу нового уложения "византийское право". Ибо оно одно есть истинное наследие наше после Греческой империи" и развивалось в России в течение нескольких веков, вплоть до Соборного уложения царя Алексея Михайловича.

Но для внедрения замыслов Магницкого, предполагавших максимальное внедрение религиозных принципов во все основные сферы жизни, не имелось ни интеллектуальной базы, ни соответствующих кадров. Магницкий лихорадочно пытался обогнать время в попытках противостоять надвигающемуся всемирному революционному урагану. Он был одним из тех, кто чувствовал приближение новых "темных веков", тех опасностей, которые несла миру эпоха Просвещения, и пытался выработать против них своего рода консервативное "противоядие".

До конца своей жизни Магницкий пребывал на позициях "воинствующего" Православия. Бывший вольнодумец Магницкий свою жизнь закончил глубоко верующим человеком. 21 ноября 1844 г. Магницкий скончался от воспаления легких и был похоронен на Первом христианском кладбище Одессы.

Аркадий МИНАКОВ, кандидат исторических наук, г.Воронеж