Главная   Редакция    Помочь газете

Высокопреосвященнейшего
Митрополита
Иоанна (Снычёва)

НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

К оглавлению номера

Пути паломника

МОЛИТВА НА ОСТРОВЕ

Поводом к моему рассказу послужила статья р.Б. Аркадия "Желанный остров" ("Правило веры" №12) о путешествии к храму Святителя Николая, что находится на одном из островов северной Карелии. Автор не смог точно указать название озера и острова, но благодаря подробностям и впечатлению, которое произвело на него это святое место, я узнал его, поскольку был там совсем недавно.

Этот храм построен в 1605 году на острове Троица посреди таежного озера Муезеро. Его название происходит от слова "муе", так в тех местах называли рыбу ряпушку. Муезеро располагается в 70 км на запад от г.Беломорска.

Мы с семьей уже давно собирались на этот остров, прослышав о красоте тех мест, но их удаленность и отсутствие попутчиков откладывало поездку. Поводом для нее в этом году послужило то, что духовного наставника нашей семьи отца Нила благословил на поездку туда архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

Долгое время на острове существовал Муезерский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Его основателем был преподобный Кассиан Муезерский, прославленный в XVII веке.

Отец Иоанн, наместник заонежского Муромского монастыря, рассказал нам, что прп.Кассиан был пострижеником Соловецкого монастыря и, по преданию, приплыл на Муезеро с Соловков на большой гранитной плите. Отец Иоанн показал нам фотографию, сделанную им на острове три года назад. На ней место, где у основания часовни Спаса Нерукотворного находится плита, на которой приплыл преподобный Кассиан, оказалось засвеченным.

Наше путешествие в этот край началось от Благовещенского монастыря Новомучеников и исповедников Российских в Кеми. За день мы добрались до него на машине из Петербурга. Отец Нил уже ждал нас там. Помолившись в монастыре у иконы Святителя Николая, мы отправились в путь. Немного переживали: места-то глухие, таежные. Кроме того, братия монастыря рассказала нам о том, как они несколько раз неудачно пытались туда добраться. Один раз зимой, когда у машины заглох двигатель, они чуть не замерзли в пути. "Преподобный Кассиан очень берегет это место", - сказали нам в монастыре.

Первые тридцать километров от поворота с трассы прошли легко. Начали искать ориентиры, которые нам дали монахи в Кеми. Несколько раз сворачивали не туда: озеро, просека, высокая сосновая роща, - вроде все совпадает, а попадаем не туда. Возвращались на основную дорогу и снова искали нужный съезд в лес. В результате оставшиеся 70 км мы ехали пять часов. Несколько раз взбирались на сопки, смотрели в подзорную трубу, мечтая увидеть озеро с островом и деревню на западной его стороне. И вот к вечеру мы наконец-то увидели, а точнее сказать, почувствовали, Муезеро и ту лесную отворотку, которая приведет нас на самый его берег. Надо сказать, что Господь не оставлял нас ни на минуту в этот день. Видно, сильно молились за нас наши друзья, знающие о нашей поездке, друзья отца Нила в Мукромском монастыре, а еще в Зеленецком монастыре под Волховом. Когда от жары и усталости мы были близки к отчаянью, Господь послал нам лесовоз с водителем. Он ехал как раз в деревню Ушково на Муезере. Шофер рассказал, где сворачивать к озеру. Поведал он и о том, как в 1976 году реставрировали храм Николая Чудотворца. Жили реставраторы в часовне Спаса Нерукотворного и сильно пили. На гранитной плите, связанной с памятью прп.Кассиана, они выпрямляли гвозди, что-то рубили, а потом разожгли на ней сильный костер, от которого плита раскололась на несколько частей… В ту ночь несколько реставраторов сошли с ума. Приплыв в деревню, они "с выпученными глазами махали руками и с жутким страхом ушли куда-то". Беда еще и в том, что с этими горе-реставраторами исчез и один кусок плиты с отпечатком стопы, наверное, прп.Кассиана, но водитель уверял, что Ангела. Позже мы услышали этот рассказ еще раз от рыбака, живущего в Ушково.

…Вот и найден съезд к озеру, резиновая лодка накачена и можно отправляться на остров, до которого от берега около километра. С лодкой нам не повезло. Крепкая на вид, посреди озера она вдруг начала резко спускать по шву. Пришлось ее постоянно подкачивать. На остров мы прибыли в два рейса: сначала я перевез отца Нила и дочку, потом вернулся за супругой.

Первое, что поразило на острове, это необычайная тишина. До этого нас везде сопровождал неуловимый шум тайги: голоса птиц, зверей, шум листвы, гул ветра. Здесь не было ни звука. Полная тишина. Там, где мы причалили, начиналось старообрядческое кладбище. На могилах - кресты-голубцы. Это резные столбики с двускатной кровелькой, под которой старообрядцы устанавливали медную иконку с ликом святого - покровителя умершего человека. Мы нашли захоронения от 1859 года до современных. Увы, теперь под кровельку прикрепляют фотографию…

Часовенка с мощами прп. Кассиана оказалась крохотной и простой - обычный сруб три на три метра под двускатной кровлей. Здесь под спудом находятся мощи прп.Кассиана. Сохранилась деревянная рака простой, хочется сказать, аскетичной формы… Когда готовился к поездке, казалось, что будет страшно: уж больно глухое это место. Но страха не было. Было глубокое благоговение и тихая радость на душе. Особенно у раки преподобного.

Неподалеку в лапнике старых елей притаилась построенная в 1672 году часовенка Спаса Нерукотворного Образа с поклонными крестами. У самого входа лежал гладкий осколок соловецкой плиты прп. Кассиана, который и засветил пленку о.Иоанна. Такой же осколок лежал в корнях елей. Зашли в часовню. Поклонные кресты поразили своими размерами: около четырех метров. "Да Воскреснет Бог и разыдятся врази его", - прочитали мы надпись на кресте.

Вышли из часовни, нетерпение увидеть Никольский храм торопило нас. Вот и он, совсем рядом стоит на залитой вечерним солнцем поляне. Со всех сторон обступают его высокие березы и ели, тонкие стволы подлеска окружили сруб, словно просятся в храм, хотят зайти под его благословенные своды. Сейчас макушки старого леса стали значительно выше самого храма, поэтому и не стало его видно ни с берега, ни с ближайших сопок. А ведь раньше он был ориентиром для таежных охотников и рыболовов.

От основания алтаря Никольского храма начинается большая поляна, на южной стороне которой, наверное, стоял главный храм монастыря - Троицкий, от которого остался едва заметный фундамент да груда кирпичей от печки. Неподалеку под высокой березой сохранился старый монастырский колодец, выложенный из огромных гранитных валунов.

Когда волнение от знакомства с древней святыней улеглось, стали готовиться к службе. В часовне прп. Кассиана отслужили молебен. Несмотря на длинный и трудный день, молитва лилась легко и свободно, тишина помогала сосредоточиться. В часовне Спаса Нерукотворного отслужили панихиду, в храме прочитали акафист свт.Николаю Мирликийскому. Затем пошли крестным ходом по острову. Окропили храм и часовни святой водой. Чувство радости и любви переполняло нас, усталости от прожитого дня не было.

Шесть часов на острове пролетели незаметно, пора было собираться в обратный путь. И снова два рейса через озеро, 150 километров до Кеми, зайцы, бегущие в свете фар по лесной дороге, радость от преодоления собственной немощи, молитвенное умиление от прикосновения к святыне. При переправе через озеро пошел теплый летний дождь. Вторя дождю, со стороны острова подул в спину теплый ветер, будто желая помочь уставшему суденышку быстрее добраться до берега.

22 августа - Собор Соловецких святых, один из которых - преподобный Кассиан. Может, после этого рассказа, когда будете в этот день петь величание соловецким святым, вам станет ближе еще один русский подвижник - прп. Кассиан Муезерский. Отче Кассиане, моли Бога о нас!