Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВОЙ ИЕРУСАЛИМ

протоиерей Алексий КОРОВИНВырица - место паломничества не только петербуржцев, но богомольцев со всей Руси и даже мира. Когда побывала там в последний раз, у Казанской церкви стояли три автобуса: в тот день преподобному старцу Серафиму поклонялись верующие с Украины, из Екатеринбурга и с Подмосковья. Всем нам знаком настоятель этой вырицкой церкви - протоиерей Алексий КОРОВИН. Думаем, вас заинтересует разговор с известным пастырем и его рассказ о себе:

- Ловко ли говорить о себе, что я - раб неключимый… Да, у меня была верующая мама, благодаря ей получил православное воспитание. Она очень хорошо знала церковный устав, пение. И читать по-церковнославянски я научился раньше, чем по-русски. Как говорится, с материнским молоком воспринял веру. Очень благодарен Господу, что так сложилась моя жизнь.

- А как Господь положил вам на сердце мысль стать священнослужителем?

- Много разных обстоятельств. Детство мое прошло на реке Каме. Церквей поблизости не было, надо было идти пешком за двадцать километров в село Перевозное, или плыть на пароходе тридцать пять километров до Сарапула, или добираться на попутке в Ижевск. Но это было не в тягость, мне даже нравилась дорога, разнообразие. В Перевозное мы ходили поклониться старым иконам. Там был дивный священник отец Феодор Красильников. Был он и строгим человеком, и, в то же время, любвеобильным. Побудешь возле него, послушаешь, как он молится, посмотришь, как он воздевает руки перед Престолом, и почувствуешь сердцем, что такое вера Христова. Это все запечатлевалось в душе. Даже игра была такая: я снимал со стола клеенку, воображая, что это фелонь, стеклянная чернильница, подвешенная на веревочке, напоминала кадильницу. Было мне лет шесть-семь, когда я ходил по дому и "кадил", очень мне это нравилось. Играл, конечно, и со сверстниками, в футбол, в лапту, но понимания и духовной близости с ними не было. Они росли без Бога, жалко их было, конечно.

Однажды в шестнадцать лет, будучи учеником электромонтера, я получил травму глаза и должен был проходить лечение в ижевской больнице. Благодаря этому мне впервые удалось побывать на всех богослужениях Страстной и Светлой седмицы. В то время послужить в Троицком соборе г.Ижевска приехали московские семинаристы. Были они такие ладные, аккуратные, имели какую-то особую выправку, любо-дорого смотреть. Тогда впервые что-то сдвинулось в моей душе. Я подумал: может, и я мог бы стать похожим на них?.. Через некоторое время архиепископ Ювеналий (Кирин;† 1958) благословил меня готовиться к поступлению в семинарию. Я был пономарем, алтарником, чтецом в Троицком соборе. Владыка дал мне рекомендательное письмо в Ленинградскую Духовную семинарию. В том, 1958 году, был большой конкурс, но я поступил. Со второго курса был призван в армию на три года. Отслужил и продолжил учебу.

По милости Божией у меня шло все так хорошо, так гладко, что нужно денно и нощно Бога благодарить за все Его милости ко мне, грешному.

- Были ли в вашей жизни встречи с людьми праведными, святыми?

- Много моей душе дало общение с владыкой Ювеналием (в схиме Иоанном). Думаю, недалек тот день, когда его прославят во святых. Ижевской епархией уже собираются документы на канонизацию.

Мне посчастливилось встретить многих людей святой, праведной жизни. Вразумил бы Господь от них научиться, чтобы это общение принесло плод. Не сразу, и, видимо, не всем это удается, у меня как-то медленно это происходит.

После окончания 1 класса семинарии в 1959 году со своим одноклассником, теперь питерским священником митрофорным протоиереем Петром Бо'рисом мы поехали к нему на родину близ Почаева. Побывали в Иоанно-Богословском Крещатицком мужском монастыре, где тогда подвизался прп. Кукша (Величко) Одесский. Зашли в келью к старцу с намерением получить благословение, побыть часок-другой и вернуться обратно. А старец задержал нас на целых пять дней. Рядом с его кельей был небольшой храмик, где он молился, давал наставления. Когда мы уехали, я вскоре позабыл его наставления, память у меня неважная. Но вот что интересно. Когда я попадал в трудную ситуацию и не знал, как поступить, то спрашивал себя: какое бы благословение дал по этому вопросу отец Кукша? И вспоминал, что старец об этом говорил. Так приходило решение, как поступать.

Но я никогда не был одержим погоней за старцами, во что, к сожалению, сейчас многие впадают. Лишь просил: "Отче, помолитесь, чтобы Господь не лишил меня рассудка, чтобы иметь равновесие духовное". Вынужден наблюдать, как в последнее время многие приезжают в Вырицу и интересуются, что старец Серафим говорил по тому или иному вопросу. Приходится отвечать: не надо этого искать, когда у старца бываете, просите его молитв, чтобы он вздохнул о спасении вашей души. Больше ничего не ищите. Не надо искушать ни Господа, ни старца, никого. Старайтесь исполнять закон Христов и правила матери-Церкви.

Теперь не удается совершать дальние паломничества, но многие приезжают к нам. В Вырице недавно побывал хранитель Гроба Господня отец Пантелеимон. Мы общались через переводчика, но не почувствовали, что говорим на разных языках. Переводчик спросил меня: "Хотите в Иерусалим поехать"? А отец Пантелеимон ответил: "Зачем ему ехать в Иерусалим, у него здесь Иерусалим".

И на самом деле, в молодости у меня была мечта где-то побывать, а со временем она не то что исчезла, нет, желание такое есть, но понял, что оно трудноисполнимо. А теперь как-то и желание уменьшилось, очень многие там бывают, рассказывают и кажется, будто вместе с ними прошел по горячим иерусалимским камням… Тем более, какие люди рассказывают - вот матушка Георгия, настоятельница Горненского монастыря, была недавно. Так что особой нужды стремиться попасть во что бы то ни стало нет. Если это надо, Господь устроит, а нет, так не скорблю. Потому что здесь, возле батюшки Серафима, всегда было особое благодатное место, а сейчас это больше и больше ощущается. Самые разные люди едут отовсюду: и бесноватые бывают, и очень благочестивые люди, и архиереи, и священники, и миряне.

- Вы прожили большую жизнь, повидали немало горя, выпавшего на долю России. Верующему человеку свойственно угадывать за канвой внешних событий их внутренний смысл. В чем вам видится духовный смысл исторических событий, протекавших на ваших глазах?

- Легких времен не бывает. Испытания, искушения сопутствуют человеку всегда. Тот, кто все-таки должен пойти спасительным путем, видимо, всегда имеет большие трудности. Ведь Царство Небесное дается усилием и предпринимающий усилие получает его. Через трудности и молитва идет, через скорби и испытания приходит все то доброе, что наполняет нашу жизнь. Это неизбежно и сетовать на это никогда не надо. А нужно за все благодарить Господа.

Известно выражение: "Без Православия русский человек - дрянь". Вот и посмотрим. Никто из Африки или из Америки не приехал разрушать Россию. Нашими руками поломаны, нашими ногами потоптаны святыни, нами самими пролиты реки крови. Мы - потомки тех людей, которые это сотворили на русской земле. Вот и рассчитываемся, законное восприемлем. И только через терпение скорбей, покаяние и принесение достойных плодов этого покаяния мы выправим свое бедственное положение. Ни на что сетовать не следует, надо благодарить, что Господь не забывает нас, а дает возможность в горниле этих испытаний изменить себя, сломить гордыню. Сердиться нам не на кого. Каждый сам на себя должен сердиться, что он утрачивает образ и подобие Божие, утрачивает священные дары, какие всем нам даны.

- Многих наших читателей волнует обретение духовного отца. Посоветуйте, надо ли искать духовника повсюду или следует ходить в ближайший приход к любому священнику?

- Посмотрим, как было раньше. Свой доктор, свой учитель, свой священник. Так и должно быть. Нужно держаться своего прихода. Очень хорошо, что сейчас люди совершают паломничества, поклоняются святыням. Но специально ездить по стране искать духовного отца - это неверно. Нужно довольствоваться тем приходом, который Господь определил, куда вы ходите каждый воскресный день. Там есть священники, все они имеют благодать священства. "Сколько веры, столько и чуда", - сказал свт.Феофан Затворник. Если вы будете искренне раскаиваться пред Господом, то, конечно, получите благодать прощения согрешений и благодать заграждения себя от грехов, будете воздерживаться от них. А если будете искать одного-другого, разделять: этот "благодатный", тот "безблагодатный", к третьему вообще ходить не надо, - это, знаете ли, от лукавого. Такое шатание не приносит никакой пользы человеку. Он уподобляется трости, ветром колеблемой. Конечно, хорошо заручиться молитвами старцев, но если не дается, то, видимо, надо довольствоваться тем, что посылает Господь. И не надо искать каких-то славных имен, а вы так сделайте, чтобы славно стало для вас имя пастыря, возле которого вы находитесь. Молитесь за него, чтобы Господь его вразумил, чтобы вместе едиными усты и единым сердцем прославлять Троицу Пресвятую Единосущную и Нераздельную. Надо веровать в Таинства благодатные, все делать по разуму, а то ведь как часто мы ревнуем не по разуму. Надо над собой работать, а не ждать, что только этот старец скажет, как нам быть, и больше никто. Позвольте, а для чего же дан каждому из нас дар разума? Надо просить у Господа Бога мудрости, чтобы увидеть, как раскрыть свои дарования. А то мы все стремимся переложить свой крест, свою ответственность на священника, а то еще и на Матерь Божию. Говорим: "Матерь Божия управит". Извините, но Она нам не служанка. Мы должны служить Ей. Господь дал нам, кроме священного дара жизни, дар разума, дар свободы духа, талантами наградил для того, чтобы мы исполнили свое служение на земле.

† † †
Последние десять лет мы живем без запретов на веру. Но люди до сих пор не знают основной науки о спасении. Некоторые имеют по два-три диплома, изучили множество наук, а приходят в церковь и не могут лба перекрестить. Сердце их зовет, генетически они восприняли веру, но состояться как православные люди не могут и не хотят. Сейчас в народе говорят: мы устали, надо расслабиться. Как же так? Расслабление лечил Сам Господь Иисус Христос, а мы расслабляемся.

Да что далеко ходить за примерами, когда случается встретить воцерковленного человека, участвующего в Таинствах, но так и не знающего Символ веры…

Бывает и другое. Люди воспринимают на себя бремена неудобоносимые. И говорят: "Не хватает времени приготовить домашним обед, постирать". Спросишь: "А чем ты занимаешься?" - "Так вот, акафист Серафиму Саровскому читаю, потом акафист Иоанну Предтече…" Это очень хорошо, но почему же это совершается за счет прямых обязанностей по отношению к семье? Нам даны утренние и вечерние правила, в продолжении дня можно творить Иисусову молитву и при этом стирать, готовить обед.

Увы, мы часто ищем чего-то необыкновенного, не замечая, что оно внутри нас. Царство Небесное внутри нас есть. Каждый из нас образ и подобие Божие в себе носит. Чтобы образ этот всегда в чистоте содержать, каждый день прочитываем исповедание грехов. Надо не механически их перечислить, а осознать, что на протяжении дня много грешили, вину принять на себя, да загладить ее в очах Божиих. Надо жить проще и не ожидать, что кто-то за нас что-то сделает. Сами должны ежедневно трудиться во славу Божию, воспринимать все с благодарностью.

Дай Бог всем нам идти праведным спасительным путем. Думаю, постепенно все наладится, направится. Но, видите ли, медленно мы запрягаем…

Напоминаем, что добраться до Вырицы можно электричкой с Витебского вокзала СПб. Адрес Казанской церкви: 188040 Ленобласть, Гатчинский р-н, пос.Вырица, пр.Кирова, 49. Тел. (271) 93-233.

Марина МИХАЙЛОВА