Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: "Наказуя, наказа Мя Господь, смерти же не предаде мя" (Пс.117,18). Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Когда Богу угодно, то Он подает здоровье чрез врача, и когда угодно - одним словом (Своим). Продолжительность же и непродолжительность страдания есть также дело провидения Божия. Да не расслабит же враг богоугодного намерения твоего, и да не поколеблет веры твоей в Св.Троицу. Бог посылает болезни иногда в наказание за грехи, иногда для подавления и очищения страстей, иногда в предотвращение грехов, в которые впали бы по безпечности или по превозношению в здравом состоянии, иногда за нерадение, для пробуждения от безпечности о спасении души, иногда для испытания веры, терпения, для уготовления большой награды в будущей жизни. И помните, что "претерпевый до конца, той спасется" (Мф.24,13). Не надобно малодушествовать и роптать: ропот прогневляет Бога и увеличивает тяжесть болезни, а благодарение Бога за вразумление нас болезнию водворяет в нас благодушие, спокойствие и исходатайствует нам великую милость Божию. А о других мы не должны думать, что они подверглись болезни за свои грехи, чтобы не впасть в грех осуждения и уничижения.
Один брат в монастыре аввы Серида близ Газы в Палестине, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил великого старца Варсонофия молиться за него. Св.Варсонофий говорил ему: "Возлюбленный о Господе! Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет он нас от лукавого в Царствие Свое Вечное. И когда, по обыкновению, я начал молить Бога о тебе, Он сказал мне: "Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется чрез телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды". Благодари же Бога, приведшего тебя в такое состояние". Один брат спросил старца, должно ли употреблять врачевание в болезни. Св.Варсонофий отвечал: "Те, которые прибегают к врачам, и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление. А не прибегающие, в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь врачевание, не согрешишь, а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай, что хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет только то, что угодно воле Божией".
Когда кто в опасной болезни, страшась умереть, умоляет Бога продлить еще жизнь с обещанием покаяться, исправиться, то под этим условием Бог избавляет от болезни, дарует еще продолжение жизни. Но если в ком не предвидит исправления, то не избавляет от болезни, посылает смерть, и притом каждому посылает смерть во время самое удобное ему для перехода в вечность, когда он бывает лучше приготовлен к ней, и посылает смерть кому легкую, мирную, а кому жестокую, страшную, смотря по тому, кому какая полезнее для души и для вечной жизни. Когда грешники умирают лютою смертию, то за мученическую кончину получают прощение грехов или облегчение в будущем мучении. А когда праведники подвергаются нечаянной, мученической смерти, то за это им увеличивается награда в будущей жизни. Но по роду постигающей кого-либо болезни и смерти нельзя судить о степени греховности или праведности и богоугодности, чтобы не впасть в грех осуждения. Св.Златоуст говорит: "Если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом; ибо несчастия уготовляют ему светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание или совсем освободить их от оного. Когда видишь, что некоторые насильственным образом окончили жизнь, между тем, как иные, подобно им, или еще хуже грешат, однако остаются невредимы, - не смущайся и не говори: "От чего это согрешающие одинаково не пострадали одинаково?" Бог попускает одному быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему. Или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал для себя большее осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы, наученный казнию первого, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а безпечность их.
Епископ Томский и Семипалатинский Петр (Екатериновский) (†1889)