Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По душам

КУДА УХОДИТ ЛЮБОВЬ?

Одно из самых волнующих и памятных событий в жизни человека - вступление в брак. Это начало новой жизни для двоих. Все хотят быть счастливыми и верят в это. Но проходит иногда совсем немного времени, и то, что казалось незыблемым, становится ненавистным или враждебным. Статистика разводов выглядит устрашающе. И даже расторжение церковного брака становится обычным явлением. Как будто не для нас сказано апостолом Павлом: "Что Бог соединил, то человек да не разлучает". Куда же уходит любовь, о какие скалы разбивается хрупкое человеческое счастье? Каждое поколение по-своему отвечает на этот вечный вопрос. О том, почему терпит крушение венчанный брак в наше время, размышляет иерей Димитрий Галкин, священник Свято-Иоанновского женского монастыря на Карповке.

- Чин венчания является необычайно красивым внешне, и в наше время многие стремятся заключить церковный брак, будучи далеки от самой жизни Церкви. Благодать, которая даруется в этом Таинстве, является глубоко необходимой каждому верующему человеку, каждой семье. Но, к сожалению, как показывает опыт, многие новобрачные оказываются неспособными воспринять и усвоить эту благодать, не могут раскрыться настолько, чтобы стать для нее сосудом.

Какая же благодать даруется в Таинстве венчания? Очень часто ее понимают как некую магическую скрепленность душ. Это совсем не так. Кроме установления определенного душевного родства брачующихся, некой глубинной взаимосвязи на духовном уровне между мужем и женой, в Таинстве венчания даруется, прежде всего, благодать взаимного служения. Не случайно в чине венчания поется тропарь "Святии мученицы…" Так Церковь научает, что брак - это не только радость пребывания друг с другом, это еще и мученичество, и венчание не является гарантией того, что брак будет счастливым. Сама церковная жизнь не обещает человеку на этой земле покоя, мира и благоденствия, но ежедневно в храмах возносятся к Престолу Божьему молитвы об этом.

Порой брак, даже христианский, оказывается весьма несчастливым, потому что все мы немощны и часто оказываемся неспособными подняться до той величины самоотвержения, которая бы позволяла принять мужа или жену такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками.

фото Л.ИвановойВ Таинстве брака даруется благодать взаимного служения друг другу, которая всегда предполагает самоотвержение, самоотказ. И что самое главное, вознаграждение за жертвенность может быть только в Царствии Небесном, а не здесь, на земле. Об этом необходимо помнить каждому вступающему в брак.

Часто приходится слышать справедливое мнение о том, что бывают два вида любви - божественная и демоническая. Они друг от друга очень просто отличаются. Господь Бог говорит: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас". А Он нас возлюбил до Креста, до смерти, до предельного самоотвержения. Эта любовь имеет в своем основании Господа Бога, имеет жертвенное начало и не стремится подчинить другого, втиснуть в рамки собственного представления о нем. Любовь призвана терпеть недостатки, воспринимать человека, какой он есть на самом деле. Такая любовь является подлинной, нерасторжимой, и никакие внешние обстоятельства не способны ее погубить.

А любовь демонического рода - ревнивая, самостная, нетерпимая. Она почти всегда обречена на саморазрушение. Вступающим в брак естественно было бы задуматься о том, какой любовью они любят своего избранника.

- Отец Димитрий, если краеугольным камнем брака является жертва, то значит браки неудавшиеся обнаруживают в человеке неспособность к ней?

- Как правило, да. Конечно, бывают какие-то патологические случаи, когда брак оказывается невозможен даже для человека, имеющего подлинное христианское умонастроение, если он заключен в силу каких-то причин с человеком больным, неисцелимым от пьянства, наркоманом. Но, как правило, основной причиной развода является нежелание потерпеть ближнего, уступить, пожертвовать чем-либо. Когда забывается о том, что истинная любовь - это исполнение заповеди Христовой: "Кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет". Так говорит Господь.

- Куда же уходит любовь? Этот горестный вопрос все мы задаем когда-нибудь в жизни…

- Наверное, основным искушением в браке являются взаимные разочарования. Уходит очарование влюбленности, начинают отчетливо проступать какие-то явные недостатки в избраннике, одолевают бытовые неустройства и тяготы. Именно это разочарование христианин и призван преодолеть, пережить, перемолить. Для преодоления этих немощей и даруется благодать в Таинстве венчания. Также необходимо помнить, что брак - это не только праздник, это еще и самоотверженное, порой даже скорбное служение друг другу.

- Счастливым брак считается, если он благословляется детьми?

- Нет, не обязательно. Мы имеем множество примеров, когда бездетность является крестом для супругов. И такие браки обладают, если они христианские, конечно, внутренней наполненностью, и ни в коей мере нельзя считать, что они в чем-то ущербные или не благословленные Господом Богом.

- Отец Димитрий, часто причиной развода являются надуманные или завышенные требования супругов друг к другу, что называется, ревностью не по разуму…

- В христианской семье это самая большая проблема, особенно в неофитской среде. Вполне естественно, что в семье есть один лидер. Всегда кто-то глубже, полнее и быстрее воцерковляется, а кто-то идет вслед. И большая беда случается тогда, когда кто-то воцерковился первым, и вместо того, чтобы действительно быть снисходительным к немощам своего ближнего, внимательным, бережным и мудрым, напротив, становится жестоким и безпощадным эгоистом. При этом сам делает только первые свои шаги в церковной жизни, не замечая, конечно, что собственные гордость и эгоизм не изжиты, приобрели некую маскировочную окраску. Ему кажется, что все то, что он требует, а именно, великих молитвенных стояний, длительных воздержаний, абсолютно воцерковленного образа жизни без снисхождения - это есть то самое, к чему надо понуждать непременно свою "вторую половину", забывая о том, что она обладает реальными немощами, с которыми надо считаться, что это живой человек, а не робот, послушный к приказаниям.

Хочется пожелать таким ревнующим не по разуму и женам, и мужьям прежде всего мудрости и снисходительности. Невозможно человека заставить прийти к вере, невозможно насильно привести в церковную ограду. Это совершается только любовью, крайним снисхождением и исключительно терпением. Нам, священникам, бывает вдвойне горько, когда именно по религиозным причинам и, как правило, именно из-за этой ревности не по разуму разваливаются прежде счастливые семьи. В большинстве случаев виновниками разводов и распада семьи являются те христиане, которые заболевают некоторой внутренней болезнью надмения: уж коли человек неверующий, значит он недочеловек; если моя супруга неверующая или мой супруг неверующий, значит его нельзя рассматривать как полноценную личность, а в семейных вопросах не нужно с ним искать никаких компромиссов. Это глубоко неправильный, порочный взгляд, говорящий о том, что подлинное семя греха в таком христианине - эгоистичность, самовлюбленность, эгоцентризм, которые не только не изжиты, а напротив, оказались усиленными после прихода к вере и свидетельствуют о подлинном духовном заболевании.

- Наверное, это мрачная примета нашего времени - нетерпимость к тому, кто иначе думает, иначе живет… Повсюду встречаем деление на своих и на чужих, что проявляется и в семейных отношениях. Такие агрессивные люди, как правило, работают на разрушение, какой бы брак или союз они ни заключали, они же его сами и разрушат, потому что разрушение носят в самих себе…

- Да, безусловно, эту болезнь можно определить как "большевизм в церкви". Он всегда носит разрушительную силу. И благо, если такой человек успеет вовремя увидеть в себе корешок греха, одуматься и покаяться. К сожалению, человек, находящийся в такой самостной, нетерпимой позиции, оказывается ослеплен и уверен в своей правоте. На него может повлиять вразумление со стороны духовника, но у священника не всегда есть возможность отследить такое состояние в человеке, потому что обычно подобные люди на исповеди из себя представляют образец покаянной дисциплины и внешне воспринимаются как весьма благополучные христиане. И вдруг происходит взрыв, связанный с семейной трагедией. В жертву приносятся дети, которых калечит безотцовщина, боль на всю оставшуюся жизнь. Поэтому хочется призвать православных христиан быть предельно снисходительными, терпимыми по отношению к своим домочадцам, всегда памятовать о том, что Бог соединил, то человек да не разлучает.

Нонна КОРЖЕНКОВА