Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Продолжение темы

«ИМЕНА ВАШИ НАПИСАНЫ НА НЕБЕСАХ»

«Однако ж тому не радуйтесь,
что духи вам повинуются;
но радуйтесь тому,
что имена ваши написаны на небесах»
(Лк.10,20)
Гюстав Доре. Исцеление бесноватого отрока (МФ.17,14-20)
Трудно жить с неспокойной совестью. Она да недоуменные вопросы моих прихожан, а еще память о человеке, более тридцати лет несшего кровавый крест борьбы с "духами злобы поднебесной", - моем духовнике протоиерее Василии Борине ("ПСПб" №11(102), 2000) - понудили меня ответить на статью московского священноинока "Не радуйтесь о том, что бесы вам повинуются" ("ПСПб" №12(117), 2001), посвященной теме отчиток. Необходимо дать пояснения и читателям "Православного Санкт-Петербурга" по столь непростому вопросу.

Сразу хочу пояснить, что сам я экзорцистом не являюсь и к этому служению себя не готовлю. Впрочем, несколько раз, а это были особые случаи, мне приходилось читать экзорцизмы ("бесогонные" молитвы) против подвергшихся воздействию злых духов скотов и домов. ("Последование молебное о избавлении от духов нечистых", Троице-Сергиева Лавра, 1999. Печатается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.) Именно на эти и только на эти молитвы "уста к устам" меня благословил известный экзорцист Псково-Печерского монастыря архимандрит Адриан (Кирсанов). Этот пример привожу с единственной целью: показать, что, помимо собственного желания отчитывать, необходимо личное благословение опытного экзорциста (преемственность), духовного отца (если есть), в монастыре - настоятеля, а также правящего архиерея. Отсутствие благословения хотя бы одного из указанных лиц - это самочиние, способное нанести вред тому, кто отчитывает. В статье священноинока сказано: "это увлечение (отчитки) свойственно не только лжестарцам, но и вполне благочестивым священникам". Простите, но подлинное благочестие не может быть без рассуждения, смирения, мудрости, воздержанности чувств и мыслей, а если кто-то еще чем-то "увлекается", то здесь рано говорить о благочестии. Если же священник благочестив и имеет благословение, то он законно подвизается, а не увлекается.

Дорогой батюшка! Вы с сожалением пишете, что даже духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) считает, что отчитывать может любой иерей. Меня же здесь радуют три факта. Во-первых, это мнение известного во всем православном мире старца. Во-вторых, он считает, что отчитывать можно и нужно (от себя могу добавить, что так же считал приснопамятный владыка Иоанн (Снычев). И в-третьих, что это может делать любой иерей. Этому нас учит и Евангелие. Тот, Кто сказал апостолам: идите и крестите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа, Кто сказал: кому простите грехи, простятся, кому оставите, останутся, Тот и повелел: "недужные исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте" (Мф.10,8). Мы с вами, священники, являемся преемниками апостолов и не можем одно принимать, а от другого отказываться. Другое дело, нужно посмотреть наше внутреннее соответствие апостольскому служению. Святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал: "Если бы священники исполняли свои обязанности, то сатане нечего было бы делать на земле".

Все священнослужители читают заклинательные молитвы в чине Оглашения при Крещении. Может быть, этого достаточно, чтобы оградить себя от лукавых духов? Но Церковь уделяет особое внимание избавлению человека от бесовской силы. В своих утренних и вечерних молитвах, которые принадлежат великим святым Иоанну Дамаскину, Макарию Великому, другим святым, мы 35 раз(!) обращаемся к Господу об избавлении от бесовской силы. О необходимости чтения заклинательных молитв при диавольском стужении нас учат святые Отцы. Так, св.мч.Иустин Философ пишет: "Заклинание - есть изгнание демонов", "Всякий демон побеждается и покоряется через заклинание Именем Сына Божия". (Св.Иустин Философ. "Библиотека Отцов и Учителей Церкви". М.,1996 г.)

Ниже привожу наказание, находящееся в Большом Требнике свт.Петра Могилы, о том, какие требования предъявляются экзорцисту.

"Кто желает посвятить себя подвигу экзорцизма, должен решиться на это с рассуждением и с благословением начальствующих. Сам же должен остерегаться гордости и тщеславия, но иметь глубокое смирение всю эту власть Божественному милосердию и действию присвояя.

Блюстися от всякого сребролюбия и лихоимства не только ради своего труда, что получить, но и даже помыслить об этом не должен, т.к. такую власть даром принял, даром и давать должен.

Не должен быть грехом блуда или телесной нечистоты осквернен. Иметь должен твердую веру обо всех членах православно-кафолической веры, да не в одном даже меньшем не усомниться.

В основание всему этому нужно положить любовь и прилежно все творить во славу Бога, в любовь и сострадание ближнего и назидание его душевного и телесного здравия" ("Требник митрополита Петра Могилы", Киев, 1996).

Полное противоречие вашему образу экзорциста. Если же кто незаконно подвизается, то их попытки, как вы сами свидетельствуете, безславно заканчиваются. Однако, это не безчестит ни сам подвиг экзорциста, ни тем более чинопоследование.

Иуда - предал, Петр - отрекся, Фома - не верил, однако это не порочит апостольского служения. Есть епископы, священники, монашествующие, миряне, ежедневно погрешающие против учения Церкви, но это не делает само учение греховным, ущербным.

О самом чинопоследовании, составленном святителем Петром Могилой, вы пишете: "Происхождение его сомнительно". Но даже в языческой Римской империи один из постулатов гласил: "Сомнение в пользу обвиняемого".

Но ни один из исследователей не доказал, что чин свт.Петра Могилы принадлежит Западной Церкви. Во-вторых, если и Западной, то до разделения или после разделения Церквей? (Мы ведь служим с вами Литургию Преждеосвященных даров свт.Григория Двоеслова, папы Римского.)

Отец! Быть ревнителем веры - это не значит, что все, что не нравится, отвергать. Вы, наверное, любите колокольный звон и помните, что колокола появились в Западной Церкви в IV веке, в Восточной же - несколько столетий спустя и изначально вызывали противление верующих. Только в XII веке последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви. ("Настольная книга священнослужителя", Т.4, стр. 82.)

Разве вам неизвестно, что существует мнение некоторых богословов о том, что разрешительная формула в Таинстве покаяния "Господь и Бог наш… да простит тебе чадо…" католического происхождения?

Брате и сослужителю! Вы служите Великим постом чин Пассии? Ведь и он получил начало на Западе. В Русской Православной Церкви он появился в XVII веке и получил новый характер, отличный от того, который носил на Западе.

Исследуя "Чинопоследование от избавления от духов нечистых", мы убедимся, что его содержание сугубо православное. Там нет ни одной молитвы, которая принадлежала бы католическим святым, напротив, присутствуют молитвы святых Отцов IV века - свтт.Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, сщмч.Киприана, нет ни одного канона, который бы отвергал православные или проповедовал католические догматы.

Вы ссылаетесь на то, что в 1997 году Святейший Патриарх Алексий II на Московском Епархиальном собрании осудил практику отчиток. Не думаю, что Патриарх в своих действиях столь непоследователен, т.к. он же в 1999 г. благословляет "Последование молебное…", издание Троице-Сергиевой Лавры, которой он сам является священноархимандритом, т.е. настоятелем. Скорее речь шла о тех негативных случаях, о которых вы упоминаете. К слову, на "Последование" напечатан отзыв Чина Духовного Собора Лавры магистра богословия архимандрита Макария: "Собранные чинопоследования чрезвычайно важны и вызваны пробелами современной духовной жизни и необходимы для пастырского, душевного попечения и противодействия волхованиям, знахарству, суевериям, экстрасенсам и т.д.".

Вы пишете о том, что ни архимандрит Кирилл (Павлов), ни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отчитками никогда не занимались.

Может быть, это и так. Хотя совершенно необязательно им было ставить кого-либо в известность, если они за свою долгую пастырскую жизнь совершали одну или несколько отчиток как частную, исключительную требу. К сожалению, сегодня немало иноков и священноиноков, которые никогда не жили в общежительном монастыре и об устройстве монашеской жизни, в лучшем случае, знают по творениям свт.Игнатия Брянчанинова, не пройдя теорию личным опытом.

Согласно монастырскому Уставу, только настоятель каждому определяет послушание: кому ризница, кому клирос, кому отчитка. Поэтому ни о.Кирилл, ни о.Иоанн, если бы и желали заниматься экзорцизмом, не могли бы этого делать без внутреннего призвания и тем более благословения настоятеля. У каждого свое предназначение, свое служение, свой крест. "Брат! Да будет известно любви твоей, что все дарования даются нам пришествием Святого Духа и бывают многоразличны и многообразны. Однажды Господь дал духа изгонять бесов, в другой раз силу совершать исцеления" - учит нас прп.Варсонофий Великий. (Прп.отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М.,1998.) Тому же учит и апостол Павел: "И как по данной нам благодати имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли, - в учении" (Рим. 12,6-7).

Что касается вашей ссылки на то, что некоторые старцы бесноватых соборовали, - где противоречие? То же делают экзорцисты: таинство Елеосвящения чередуют с чинопоследованием.

Кто же не согласен с тем, что чинопоследование это не Таинство? Но, видимо, не простое, если требует особого благословения правящего архиерея, особой харизмы от священника, приступающего к этому подвигу, хотя каждому вновь рукоположенному иерею благословляется совершать все Таинства и обряды Церкви.

Есть вещи, которые, хотя формально не являются особо важными, фактически приравниваются к таким. Например: есть двунадесятые праздники, а есть к ним приравненные. Чин пострижения в монашество не является Таинством, однако некоторые святые Отцы и церковные писатели, хотя и немногие, признавали его равным Таинству.

Таким образом, можно рассуждать и о "Последовании молебном…", учитывая его особое место среди церковных треб.

Дорогой отец! Вы несколько горячитесь с выводами, утверждая, что никогда нигде не говорится о том, что бесов изгоняли сразу из многих бесноватых одновременно. Это противоречит Евангелию. Массовые исцеления хромых, слепых, немых и "иных многих" совершал Сам Спаситель. К Нему стекались тысячи калек, бесноватых и получали желанное исцеление. Обратимся к Священному Писанию. "И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков и расслабленных и Он исцелял их" (Мф.4,24); (Лк.4,41).

Но только ли Господь совершал массовые исцеления, в т.ч. бесноватых? Вот что нам повествуют Деяния святых апостолов об исцелениях, совершенных апостолом Петром. "Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все" (Деян.5,16). Трудно здесь предположить, что апостол изгонял нечистых духов из каждого бесноватого отдельно.

Еще пример. Об исцелениях, совершенных апостолом Филиппом. "Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе" (Деян.8,6-8).

Как мы видим, Спаситель совершал массовые исцеления болящих, в т.ч. и одержимых бесами. То же, по Его примеру, делали и апостолы. Кому же следовать нам, как не Христу и Его апостолам?

Иеросхимонах Симеон (Желнин)Архимандрит Афиноген (Агапов)Автор статьи пишет о том, что известные подвижники - св.прав.Иоанн Кронштадтский, прп.Иона Карагандинской "действительно изгоняли бесов из одержимых, не пользуясь каким-то особым чином". Но потому они и не нуждались в чине, потому что были еще при жизни святы - праведны и преподобны. А необходимость в данном чине требуются не святым, а грешным иереям. Впрочем, многим другим, кроме вас, известны подвижники благочестия XX века, которые также "действительно изгоняли бесов", но пользуясь вышеуказанным Последованием. Это, например, Псково-Печерские старцы иеросхимонах Симеон (Желнин) († 1960), который, кстати, благословил на подвиг экзорцизма протоиерея Василия Борина († 1994), и, не менее известный, архимандрит Афиноген (Агапов) († 1979), который также был преемником в борьбе на "передовой линии" с "миродержателями мира сего, с духами злобы поднебесной" старца Симеона. ("У пещер Богом зданных" М.,1999.) Можно говорить и о других духовных старцах, занимавшихся отчитками и изгонявшими бесов, пользуясь чином свт.Петра Могилы.

Заканчивая свой ответ, хочу сказать о том, что среди экзорцистов есть древнее предание, что в последние времена на них особенно усилится брань со стороны своих же братьев по вере и служению - епископов, священников, монашествующих и богословов. Подтверждение этому - и вышеуказанная статья, и особенно ее заключительные слова: "Мы считаем, что практика отчиток безусловна должна быть осуждена Церковью".

С этим нельзя согласиться. Этого хочет тот, кто боролся против Христа от Вифлеема до Голгофы и будет продолжать борьбу до конца мира. Нужно помнить, что цель Боговоплощения в том, чтобы разрушить дела диавола. "Христос Господь пришел на землю именно для того "чтобы разрушить дела диавола. Это не я говорю, а Сам Господь и Его Апостолы" (Митрополит Вениамин (Федченков). Нам нельзя заблуждаться. Мы, пастыри, продолжатели дела Христова, и нам придется выносить и продолжать эту борьбу с силами ада. Нужно научиться отделять агнцев от козлищ. Лжестарцев от старцев. Незаконно, ради гнусного прибытка, подвизающихся самозванцев отсекать от стада, а имеющих законное благословение экзорцистов поддерживать, более всего молитвенно. Это обязанность, в первую очередь, священноначалия. Экзорцист, исполняющий в своем дерзновенном и одновременно смиренном служении волю Божию, не о том радуется, "что бесы повинуются" ему, как думает отец священноинок. Творя чудо изгнания беса из человека, или скота, или места (чудом это назвал Сам Спаситель (Мк.9,39), он не приписывает это своей силе и святости, а всю эту власть над духами присваивает Богу. Будучи действительно по духу и образу жизни иереями Божиими, они всегда стремятся к единственно непреходящей радости о Духе Святом, которая запечатлена в словах: "радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк.10,20).

Эта сокровенная радость пребывания в Боге и получения от Него благодатной помощи ради любви и сострадания к людям всегда ощущается при общении с искренними служителями Христова воинства, первыми из которых являются экзорцисты.

Если я и поднял вопрос выше моей меры и сверх моей силы, прошу, не соблазняйтесь, т.к. пишу об этом, побуждаемый любовью Христовою. Простите и помолитесь о моей немощи.

Священник Сергий БЕЛЬКОВ, пос.Саперное Ленобласти