Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я - русский

РОДИНОВЕДЕНИЕ

О русской национальной школе

В невероятно сложных природных и социально-политических условиях освоить шестую часть суши и создать могучую Российскую державу мог только великий народ. Все - климат, жизненно-исторические испытания, прочная семья, православный образ жизни, Церковь, государственная служба, армия и народная педагогика в согласии с укладом жизни - вызывало к жизни ведущие черты русского национального характера. Они таковы: самоусовершенствование, всемирная отзывчивость, неустанная работоспособность, жертвенный патриотизм, совестливость, военная гениальность, соборное единение, осердеченный ум, умение ставить в пример Господа Иисуса, светочей, Богоуподобление души. Ныне мы - ослабевшее племя. В России подорван народный дух, являющийся основой государства. Очевидна всеобщая утрата чувства священности Отчизны, России-матушки, выветрен русский патриотизм. Продолжение жизни русского этнического типа под угрозой. В условиях распада семьи и армии, кризиса искусства, при денационализированных в своей подавляющей части средствах массой информации - русская национальная школа призвана стать центром собирания духовного русского человека. Об идее создания такой школы наш корреспондент беседует с доктором педагогических наук, создателем и руководителем Всероссийского движения «Русская современная школа», - Иваном Федоровичем ГОНЧАРОВЫМ.

† † †

- Иван Федорович, что вы вкладываете в понятие - русская школа? И какими тогда являются нынешние современные школы, в которые ходят наши дети?

- С этнической точки зрения школа бывает трех типов. Первый - школа почвенная, национальная, воспитывающая патриотизм. Второй - школа безпочвенная, космополитическая, вызывающая у питомцев ощущение всего мира своей родиной и прагматически-теплое отношение лишь к тому, что полезно им. Третий - школа «полуиностранная», национально-неопределенная. Какая у нас школа сегодня? Многие учителя называют ее - космополитической, реже - интернациональной, чаще - национально-безличной, склоняющейся к америко-европейскому подражательству. Нет ни одного ответа: «Наша школа - почвенная, национально-русская!» Как писал И.Шмелев: «Мы всегда хотели Европы!… Мы наскоро проглядели национальное, не ухватив с корнями… и… докатились до интернационализма». Интернационализм - злейший из идолов, ибо отрицает Родину, национальную культуру, своеобразно-национальный облик человека, пренебрегает лоном своей семьи и своего народа.

К сожалению, можно и на русском языке внедрять в умы детей антирусские идеи. Русская же школа зиждется на трех принципах: национального русского патриотизма, общероссийского государственного патриотизма и духовно-вселенской солидарности. Русская школа - это средоточие национального воспитания и национальной воли к творческому самовыражению русского народа. Ей в равной мере присущи благородное и животворящее русское чувство и свойственный русскому народу «всечеловеческий» подход к миру. Нам предстоит возродить свою богоносную русскость на национально-исторических глубинных основах. Необходим педагогический уход за подрастающим поколением средствами национальной истории и культуры, которые являются неповторимыми.

А чем мы занимаемся сегодня? Пытаемся воскрешать дореволюционные гимназии и лицеи. Мне нынешние гимназии и лицеи напоминают человека в цилиндре и лаптях. Второе направление - подражание. Кто сказал, что наша школа никудышная, а американо-европейская - совершенная? Должно помнить, что сегодня все школы мира больны. Зачем же справлять свадьбу больного жениха с больной невестой? Остается пожелать подобно А.Грибоедову: «…Чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». Принципиальное отличие зарубежного воспитания от нашего в том, что образованный западный человек всегда ближе всего знаком со своим Отечеством: языком, историей, географией, политическим и экономическим положением, русский же менее всего знаком именно со своей Родиной. Не худо было бы нам позаимствовать эту черту уважения к своему Отечеству, но именно ее единственно годную для заимствования, мы пропустили.

- Какой вы видите будущую русскую национальную школу? Чем она будет отличаться от ныне существующей?

- Нам «необходимо сделать русские школы русскими», - завещал К.Д.Ушинский. Родная культура - самая ценная в такой школе: она связывает человека с Отчизной, является основоположной, а не сосуществующей. Через национальное человек становится вселенским. Сегодня в школе введена дисциплина - «Мировая художественная культура», призванная избавить нас от изоляционизма. Но, размещение своей культуры в категории «наряду с другими» есть умаление национальных ценностей русской культуры, что ведет к духовному оскудению нашей Родины, новых поколений!

Мы избираем другой, педагогически грамотный путь - от изучения дисциплины «Русская культура» к культуре мировой. Поэтому РУССКАЯ КУЛЬТУРА должна быть не «одной из многих», но являться первой и опорной в отечественной школе. Это первый принцип.

Принцип второй. В русском менталитете есть «горные вершины» и «адская пропасть». В России, ее истории, культуре есть прекрасное и безобразное, как у любой другой нации. Однако признание плохого не должно обезсиливать нацию, создавать комплекс неполноценности. Необходимо показывать историческое величие России на духовно воспитывающем оптимистическом материале российских событий, фактов, сведений; видеть в родной культуре то, что помогает обретать национальное достоинство. Самоосуществление и самоутверждение, соединенное с умением воспринимать у других народов культуру, уроки на равноправных началах - должно стать русской национальной стратегией. Вот чему необходимо учить детей в школах. Безкомпромиссная опора на национальное творчество есть самая современная русская идея. Мы призваны позаботиться о своих национально-государственных интересах. Сегодня же русские занимают лишь 16(!) место среди народов России по количеству лиц с высшим образованием.

- Но, если мы станем активно отстаивать свою русскость, свой путь в мире, свои национальные черты и характер, создавать «русские национальные школы», не навесят ли на нас ярлыки националистов, фашистов, антисемитов?…

- Обязательно навесят. Многие мои оппоненты говорят: «Русская школа - это шовинизм. Российская, только российская». Мы еще по-настоящему не приступили к созданию русской школы, только очертили контуры ее, а «очужеземившиеся русские» и тайные недруги России уже ставят на ней клеймо: «Шовинизм».

- Последовательное воспитание и возрождение великого русского народа, его совершенствование… Под силу ли школе одной справиться с этой задачей?

- В прежние исторические эпохи самобытный русский национальный характер формировался такими социальными институтами, как прочная семья, Церковь, воплощающая русское Православие, армия, требующая беззаветного исполнения воинского долга, государственная служба с ее честным трудом. Помните правило Петра I: «В службе - честь».

А школа? В Европе уже в XI-XII веках школы строились как организованные социальные институты. В России же регулярная школа была создана в канун 700-летия крещения Руси. В 1632 году открылась московская Славяно-греко-латинская Академия. Хотя с глубокой древности и вплоть до XVII века русская народная и церковная педагогика была основательно развита и ничем не уступала иностранной, с XVII века начался наплыв чужеземной педагогической литературы и педагогов. Уровень же образования был совершенно недостаточен для решения тех исторических задач, которые стояли перед Россиею. В XIX - начале XX веков - это уже настоящая «педагогическая интервенция» со стороны немцев, французов и других. Отец русской педагогики К.Ушинский с болью писал: «Русский народ - единственный великий народ, не имеющий своей системы национального образования».

Ныне на помощь школе пришли новые социальные институты влияния на народный характер - пресса, библиотеки, музеи, культпросветучреждения… Однако России не обойтись без Православной церкви - этой ни с чем не сравнимой воспитательницы православной души. Но Церковь должна стать более социальной, способной к практическому просветительству. Массовый атеизм, обезбоженность, широкий отказ от церковного вразумления, невозможность собрать всю паству в лоно церкви наталкивают на мысль, что Церковь и Школа должны объединиться, их союз - это архимедова точка опоры России. Школа должна приобщать детей и к светской, и к религиозной культуре; необходимо наряду с общеобразовательными предметами ввести факультатив «Русское православие». Как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: «Россию спасут те духовные пастыри, которые помогут людям лекарством Веры, идеалами Правды и истины, исцеляющие милосердием Учи1теля, Врача, Священнослужителя».

- Были ли ранее попытки создать в России подобные школы?

- Да. В 1915 году граф П.Н.Игнатьев, заняв пост министра просвещения России, попытался создать русскую национальную школу, наметил пути реализации замысла: традиционные предметы наполнялись национальным содержанием, разрабатывались программы новых, например, - родиноведение. В ученом мире заговорили о реорганизации школы, освобождении ее от космополитизма, о необходимости вместо Запада изучать православный Восток, начиная с Царьграда и святой Софии и Иерусалима; погружаться в славянство, и в нашу Святую Русь. Но министр встретил мощное противодействие и в 1916 году вынужден был уйти в отставку.

- Есть ли уже в России действующие школы подобного типа?

- Да. Только на Вологодской земле работает 808 школ, в которых уже изучаются те или иные национально ориентированные предметы, факультативы. Появляются такие школы и в Санкт-Петербурге.

Интервью взяла Ирина РУБЦОВА