Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7. ДАРОВИТОСТЬ РУССКОГО НАРОДА

Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одарённость, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею артистичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства.

Основное свойство русского народа — искание абсолютного добра — есть источник разнообразия опыта и разносторонности упражнения различных способностей. Отсюда естественно возникает богатое развитие духа и обилие дарований. О религиозной одарённости русского народа и способности к высшим формам опыта подробно сказано в первой и второй главе. Здесь займёмся вопросом об уме народа и об искусстве.

К западноевропейской культуре Россия приобщилась только при Петре Великом и поразительно быстро усвоила её настолько, что начала творчески проявляться в этой области. Уже в XVIII веке появился такой многосторонний гений, как Ломоносов, сын крестьянина-рыбака, родившийся в самых суровых условиях жизни вблизи Белого моря. Девятнадцатый век весьма богат выдающимися учёными во всех областях знания. Укажу только несколько имён лиц, известных во всем мире: таковы математики Лобачевский, М.В.Остроградский, П.Л.Чебышев, физик П.Н.Лебедев, открывший давление света, П.Л.Капица, химики Менделеев, Ипатьев, кристаллограф и минералог Евграф Степанович Фёдоров, В.И.Вернадский (биосфера и её законы), Докучаев — основатель науки почвоведения, физиолог И.П.Павлов, С.Н.Виноградский, государствовед Б.Н.Чичерин, историки Карамзин, С.М.Соловьев, Ключевский, Платонов, исследователь римской и эллинистической истории и археолог М.И.Ростовцев, философ Владимир С.Соловьев. Убедительным доказательством высокого уровня русской науки во всех областях могут служить достоинства статей в русском «Энциклопедическом Словаре» Брокгауза и Ефрона. После большевистской революции во всех школах всех стран дети русских эмигрантов по способностям и успехам оказываются среди первых учеников.

Не надо забывать, что некоторые важные изобретения сделаны русскими; вспомним, например, электротехника Павла Николаевича Яблочкова (1847—1894), А.С.Попова, изобретателя безпроволочного телеграфа, или в наше время Зворыкина (электронный микроскоп, участие в разработке телевидения). Сметливость русского крестьянина и рабочего давно уже замечена даже и иностранцами.

Любовь к красоте и утончённое восприятие её сказывается у русского народа в том, как способны видеть красоту природы даже и совершенно необразованные люди. Щедрин рассказывает о своей беседе с отставным солдатом, семидесятилетним стариком, который шёл на Афон и, между прочим, заговорил о чудесах. «Нет того на свете знамения, которое бы, по Божьему произволению, случиться не могло! Только заверить трудно, потому как для этого надобно самому большую простоту в сердце иметь, — тогда всякая вещь сама тебе объявится. Иной человек ума и преизбыточного, а идёт, примерно хоть по полю, и ничего не замечает. Потому как у него в глазах и ширина, и долина´, и высь, и травка, и былие — всё обыдень-дело… А иной человек, умом незлокозненным, сердцем безхитростным действующий, окроме ширины, и долины, и выси слышит тут гласы архангельские, красы безтелесные зрит». «Пташка Божия тебе песенку поёт, ветерочки мягкие главу остужают, листочки звуками тихими в ушах шелестят… и столько становится для тебя радостно и незаботно, что даже плакать можно!»

Любовь к красоте и артистичность русского народа замечена также иностранцами; о ней говорит, например, Легра в книге «L’âme russe» <«Русская душа». — фр.>.

Средством для выражения мысли и творений воображения служит язык. Достоинства русского языка можно использовать как веское доказательство одарённости русского народа. Литературный язык выработан художниками слова, но в основе его лежит творчество всего народа. Чтобы согласиться с этим, достаточно почитать басни Крылова и оценить в них меткость, точность, выразительность и богатство оттенков русского народного языка. Замечательно то, что речь простого русского народа близка к литературному языку. Недаром Пушкин сказал: «Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням, они говорят удивительно чистым и правильным языком».

В самом важном проявлении духовной жизни, в богослужении, и религиозном культе вообще русский народ выработал высокую степень красоты. В Александро-Невской Лавре в Петербурге в годовщину смерти Чайковского всегда исполнялась его «Литургия». Поразительна была красота этого богослужения: облачения духовенства, красота внешности и голоса дьяконов, пение хора — все детали были необыкновенно хороши и гармонически соотнесены друг с другом. Рассказ Потапенко «Октава» показывает, как даже в небольших провинциальных городах богослужение было школою эстетического воспитания.

Любовь к красоте и дар творческого воображения принадлежат к числу факторов, содействующих высокому развитию искусства в России.

Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы — все эти высокие свойства её несомненны. Я упомяну здесь только несколько общеизвестных имён, которых достаточно, чтобы признать величие русской литературы.

Пушкин в области поэзии принадлежит к числу творцов, подобных Рафаэлю. В его произведениях нет кричащих красок и резких форм. Даже в изображении глубинных ступеней зла, или исключительных характеров и положений, или обыденной действительности он умеет достигнуть такой многосторонности и гармонии, такого синтеза, в силу которых резкие углы не выступают и творение его фантазии оказывается таким же содержательным и полным смысла, трудно постижимого нами, как и сама мировая действительность, руководимая Провидением.

Достоевский в своей речи, произнесённой во время торжеств, связанных с открытием памятника Пушкину в Москве, сказал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное… и пророческое». Он проявил способность «всемирной отзывчивости», «обладал свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность». Эту «главнейшую способность нашей национальности» он «разделяет с народом нашим», и потому он наш «народный поэт». «Сила духа русской народности» есть «стремление её, в конечных целях своих, ко всемирности и всечеловечности». Пушкин есть явление пророческое потому, что в поэзии его выразилась «народность нашего будущего».

Лермонтов с его загадочным характером способен был написать кощунственное стихотворение «Благодарность», обращённое к Богу с ироническими выражениями благодарности и заканчивающееся просьбою:

Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.

Желание его было исполнено: через полгода на дуэли пуля попала ему прямо в сердце. И этот самый Лермонтов обладал высокою способностью религиозного опыта. Он воспринимал иногда природу так, как видят её странники с чистым сердцем, созерцающие в ней славу Божию. Чтобы согласиться с этим, нужно прочитать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», и тогда станет понятным конец его:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Такое же созерцание природы выражено и в стихотворении:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый
путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

На такой же основе возникла и молитва «В минуту жизни трудную». Глубокая религиозность Лермонтова выразилась в молитве его: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою… к тёплой заступнице мира холодного».

Возможно, что загадка мятежной души Лермонтова была бы разрешена, если понять судьбу его так, как он описывает в стихотворении «По небу полуночи ангел летел» жизнь души, принесённой на землю ангелом:

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Замечательна любовь Лермонтова к русской природе и к русскому народу, выраженная, например, в стихотворении «Люблю отчизну я, но странною любовью».

Стихотворение «Три пальмы» можно понять лишь на основе философии, признающей пронизанность всего мирового строя нравственным смыслом.

О Гоголе Мережковский сказал, ссылаясь на его собственные слова, что он задался целью бороться с дьяволом, изображая в комическом виде его, а также людей, дошедших под его влиянием до крайних степеней опустошения души или уродства её.

Тургенев своими «Записками охотника» содействовал сочувствию русского общества к освобождению крестьян от крепостного права. Чуткий к красоте, он превосходно изобразил красоту русской природы, русской песни и языка, красоту и силу духа русской женщины. Следя за новыми явлениями в нашей общественной жизни (нигилизм, хождение в народ), он, как человек мягкий и добрый, обрисовывал теневые стороны их, не упуская, однако, из виду связи их со стремлением к добру.

Достоевский вскрыл сатанинские глубины зла в человеке и показал, что спасение от зла возможно не иначе, как при благодатном содействии Господа Бога.

Лев Толстой в романе «Война и мир» изобразил не просто жизнь отдельных русских людей, а душу всей России как целого. Всем творчеством своим он содействует освобождению человека от заботы о своём маленьком «я» и воспитанию в нём всеобъемлющей любви.

Всеволод Михайлович Гаршин был близок к идеалу всеобъемлющей любви. Чуткий ко злу, он в начале своего творчества сосредоточивал внимание на несовершенствах общественной жизни, а под конец в таких произведениях, как «Attalea princeps» и «Красный цветок», дошёл до сознания всеобъемлющего зла в нашем царстве бытия, не видя при этом, как из него выйти. О том, что есть выход из мирового зла, знает лишь христианин, верящий Христу и Его проповеди Царства Божия как абсолютного добра, подлинно осуществлённого в высшей области преображённого бытия. Говорят, что Гаршин воскликнул однажды, имея в виду религию: «Зачем у меня всё это вытравили!».

В творчестве Лескова, Чехова, Короленко мы находим все перечисленные высокие достоинства русской литературы — искание абсолютного добра, смысла жизни, человеколюбие, обличение пошлости, защиту достоинства личности, борьбу с общественною неправдою и всякими несправедливостями. И в современной эмигрантской письменности сохраняется высокий характер русской литературы: вспомним имена Бунина, Шмелёва, Зайцева.

Что касается русской стихотворной поэзии, глубокий смысл её и высокая красота несомненны. Достаточно вспомнить следующие имена: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок.

Чрезвычайная даровитость русского народа сказывается, между прочим, в том, что в русской литературе в течение одного века явились три несомненных гения: Пушкин, Достоевский и Лев Толстой.

Особо следует отметить, что обличение зла нередко выражается у русского народа в форме сатиры. Островский говорит о «сатирическом складе русского ума» и указывает на «бойкие, живые» народные слова для характеристики всех явлений. Известно, как метки прозвища, даваемые людям русским народом.

предыдущая    следующая