Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КРЕСТ — СЛОВНО КРЫЛЬЯ ЗА СПИНОЙ
Отец Сергий Ломакин

Первое, что видишь, подходя к церкви Свв.апп. Петра и Павла в посёлке Сиверская, — крест. Не тот крест, что на куполе, а простой, деревянный, у обочины дороги, в том месте, где когда-то стояла колокольня Петропавловского храма.
Так в преддверии Крестопоклонной недели началась наша беседа с о.Сергием Ломакиным — о кресте.
— Мы поём на Крестопоклонной: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» А вот будет ли правомерно сказать так: «Кресту своему поклоняемся…» То есть, поймите мою мысль, у каждого из нас есть свой крест, и надо носить его не просто как тяжкое бремя, а с любовью, даже с радостью, поклоняться в душе собственному кресту, как средству своего спасения. Что вы думаете об этом?
— Надо, наверное, быть осторожней со словом «радость»… Всё-таки следование за Христом — это не увеселительная прогулка. Любовь — так будет вернее. Когда говоришь современным людям, что вы-де должны нести крест, должны терпеть горести и страдания, должны исполнять заповеди, — так и чувствуешь их внутреннее отторжение. Умом люди соглашаются с тобой, а в сердце очень противятся. Особенно это относится к молодёжи — они просто не переваривают слово «долг», «должен»: «Мы никому ничего не должны!» Надо учитывать такое отношение и пытаться подходить с другой стороны. Крест — это не только бремя, это и помощь нам, грешным. Когда наша душа ничем не ограничена, не поставлена в жёсткие рамки, не пригнетена крестом к земле, то и развиваться толком она не может. Все заложенные в нас Богом таланты, все наши добрые качества, всё, что есть в нас хорошего, – без креста чахнет и безцельно расходуется. Это, может быть, парадоксально звучит, но это так, и подтверждения тому мы видим повсюду. Вот возьмите нашу недавнюю историю: на нас не давил долг исполнения заповедей Господних, но государственный контроль, цензура — как-то всё это сдерживало людей, и благодаря такому сдерживанию человек в той или иной мере оставался человеком. Теперь контроль ушёл, цензуру отменили — и что же? Человек воспрянул на свободе? Нет, ничего подобного, скорее наоборот. Так и иго Христово — оно действительное благо для наших душ, только под таким бременем душа и способна развиваться и свободно дышать, — и как же можно не любить за это свой крест? Да, не только терпение нужно, но и любовь.
— А вот о терпении… С одной стороны, нести крест следует безропотно и принимать всё, что ни пошлёт Господь. А с другой стороны, Церковь не запрещает уходить иной раз от страданий, обходить препятствия, лечиться от болезней. Как эти два положения совместить? Где тут средний, царский, путь?
— Конечно, вылечиться от болезни, если есть такая возможность, — что же тут греховного? Наоборот: грешно не лечиться — это уже почти к самоубийству приравнивается. Если уж ты выбрал христианский путь жизни, если ты взял крест, то трудности всегда найдутся. Надо их принимать и преодолевать — так и будет душа набираться сил. Греховно вот что: желание совсем, раз и навсегда вылечиться от всех недугов, убрать со своего пути все до единой трудности, жить беззаботно и безпечально. Это и невозможно, и вредно. Если хочешь лёгкой жизни, то так и скажи: «Господи, убери Своё бремя, не хочу я больше ни в церковь ходить, ни заповеди выполнять — ничего не хочу!» К сожалению, многие такой путь и выбирают. Смотришь порой монастырские фотографии начала 90-х годов — всё молодые лица, мальчики чуть ли не школьного возраста… Из них многие потом ушли из монастырей и из Церкви, и вообще неизвестно куда делись… Сбросили крест. Но не надо отчаиваться: может быть, когда-то — в зрелости или в старости — они этот крест снова поднимут.
— А ведь мы стремимся не только облегчить свой крест, но порой и утяжелить его. Бывает, нагрешишь, совесть мучает, и хочешь как-то наказать себя: то ли пост принять, то ли молитвенное правило увеличить… Разумно ли это?
— Это всё равно как если бы я, сидя за рулём, имел возможность проехать по хорошей дороге, но свернул бы на плохую: пусть я там намучаюсь, и перепачкаюсь, и машину разобью — но мне за это множество грехов простится. Как вы думаете, разумно ли такое предположение? Но действительно подобные идеи витают в воздухе. Вот, например, Великорецкий крестный ход. Поймите меня правильно: я ничего не хочу сказать против этой замечательной древней традиции. Но от участников его зачастую можно услышать такие слова: «Вот, мол, в этот раз дождя не было, жары не было, всё получилось легко, а значит, и толку от крестного хода нет. Вот если бы помесили грязь, да пожарились бы на солнце — вот тогда бы мы очистились!» Люди едут в Вятку, чтобы за участие в тяжёлом крестном ходе им простились какие-то грехи. А не разумнее ли будет дойти до ближайшей больницы и помочь там безпомощным людям: повыносить за ними горшки, покормить их с ложечки? Экзотики в этом поменьше, чем в Великорецком крестном ходе, — если вы едете туда за экзотикой, — а пользы, наверное, побольше.
И кроме того, надо верно рассчитывать свои силы: если человек работает и не имеет возможности прийти на праздник в церковь (а сейчас работодатели мало считаются с нуждами своих работников), то не стоит разрываться между двумя огнями. Примите необходимость оставаться на работе как возможность пострадать Христа ради. Это вас от Церкви не отлучит. Или бывает такое: кому-то здоровье не позволяет прийти в храм, а он всё равно идёт из последних сил, ублажая себя: вот, мол, какой я образцовый христианин — и не могу, а плетусь на службу… Что же из этого выходит? В храме у этого человека подскакивает давление, он теряет сознание, служба прерывается, вызывают «скорую»… Кому от этого стало лучше? Но ведь тебя же не просили брать крест выше сил: если болен, то помолись дома да постарайся в этот день не осуждать соседа — вот это будет праздник. Всё нужно делать с умом, с рассуждением и с помощью духовного отца.
— Так, значит, наказывать себя за грехи нельзя?
— Хорошо бы подобные шаги согласовывать с духовником, потому что когда духовная жизнь ведётся самостоятельно, по книгам, безконтрольно, то, как правило, результаты выходят плачевными. Какой-то контроль необходим, иначе человек может впасть в завышенную или заниженную самооценку… И наказание самого себя — оно тоже из области самоуправства. Есть церковные наказания, епитимии, которые накладывает священник, но за епитимии люди на батюшку обычно обижаются. Это почти во всех случаях верно: кто сам выбирает для себя наказание, тот не станет слушать священника. А самонаказания — это попросту вид мазохизма: человеку в радость собственные страдания.
— А вы назначаете епитимии своим прихожанам?
— Да… Но с большой осторожностью, конечно: люди очень обидчивы. Я беру самые лёгкие епитимии, сугубо касающиеся молитв и поклонов. Для кого-то прочесть утреннюю молитву — это уже наказание: как правило, утром всегда некогда, а встать на полчаса пораньше — это такая кара, что будь здоров.
— Многим, наверное, знакомо такое понятие, как «навязчивый грех»: привязалась к тебе какая-то гадость — и борешься с ней, борешься, а она всё возвращается, возвращается… Мучаешься, сил никаких нет! Так вот можно ли сказать, что склонность к этому греху дана тебе как крест?
— Нет, ни в коей мере. Грех — это наше, никем не посланное, не подаренное, в нашей собственной душе выращенное, нашим попустительством. У апостола Иакова сказано: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1,13). Не посылает Бог человеку никакой страсти. Грех — это всё результат нашего собственного выбора. Нет, крестом можно назвать только те трудности, которые мы встречаем, пытаясь жить по-христиански. А когда мы потворствуем своим слабостям или страдаем из-за собственного неразумия… Перепарился я в бане сдуру и страдаю теперь — это что, крестоношение? Вышел зимой без шапки, схватил менингит — это значит, крест на себя принял? Говорили мне, что нельзя грешить, а я согрешил и теперь расплачиваюсь — это, значит, бремя Христово на мне? Нет, разумеется, нет.
— Такой вопрос, батюшка: говорят, что Бог не даёт нам креста выше наших сил. Однако разве редко мы видим людей, которые сломались под своим крестом, у которых не хватило сил нести это бремя? Как такое объяснить?
— Я думаю, что если человек твёрдо идёт за Христом, то он никогда не сломается. И это не моё только убеждение, этому и Церковь учит. Ломается человек, когда начинает петлять на своём крестном пути: тогда для него всё теряет смысл, а крест превращается просто в груз непосильный. А ведь Господь — вспомним опять эти слова — говорит: «Иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф.11,30). Оно не может никого раздавить. Господь призывает: отложите свои попечения, а крест возьмите на себя и будете Моими учениками. Но человек порой пытается служить двум господам, и тогда происходит эта ломка, потому что такое раздвоение никому не по силам: нельзя и Христов крест нести, и всё успеть в этой жизни.
— Как вы думаете, для нынешних православных что более характерно: перегружать свой крест или пытаться его сбросить?
— Для нынешних православных характерен дух этакой сектантской замкнутости: вот здесь наш приход, здесь наши люди, здесь наши иконы — и всё это есть мерило церковной жизни. Если в каком-то храме иконы не так развешаны, поют не так, как мы привыкли, одеваются иначе, — значит, я туда ни ногой, там всё неправильно. Мы ищем душевного комфорта, привычной обстановки, приятного для нас круга общения.  Церковная жизнь и превращается в какой-то кружок по интересам, «для тех, кому за 30»… И молиться-то в таком кружке многим скучно бывает, а потому зачастую люди стараются найти себе дополнительные занятия: что-то строить, куда-то ехать… Между прочим, такая позиция очень далека от крестоношения. Крестоношение предполагает готовность к покаянию, к перемене мысли, к перемене образа жизни… И если ты чувствуешь, что достиг некоего душевного комфорта, знай: это ненормально, надо что-то менять. Слава Богу, что Церковь несколько раз в году выносит на середину храма Крест, чтобы мы увидели Господа Распятого и поняли, что пора просыпаться, пора и свой крест взваливать себе на плечи и следовать за Христом на Голгофу, чтобы, умерев вместе с Ним, вместе с Ним и воскреснуть душой.

предыдущая    следующая