Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Видение Григория о мытарствах прп.Феодоры


Мирянин Григорий, который написал Житие прп.Василия Нового и снискал особенную любовь преподобного, однажды узнал, что прислужница Василия Нового, приняв иноческий чин, мирно отошла ко Господу. Все знавшие её были огорчены её кончиной — так она много добра сделала в своей жизни. Григорий также скорбел, и не столько о потере своей духовной матери, сколько о незнании, какой участи удостоилась она по кончине и причислена ли к лику святых праведников… Он обратился к св.Василию с просьбой молить милосердного Бога об открытии ему этого. Просьба была услышана. В видении, посланном Богом, произошла встреча…
«Ради духовной пользы я убедительно просил преподобную рассказать мне всё: как она рассталась с телом, как прошла мимо клеветников, как пришла в эту святую обитель, как здесь живёт… Феодора ответила мне: «Страшно даже вспомнить, любезное чадо Григорий, то, о чём ты спрашиваешь… Трудно описать болезнь телесную и те мучения и страдания, какие переносит умирающий… Вот если бы кто нагим бросился в пламя и там начал мало-помалу гореть и разрушаться от огня… о, как люто разлучение души от тела, особенно же для таких грешников, как я!
Когда настал час моей смерти, я вдруг увидела множество злых духов, которые явились ко мне в образе эфиопов и, став у одра моего, вели возмутительные разговоры и зверски посматривали на меня… всевозможные вещи проделывали злые духи, чтобы устрашить меня: и похитить собирались, и присвоить себе, и большие книги приносили, в которых были записаны все мои грехи… Находясь в таком мучительном состоянии, я вдруг увидела двух Ангелов в образе светлых юношей, весьма благообразных, одетых в золотые одежды; волосы у них были как снег. Они приблизились к одру моему и стали по правую сторону. Не было пределов моей радости, когда я увидела их. Злые духи, увидев явившихся Ангелов, со страхом отошли подальше. Один из Ангелов с гневом обратился к ним: «Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучаете душу умирающей? Здесь вашего ничего нет». Безстыдные духи начали перечислять, что я сделала от юности своей, словом ли, делом ли или помышлением… при этом ехидно спрашивали: «А что? Разве ничего нет?.. Не она ли всё это сделала?..»
Вот наконец пришла и смерть. Она налила чего-то в чашу, а чего — я не знаю, поднесла мне испить, и мне стало горько-горько! В эту-то минуту смерть исторгла мою душу, которая быстро отделилась от тела… Светозарные Ангелы приняли меня на руки свои, и мы начали восходить на небо. Оглянувшись назад, я увидела тело своё, лежащее… как обыкновенно лежит одежда, когда кто, раздевшись, бросит её… Когда святые Ангелы несли меня, приступили злые духи: «Вот у нас многие её грехи: отвечайте нам за них». Св.Ангелы в ответ представили все те добрые дела, какие я когда-либо совершила: когда дала бедному хлеба, посетила больного или в темнице заключённого, или скорбела о чужих несчастиях и напастях, или совершила много поклонов, старалась не слышать празднословия, клеветы и лжи… Злые духи скрежетали зубами, желая ввергнуть меня в бездну. Внезапно появился св.Василий, передал Ангелам ковчежец и сказал: «Когда будете проходить мытарства, искупайте душу сию от долгов её, взяв из ковчежца и отдав лукавым и злым духам…»
И вот на пути встретили мы мытарство первое, которое называется мытарством празднословия и сквернословия. Явились истязатели и требовали дать ответ во всём, что я дурно когда-либо о ком-нибудь говорила; обвиняли меня за дурные песни, которые я пела, за неприличный смех и насмешки. Всё это было забыто мной, так как много времени прошло с тех пор. Но Ангелы защитили меня от истязателей, и мы отправились дальше. Поднимаясь выше к небу, мы достигли мытарства второго — мытарства лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они, увидев нас, вышли навстречу к нам и начали оклеветывать меня, указывая на время и место, когда и где я говорила на кого ложь, называли даже тех лиц, о которых я сказала неправду. Ангелы, со своей стороны, защищали меня и дали злым истязателям из ковчежца св.Василия, и мы миновали их без бед.
Достигли мы и третьего мытарства — мытарства осуждения и клеветы. Здесь находилось множество злых духов. Один из них, более старый, начал говорить, когда и какими словами я кого оклеветала в течение всей своей жизни. Многое они ложно показывали, но мне было удивительно, как они могли помнить всё действительно бывшее с такой подробностью и точностью, о какой я сама забыла. Всё это мучило и терзало меня. Ангелы рассказали о моих добрых делах. Миновали мы и эту беду. Встретили мы дальше на пути мытарство четвёртое — объядения и пьянства. Слуги этого мытарства стояли как волки хищные, готовые поглотить всякого приходящего к ним. Они напустились на меня, как псы, высказывая всё то, что я от юности сделала в отношении чревоугодия, вспоминали, когда я ела утром, не помолившись Богу, указывали и на то, что я ела скоромное в постные дни, что ела до обеда и во время обеда чрез меру, что ела без меры и перед ужином, и во время ужина; во всём этом обличали меня, стараясь вырвать из рук Ангелов. Наконец один из них спросил меня: «Не ты ли обещала при святом Крещении Господу Богу своему отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит сатане? Давши такой обет, как ты могла совершить то, что ты совершила?» Они выставили счета даже тем чашам, которые я в течение всей своей жизни выпила, говоря: «Не столько ли чаш выпила ты в такой-то день, и в такой-то с тобой пил мужчина, а в такой — женщина? Не была ли ты пьяна, пивши без меры и так много?» Тогда я сказала, что действительно всё это было и что всё это я помню… Ангелы, дав часть из ковчежца св.Василия, искупили мои грехи, и мы отправились дальше. Один из Ангелов сказал: «Видишь, Феодора, что приходится испытывать душе умершего, когда она проходит все эти мытарства и встречается с этими злыми духами, с этими князьями тьмы». Я отвечала: «Да, я видела и ужасно перепугалась; мне думается, знают ли находящиеся на земле люди, что ждёт их здесь и с чем они встретятся по смерти своей?» — «Да, они знают, — сказал Ангел, — но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждёт за гробом. Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или совершают какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Тех же людей, которые живут небрежно, как будто безсмертные, думая только о благах чрева и о гордости, если их внезапно застигает смерть, то погубит, так как они не будут иметь в защиту себе никаких добрых дел. Души тех людей тёмные князья мытарств сих, сильно измучив, отведут в тёмные места ада и будут держать их там до пришествия Христова — и ты, Феодора, пострадала бы так, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, которые тебя спасли здесь от всех этих бед».
Ведя такую беседу, мы достигли пятого мытарства — мытарства лености, где истязуются грешники за все дни, проведённые в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не хотевшие трудиться, и наёмники, бравшие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Тут же истязуются и те, кои не радеют о прославлении Бога, ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в храм на утреннее богослужение, на Божественную литургию и другие священные службы. Тут же испытываются уныние и небрежение как мирских людей, так и духовных, и разбирается нерадение каждого о душе своей, и многие оттуда низводятся в пропасть.
Я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться, если бы Ангелы не восполнили моих недостатков дарами прп.Василия.
Пришли к мытарству шестому — воровства. Здесь тоже немного дали злым духам и прошли свободно. Мытарство седьмое — сребролюбия и скупости — прошли мы без задержания, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствуясь тем, что Бог давал; и не была скупою, но что имела, усердно раздавала нуждающимся. Вошли мы в мытарство восьмое, лихоимства. Представители же сего мытарства, истязующие грехи взяточничества и лести, ничего не имели против меня и поэтому со злостью заскрежетали зубами, когда мы безбедно уходили от них. Вот мытарство девятое — неправды и тщеславия. В них я была невиновна, и скоро мы отправились оттуда.
Достигли мы и десятого мытарства, мытарства зависти. Благодатию Христовой и здесь ничего в осуждение меня не нашлось у злых духов. И мы с радостью направились далее.
Встретилось мытарство одиннадцатое, где испытываются грехи гордости, но его мы прошли совершенно свободно, так как я оказалась невиновною в этом грехе. Восходя дальше к небу, мы встретили мы­тарство двенадцатое — мытарство гнева. Счастлив человек, который, живя, не испытывал гнева. И вот старейший из злых духов, сидевший на престоле, исполненный ярости и гордости, с гневом приказал слугам своим мучить и истязать меня. Последние, как псы об­лизываясь, начали доносить на меня. Они открывали не только то, какие слова я действительно с яростью и гневом когда-то произнесла или каким словом кому повредила, но говорили и о том, как я когда-то с гневом посмотрела на своих детей, а в другой раз слишком строго наказала их. Они представили всё очень живо, указав даже время, когда тот или иной грех был мною совершён, и тех людей, на которых я свой гнев изливала, повторили даже подлинные мои слова, которые я произносила, и сказали, кто присутствовал при этом. Ангелы ответили тем, что дали из ковчежца, и мы отправились выше.
И встретилось нам мытарство тринадцатое — злопамятства. Как разбойники, подскочили к нам злые духи и, испытывая меня, хотели что-либо найти, записанное в хартиях своих, но так как, по молитве св.Василия, ничего не нашли, то зарыдали… Я во многом была грешна, но любовь питала ко всем, и к великим и к малым, никого никогда не оскорбляла, никогда не помнила зла, никогда не мстила другим за зло… И мы без остановки пошли дальше.
Одного из Ангелов, сопровождавших меня, осмелилась я спросить: «Умоляю тебя, скажи мне, откуда знают эти злые духи, которые нам встречались в мытарствах, кто и что в жизни сделал дурного?» Ангел отвечал: «Всякий христианин при Святом Крещении приемлет Ангела Хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на всё доброе и записывает все добрые дела, совершённые этим человеком… С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами человека и записывает их в своей книге; он записывает все грехи, в которых испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в рай и низвергнуть прямо в бездну, в которой живут и сами злые духи. Там души эти будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие в Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Тайн Тела и Крови Христа Спасителя, имеют прямо восход на небо, без всяких препятствий, и св. Ангелы являются их защитниками, и святые угодники Божии молятся о спасении душ праведно поживших людей.
О злочестивых же и зловерных еретиках, которые не совершают в жизни ничего полезного, которые живут неверием и ересью, никто не заботится, и в защиту их Ангелы ничего не могут сказать».
Пришли в мытарство четырнадцатое — разбойничества. В нём испытываются все те, кто с гневом толкал кого-либо или бил по щекам, по плечам и шее жезлом, или палкой, или каким-либо другим оружием. Ангелы, дав немного из ковчежца, провели меня чрез это мытарство.
Мы внезапно оказались в мытарстве пятнадцатом — чародеяния, обаяния, отравления наговорными травами, призывания бесов. Здесь находились злые духи, змееобразные по виду, для которых единственная цель существования — вводить людей в соблазны и разврат. Ни один из них не мог и слова сказать против меня, так как в этих грехах я была невиновною. По благодати Христовой мы скоро миновали и это мытарство.
После этого я спросила у Ангелов, сопровождавших меня: «За всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он в мытарствах сих после смерти истязуется или, быть может, возможно ещё в жизни загладить свой грех, чтобы очиститься от него и здесь уже не мучиться за него? Я просто трепещу от того, как подробно всё разбирается». Ангелы отвечали мне, что не всех так испытывают в мытарствах, но только подобных мне, не исповедавшихся чистосердечно перед смертью. Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от духовного отца прощение, то я перешла бы безпрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не захотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязуют меня за это.
Конечно, мне много помогало то, что я в течение всей жизни желала и старалась избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а чрез это и свободный переход от жизни сей в блаженную жизнь загробную. Духи злые, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым всё написанное. И видят это они, и знают, что всё записанное ими изглажено благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек ещё жив, то они стараются снова на этом месте вписать какие-нибудь другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди!.. Она спасает его от многих бед и несчастий, даёт возможность безпрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедуются в надежде, что будет ещё время и для спасения, и для оставления грехов; иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи — вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся всё высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, другие — другому и так далее; за такую исповедь они немало претерпят, проходя мытарства.
Так мы шли и беседовали; незаметно перед нами показалось мытарство шестнадцатое — мытарство блуда. Истязатели этого мытарства вскочили и, глядя на нас, изумлялись, что мы достигли безпрепятственно этого мытарства, и несколько времени стояли как будто в забытьи. Потом они принялись истязать меня, причём говорили не только правду, но много дали ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места; здесь задержались мы довольно долго. Вот мытарство семнадцатое — прелюбодеяния. Слуги этого мытарства быстро подскочили ко мне и начали излагать мои грехи: как я прежде, когда ещё не служила у св.Василия, имела супруга, которого мне дала моя госпожа, и жила с ним, а когда-то с другими согрешила, и много на меня клеветали. Святые Ангелы и здесь защитили меня.
Явились мы потом на восемнадцатое мытарство — мытарство содомских грехов, где истязуются противоестественные блудные грехи и вообще все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о которых, по слову апостола, «срамно есть и глаголати»(Еф.5:12).Я не была виновна против грехов этого мытарства, и мы скоро его миновали.
В то время когда мы поднимались выше, Ангелы сказали: «Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства; знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы; «помышление сердца человеческого — зло от юности его»(Быт.8:21); мало умерщвляющих плотские похоти и которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они более всех прочих мытарств пополняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала блудных истязателей молитвами св.Василия. Более уже не увидишь страха».
После этого мы пришли на девятнадцатое мытарство, которое носит название «идолослужение и всякие ереси».Здесь ни в чём меня не испытывали, и мы скоро миновали его. Затем нам встретилось мытарство двадцатое, которое называется мытарством немилосердия и жестокосердия. В этом мытарстве записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Когда кто не следует заповеди Божией и немилосерд, то душа такого человека, придя в это мытарство, подвергнута будет разным истязаниям и брошена в ад, и там затворят её до общего Воскресения. Такую душу Бог не помилует, так как она ни убогому не подала куска хлеба, ни нищего не успокоила, ни болящего не посетила, не помиловала слабого и обиженного если не делом, то хоть словом утешительным, и в его горе не поскорбела вместе с ним. Когда мы пришли сюда, князь сего мытарства показался мне весьма жестоким, суровым и даже унылым, как будто от продолжительной болезни. Он плакал и рыдал; казалось, что он дышит огнём немилосердия. Слуги его подлетели ко мне, как пчёлы, и начали меня испытывать, но, не нашедши ничего, отошли; мы же, весёлые и радостные, отправились дальше.
И вот мы приблизились к вратам небесным и вошли в них, радуясь, что благополучно прошли испытания в мытарствах… Пришли мы на одно страшное место, где были юноши, очень красивые, в огненных одеждах. Они встретили нас, радуясь тому, что душа моя спасена для Царствия Божия, и пошли вместе с нами, поя Божественную песнь.
Пройдя еще немного, мы увидели пред собой на возвышении Престол Божий, весь белый, просвещающий всех предстоящих пред ним. Вокруг него стояли юноши весьма красивые, блиставшие, одетые в прекрасные одежды… Приведшие меня святые Ангелы подвели меня к Престолу Божию, и я поклонилась невидимому Богу. Затем услышала голос, го­ворящий: «Пройдите с нею и покажите ей души праведных и грешных и все обители святых, находящиеся в раю, и места в преисподней, и потом дайте ей покой там, где укажет угодник мой Василий».
Мы отправились по неведомому пути и пришли в обители святых. Здесь увидела я различные палаты, сотворённые рукою Божией, искусно и красиво устроенные. Я изумилась увиденному и с радостью смотрела на всё. Святой Ангел, показывая мне обители святых, пояснял: «Это обитель апостолов, а то — пророков и мучеников, а другие обители — святителей, преподобных и праведников». Затем привели меня в жилище патриарха Авраама. Оно было заполнено славой и радостью духовной и ароматами благовонных цветов. Были здесь различные палаты, какие может устроить только Дух Божий.
Мы увидели множество младенцев, ликующих и веселящихся. Я спросила водящих меня Ангелов, что это за собор светоносных младенцев, ликующих и веселящихся вокруг этого святого старца. Ангелы ответили мне, что старец — это патриарх Авраам, а собор младенцев — это христианские младенцы. Затем мы отправились осматривать окрестности рая, красоту которых просто невозможно описать…
Затем меня повели в преисподнюю, где Господь заключил сатану, связав его. Там видела я ужасные муки. Оттуда мы направились на запад, где я видела столь же страшные муки, приготовленные для грешников. Всё это Ангелы показывали мне, говоря: «Видишь, от каких бедствий ты спасена благодаря молитвам св.угодника?..»
Мытарства блаженной Феодоры. М.: Благовест, 2000.    С сокр.

предыдущая