Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

От горя не спрячешься, его нужно пережить


Горе после смерти любимого человека, если оно очень глубоко и продолжительно, может омрачить всю последующую жизнь остающихся жить. Его последствия могут отразиться на их психическом равновесии и подорвать здоровье. Знакомые иногда советуют родственникам: «Не нужно идти на похороны». Последние соглашаются, тоже думая, что чем меньше видишь, тем легче перенести потерю. Это неверно. Я видел, как любящую старушку-жену, счастливо прожившую с мужем 50 лет, друзья уговорили не провожать его тело на кладбище, считая, что этим они избавляют её от излишних переживаний. Такое отношение к смерти близкого человека неправильно и нехорошо и по отношению к нему, и для оставшихся жить. От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить. Здесь есть, однако, две возможности:  горе может быть коротким или продолжительным.
Горе нужно принять и глубоко пережить; потеря должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, — не только интеллектуально, но и эмоционально. Без такого полного переживания горе будет очень продолжительным и может повести к хронической депрессии, потере радости жизни и даже всякого желания жить. Могут развиться тяжёлые болезни, включая такие, как колит и рак. Известно, что неизжитое горе чаще всего бывает у тех, кто не мог хорошо проститься с умершим: не видел мёртвого тела, не был на похоронах; например, у любящей жены солдата или офицера, получившей извещение о геройской смерти мужа и больше никогда ничего не узнавшей. Она не видела мёртвого тела, и у неё появляется желание отрицать реальность смерти. Её неизжитое горе будет тяжёлым, продолжительным и опасным. Ей будет очень трудно вернуться в русло нормальной повседневной жизни. Медицина обозначает это состояние словами: «Неизжитое горе создаёт психологический дефицит». Эти слова очень сухие, но верные. Изживание горя делает человека способным вспомнить умершего без эмоциональной боли и сохранить живые чувства для других. Люди, испытавшие горе, становятся лучше, они взрослеют.
Первая стадия горя — шок, безчувственность. Осознать потерю ещё невозможно. Всё, что нужно сделать, делается автоматически. Нет сна, нет аппетита; рассеянность и уныние; всё пусто и ненужно. Но подумайте, что ведь умерший не хотел бы, чтобы вы всё время горевали. Постарайтесь молиться за душу умершего — это нужно и ему, и вам. Надейтесь на встречу за гробом. Пройдёт некоторое время, и постепенно эмоциональный баланс начнёт восстанавливаться. Первые сутки или двое нужно целиком посвятить умершему, видеть его, даже говорить с ним, а после этого и дальше горевать и молиться, но начинать работать и быть с людьми, а не уединяться. Нам показано, что смерть не разделяет два мира непроходимой стеной. В этой стене есть дверь, и закрыта эта дверь не совсем наглухо. Смерть — это только переход из одного мира в другой.
Есть мудрость в том, как раньше прощались с умершим близким человеком. Не скрывали своих чувств, плакали и горевали открыто. Тело держали в доме, проводили ночь у тела, читая Псалтирь, или молясь, или просто сидя возле. Церковные службы, панихиды, достойные проводы и похороны. Последнее целование, участие в засыпании могилы. Поминки, даже плакальщицы — всё это помогало родственникам в изживании горя. Подумайте и о том, что душа умершего продолжает жить, что она в это время находится вблизи тела и видит вас и всё, что происходит. Сейчас мы далеко ушли от этих старых обычаев. Менее цивилизованные народы, с естественным образом жизни, всё ещё соблюдают старые разумные обряды, а нам следовало бы вернуться к христианским обычаям, связанным со смертью и похоронами. После смерти близкого человека родственникам придётся позаботиться о многом. Если при умирании вы были с ним, закройте ему глаза, подвяжите челюсть и сложите руки на груди. Тело нужно убрать, но не торопитесь отправлять его в морг или в похоронное бюро. Там тело покойника оденут, лицо иногда подкрасят, чтобы смерть выглядела как сон, но хотите ли вы этого? Сделайте всё сами, в последний раз. Если слишком трудно самим, пусть кто-то из знакомых уберёт и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните его и себя и вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте…
Церковь учит, чтобы над телом покойного был прочитан Канон на исход души, а затем как можно дольше читалась Псалтирь. Ушедший от вас не умер, его душа с вами и думает о вас. Она близко, и ей не всё равно, видит ли она своё тело замороженным в ящике морга или любимых людей, молящихся около тела. Дети тоже непременно должны видеть умершего и проститься с ним. Примите активное участие в выполнении всех формальностей: заполнение разных бумаг, организация похорон на кладбище, извещение в газеты и друзьям, просьбы о панихидах и так далее. В церкви дайте последнее целование. Попросите отслужить панихиду. Гроб должен быть простым. Дорогой гроб иногда служит искуплением вины у родных. Если есть такое чувство, его нужно искупить иначе — участием в погребении, молитвами. Умершего нужно хоронить в земле, а не сжигать. Огонь — символ ада. Над пеплом молитва не рождается. Могилки, креста — нет… удобно… и не надо над дорогим холмиком проливать слёзы, ибо над урной они почему-то не льются. Православная Церковь порицает сожжение, тело следует возвратить земле. Помогите нести гроб, опускать гроб в могилу. Бросьте горсть земли или поработайте лопатой. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священства, возьмите немного земли с могилы и принесите её в церковь или просто священнику для совершения отпевания, а после этого верните землю на могилу.
После похорон возвращение в опустевший дом может быть очень горьким. Одиночество. Жизнь кажется пустой. Хочется уйти от всего и закрыться в себя. Может облегчить молитва и мысль о том, что смерть — это только переход и что вы снова встретитесь. Кроме того, у всех есть друзья, и они в это время помогут разделить горе. Поминки тоже уместны. До сих пор горюющий уединялся в горе, теперь он возвращается к жизни общества.
Нехорошо смягчать горе лекарствами, его нужно изжить. Неизжитое горе уходит вглубь. Не нужно превращать умершего в фетиш, хранить его вещи, одежду и прочее. Ему нужно дать умереть. Это не безразличие и не эгоизм. Не нужно забывать умершего, наоборот, нужно сохранить светлую память о нём до конца своих дней, но жить нужно без депрессии, без постоянного «горького горя», сохранив себя для жизни с другими. Траур имеет смысл — есть обязанности и по отношению к умершему. Важно это и для себя — горевать лучше открыто. Посещайте кладбище. Здесь сами собой приходят мысли о бренности жизни, о духовном, о смысле смерти, они в какой-то мере успокаивают. Просите священника отслужить панихиду, особенно на третий, девятый и сороковой день, а затем в каждую годовщину смерти. Архиепископ Антоний Женевский пишет: «Душа умершего в ином мире сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от её жизни на земле… Для её изменения нужна помощь извне». Душа может соучаствовать в наших молитвах за неё, может и должна молиться вместе с нами. Это помогает ей очиститься и ускорит её развитие. Она может молиться и за нас, живущих. О.Сергий Булгаков пишет: «Молитвы действенны, умершие нуждаются в наших молитвах». Может быть, вы не верите в действенность молитвы за умерших? Но подумайте о том, что она им нужна и её ждут, пока вы тут сомневаетесь. Есть много свидетельств тому, что умершие являются живым в их снах или видениях и просят молиться за них. Есть сообщения  в житиях святых и в наше время, говорящие о том, что душа умершего после молитв и церковных служб за неё обретала покой.
Феофан Затворник умел послать слова утешения не только умирающим, но и их родственникам. Матери, недавно схоронившей дочь, он написал: «Милость Божия да будет с вами. Плачьте, плачьте. В этом нет ничего неестественного или укорного. Диво было бы, если бы мать не плакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством.
Умерла! Не она умерла, а умерло тело; а она жива, и так же живёт, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, когда ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы вы могли поговорить с ней лицом к лицу и попросить её опять войти в тело, она ни за что не согласилась бы… Ну вот и поплачьте. Только всё немножко… Благослови вас, Господи, и утеши!»
А мужу своей умиравшей сестры св.Феофан пишет: «Что судил Бог, тому надо покориться… Вашей жене нужна помощь. Вот на что надлежит нам устремить всё внимание и всю любовь к умершему. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если вы с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непременно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжение шести недель, да и далее… Не забудьте сделать так — вот и любовь! А слишком горевать и убиваться — мало имеет смысла».
Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». А веря, что при нашей помощи может молиться душа умершего, мы произносим и другие слова: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, нами Тебе молящегося».
Вот ещё две короткие молитвы за умерших: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (рабы Твоея), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная» и «Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами… просто думай об умерших, это поможет и им и тебе… беседуй с ними во имя Божие…» Особенно действенны молитвы за умерших, творимые в церкви, во время Божественной литургии. Вы подаёте просфору за упокоение души и с ней записку с именами тех, за кого вы просите священника помолиться. Из поданных молящимися просфор священник вырезает частицы и, опустив их в Чашу, молится об упокоении усопших. Это самое большое, что вы можете сделать для умерших дорогих вам людей.
Христианство учит: «Души святых и праведных и любящих нас умерших родственников молятся за нас, как и мы за них. Общение в молитве между живыми и умершими никогда не прекращается». Сохраняйте любовь к умершему. «Как жизнь вечна, так вечна и любовь. Она никогда не отпадёт, — учит св.апостол Павел. — Любовь вместе с душой переходит за гроб, в царство любви, где без любви ничего не может быть»; «Связанных союзом любви не разлучит Бог. Бог есть безпредельная любовь. Неужели, научая здесь нас любить друг друга, Бог будет по смерти отлучать нас от этой любви?» Чтобы помочь душам умерших, Церковь советует не только молиться, но и делать добро во имя их.
КАЛИНОВСКИЙ П.П . Переход. Последняя болезнь. Смерть и после. Екатеринбург: Русская энциклопедия, 1994.   С сокр.

предыдущая    следующая